credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. V. Преследования


Жан Дювернуа

 

Религия катаров (сокращенный перевод).

 

Часть Вторая

 

Раздел V.

 

Преследования

 

Любая дуалистическая религия становится жертвой репрессий: внутренних, если она является религией меньшинства, или внешних, если ей удается хорошо укорениться.

Преследование становится для нее элементом религиозной традиции. Достаточно много находится подтверждений этому в Писании: «В мире будете иметь скорбь», - говорит св. Иоанн (Иоан.16:33), а Книга о двух началах посвящает преследованиям целую главу, составленную исключительно из отрывков из Писания.[1];

Всякий «христианин» должен знать, что его может ожидать смерть за веру. Во время крещения он давал обязательство не покидать Церковь «из страха перед огнем, водой, или иным родом смерти».

«Соблазн» часто употребляется как ритуальный термин для обозначения преследований, причем его используют и вальденсы. В 1247 году двое совершенных покидают Брам (Од) «из-за соблазна», чтобы скрыться в виноградниках. Термин этот встречается еще в XV веке.[2].

 

           

 

V.1. УТАИВАНИЕ.

 

            Одним из первых способов избежать преследований является утаивание Церкви и удержание доктрины в тайне. С начала XI века практика казней на кострах угрожает небольшой общине полным уничтожением. Нет ничего удивительного в том, что перед лицом сильной политической или церковной власти, или же угрожающей толпы, первые публичные свидетельства катарских групп принимали вид полного отрицания.

            Так, собственно, происходит в Лангедоке во второй половине XII века, на соборе в Ломбер (1165 год) или во время визита папского легата в Тулузу в 1178 году. В этих случаях доктрина как бы сокрыта, но наличие группы не вызывает сомнений. Они также отказываются приносить присягу[3].

            Довольно быстро появляются обращения из страха, сомнений или же выгоды. Следует покупать прощение католических властей «обличением» ереси, как поступил в 1181 году катарский епископ в Пюй вместе со своим товарищем[4].

Но в Лангедоке нельзя говорить о утаивании с собственном смысле этого слова [5]. Если одни верующие не получали каких-либо сведений от совершенных по поводу эсхатологии или символической природы Девы Марии, то другие эти сведения получали. Просто обучение соответствовало аудитории.

Итальянские полемисты чаше упоминают о сокрытии (arcanum est, unum de secretissimus eorum, in secreto suo, credunt, sed non publice predicant), однако это относится к личным взглядам по поводу природы злого начала, подробностей падения или распятия, которые, как мы уже видели, не были догматизированы.

В целом, если доказана принадлежность к секте задержанного совершенного, то он открыто говорит о своей вере, независимо от того, отрекается он от нее или нет: «Обучают они своих верных всем этим заблуждениям, а когда их обнаруживают и они не могут уже таиться, то защищают их открыто перед инквизиторами, поддерживают свои взгляды и признают их». 

 

V.2. АРЕСТЫ.

 

            Кроме правил, запрещающих есть в одиночку, скорее всего, существовало еще особое обязательство воздерживаться от прием пищи в случае ареста. По крайней мере, такова практика начала XIV века.  

            В приговоре Амиеля из Перль, товарища Пейре Отье, от 15 июня 1309 года читаем, что «с момента поимки не желал он ни есть, ни пить, желая сам сделаться собственным палачом».

            Белибаст, задержанный благодаря доносчику Инквизиции Арнода Сикре, поступает так же. Сикре сообщает: «Поскольку этот еретик начал endura, то чтобы он не умер, я сказал ему, что жалею о том, что задержал его, и что вытяну его из тюрьмы».

            Даже если совершенный не отрекался от веры, арест ассоциировался с нарушением правил, по крайней мере, в области приема пищи, и беглецы должны были принять повторное утешение и пройти пост, как это произошло в случае с совершенной Жанной дель Пас (Лаурагэ, 1244 г.), которой удалось бежать из дворца графа Тулузского и вернуться в лес:  

 

Совершенный Раймонд из Ма (ее диакон) и его товарищ сказали ей поститься в течение трех дней, ничего не есть и не пить. По истечении этих трех дней прибыл туда совершенный Понс из Сен-Фой вместе с товарищем и дали ей утешение… Затем они сказали, чтобы она постилась на хлебе и воде в течение всего Великого Поста.

 

            Задержанный совершенный не мог скрыть своего статуса; в принципе не было даже потребности подвергать его классическому испытанию с убийством курицы.

            Правило «не лгать» было таким образом абсолютно обязательным. Совершенный должен был говорить, даже если не надеялся ни на что, а его ожидал только костер. Впрочем, верующим было известно о том, что если совершенных арестуют, то они очевидно могут их выдать.

            Но, разумеется, если совершенный отрекался от своей веры, то не мог дать Инквизиции лучшего доказательства своей искренности, кроме как сделаться ее сотрудником. [6]

            Когда диакон Раймонд Грос внезапно обращается в католицизм и вступает в доминиканский орден в Тулузе в 1237 году, он предоставляет Инквизиции список тулузских верующих. Таким образом, эти последние в какой-то степени избегают допросов, полностью ссылаясь на его признания. [7]

            Правда, в данном случае следует сопоставить два факта: во-первых, список получивших приговоры горожан является очень кратким, по крайней мере, по сравнению с Лаурагэ, а во вторых, Раймонд Гросс умирает в катарской вере[8].

            Пьер Отье после своего ареста вынужден был дать Бернарду Ги обширные устные или даже письменные показания,[9] причем не отрекаясь от веры, хотя его подчиненные начинали endura (1309 г.)

            В принципе, верующие были уверены, что из-за ареста совершенных они могут утратить свободу и имущество, и для них это было еще одной причиной устроить побег арестованным совершенным. После мирного договора 1229 года, когда еще шла своеобразная партизанская война, узников нередко отбивали силой, но чаще всего организовывали сбор средств среди населения для подкупа стражников или охранников. Случаи побегов были чрезвычайно частыми.



[1] Изд. Thouzellier, op.cit, pp. 408-455. См. Эврар Бетюньский, р. 1574, цитирует 2 Тим. 3,12.

[2] J. Fournier, t.I., p.318; - В Испании, Сальво Бурчи, изд Dollinger, op.cit., pp. 53-54. Отождествление «соблазна» с костром возможно происходит от 2Кор.11:29 « Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»

[3]Что, кстати, доказывает несоответствие истине обвинений тогдашних католических полемистов, которые приписывают катарам слова, которые св. Августин обращает против присциллиан: Jura, perjura, secretum prodire nolli.

[4]По этому вопросу см. Thouzellier, Catharisme et valdeisme en Languedoc e la fin du XIIe et au debut du XIII siecle, Paris, 1966, pp.1-22.

[5] Единственной аллюзией находятся в Manifestatio (изд. Dondaine, op.cit, pp.268, 269, 270), а также у Пьера-де-Во-де Серней (op.cit, р. 11). Но описанные там взгляды (четыре лица, сотворенные злым богом, Христос в теле Павла, Мария Магдалина как супруга Христа, злой Христос в земном обличье) не находят больше нигде подтверждения. В таком случае, мы имеем здесь дело с индивидуальными спекуляциями.

[6] Таких примеров много, начиная с Роберта ле Бугра и Райнерия Саккони, но так же и в Лангедоке.  

[7] Хроника Гийома Пельиссона, изд. Douais, Les sources se lhistoire de lInquisition dans le Midi de la France, Paris, 1881, p.110: «Хотя этот Раймонд был единственным свидетелем во многих делах, никто не отрицал его слов и не противился им. Более того, большинство из них говорили: Знайте, господа, что все было так, как говорит господин Раймонд, и просили, чтобы лучше он говорил то, что они должны сказать в своих показаниях, поскольку он знает правду лучше, чем они».

[8] Процесс Пьера Гарсиас, изд.  Douais, Documents, op.cit, II, pp.101, 105.

[9] Sentences de Toulouse, изд. Limborch, pp. 60,73,74.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments