credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

О тех, кого мы приручили.

Вместо эпиграфа:
"Беззащитность - это зависимость. Те животные, которых мы называем домашними, зависимы от нас не только физически. Мы любим их, а они - нас. Мы предаем их, а они - почти никогда".
(перевод с украинского мой. Галина Пагутяк. Эссе "Беззащитность".

«Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл.3:21)

 

Когда-то мне попался в руки журнал Свидетелей Иеговы (кажется, под названием «Пробудись!») и в нем статья о любви к домашним любимцам. Начиналась она вроде бы хорошо и славно: Иегова приказал Адаму (и людям впоследствии) заботиться о животных, и потому правильно любить животных, заботиться о них и т.д. и т.п. Но потом автор статьи задался вопросом, а можно ли любить своих домашних любимцев сильно? Настолько сильно, что они стают как бы членами семьи? Оказывается, автор статьи считает, что Иегова не хочет, чтобы человек возлюбил какую-то скотину до такой степени, какой любят другого человека, потому что скоты – они без души, и только человек – наделен душой бессмертной. Излишняя привязанность к животному все равно как привязанность к одежде: и к тому, и к другой стоит проявлять заботу и уход, но любить так, чтобы душу положить за них – это нет, это противно Иегове. И поняла я тогда, что, увы, никогда мне не стать Свидетелем Иеговы. На обложке журнала, на иллюстрации, изображающей рай для Свидетелей Иеговы, розовощекие девочки в цветущем саду тискали тигрят, но зверята были всего лишь антуражем, мягкими игрушками, дополняющими плюшевость этого «Царствия».

            Да и Бог с ним, с автором статьи, который то ли отображал доктрину «Неведомых Отцов», то ли высказывал свое собственное мнение. Множество людей – и я думаю, рядовые Свидетели Иеговы тоже среди них – любят своих собак, лошадей, кошек, шиншилл, волнистых попугайчиков и хомячков достаточно сильно, чтобы ночей не спать, когда их любимец заболел, покупать ему игрушки, откладывать лучшие кусочки и оплакивать, как родного ребенка, когда тот умрет. Богопротивно? Отнюдь. Вот как пишет по этому поводу вроде бы далекая от гуманизма 2-я Книга Царств: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек…» (2Цар.12:1-7)

Добрые Люди утверждали, что сманенные обманом или увлеченные силой дьявола духи упали на землю и вошли в одежды кожаные, которые Сатана сделал для них, чтобы так они вернее забыли о небесной родине. И духи вселились в тела людей, и животных, и птиц – во всех тех, в ком течет горячая кровь. И теперь души Божьи переселяются из тела в тело, и только когда душа вселяется в тело человека, достигшего различения добра и зла, тогда она может встать на дорогу Добра, получить крещение Духом Святым, и достичь Спасения. Но кем мы были до этого? В каких телах забвения обретались? И не ждет ли нас впоследствии вместо света Царствия темная нора или, в лучшем случае, кошачий домик? J Короче, «нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл.3:19), потому что некоторые особи и достигши совершеннолетия, не имеют различения добра и зла. Но животные, животные, это как дети, даже самые злые из них. Маленькие дети, которые любят нас и бояться нас лишиться. Разве мог благой Господь в Своем замысле помыслить, чтобы души людей достигали Царствия, а животные исчезали, как роса на солнце? И разве в конце времен был бы полон чертог брачный, если бы там не было моей собаки? Но, возразят мне: сказано ведь, «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Мар.16:16), и как тогда может достичь Царствия бессловесная тварь? Ведь она даже крещена не может быть!» А разве младенцы – не бессловесные твари? По крайней мере, у моей 12-летней собаки больше ума и даже зачатков различения добра и зла (отлично знает, что нельзя отбирать у кошек еду, но иногда не может справиться с соблазном), чем у новорожденного homo sapiens. Да и не в нашей христианской традиции крестить младенцев.

Но что же тогда? Блуждать им, душам животных и младенцев, из тела в тело, переживая бесчисленное множество смертей, пока, наконец, не вселятся в тело мужчины или женщины, которые «будут веровать и крестятся»? Может быть и так, ведь в Царствии Отца Благого души узнают друг друга, и будут любить одна другую, как отца, мать, сестру, жену, ребенка или любимую собаку, или любимого хозяина. А, может быть, и по-другому. Старший Пейре Отье, порицая Андрю из Праде за «недомученного младенца», говорил, что не следует крестить Духом Святым маленьких детей, и что в таких случаях (скорой и очевидной смерти ребенка) следует уповать на милосердие Божье. Именно на милосердие Божье, Его сострадание, которое позволит в конечном итоге тигру возлечь рядом с ягненком, верному псу – у ног хозяина, а кошке – на коленях Творца.

Любовь дана нам от Бога, и в отношении животных она – самая незамутненная. В ней нет сексуальной составляющей, понятия принадлежности к роду или меркантильных ожиданий кормильца в старости. Любовь к животному всегда жертвенная. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» сказано у Иоанна (Иоан.10:11), и это можно читать не только иносказательно. Так и любовь собаки к хозяину, ее верность стала нарицательной. Может быть, Господь, в превосходящей разумение любви Своей, скажет о моей собаке: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, потому что любовь покрывает множество грехов.» (Лук.7:47, 1Пет.4:8)?

В любом случае, не будем скупиться на любовь к животным, потому что всякая любовь – от Бога, «и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.» (1Иоан.4:7). Я, по крайней мере, после молитвы добрых верующих теперь буду добавлять: «и Боже, сделай меня такой, какой видит меня моя собака».


Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • О Воскресении

    «…и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и…

  • Что дает нам Страстная Пятница?

    Пилат сказал Ему: что есть истина? И вышедши к иудеям, сказал им: Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не…

  • Причастие или благословленный хлеб

    «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14). В Страстной Четверг прелаты великих Церквей отмечают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments