credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

7 ноября, в красный день календаря


Поговорим о проклятой смоковнице.

Многих людей совестливых и добрых смущает фрагмент в Писании, когда Господь Наш Иисус Христос проклинает смоковницу. Их смятение усугубляется еще и тем, что происходит это непосредственно «в теле повествования», а не в ходе притчи, которую рассказывает Господь. Вот этот отрывок, приводимый у евангелиста Матфея:

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.» (Матф. 21:18-19),

и у Марка:

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его». (Мар.11:12-14).

По версии Марка, смоковница усохла не сразу:

«Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня». (Мар.11:20)

Как же так, спросят совестливые и добрые, как же может быть, чтобы Тот, кто сказал: «Ибо Всевышний благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:35-37), мог вот так вот взять, и ни за что ни про что осудить бедное дерево, чтобы оно зачахло? (И к тому же поиск смокв на ветвях в марте-апреле заранее обречен на провал, а, следовательно, бедное дерево было повинно только в том, что встретилось на пути алчущего Мессии). У Матфея дальше еще интереснее:

«Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Матф.21:20-22)

То есть на первый взгляд создается впечатление, что смоковница была проклята просто ради разминки или для наглядного примера о пользе силы веры. Конечно, этот фрагмент даже клирики Римской Церкви толкуют иносказательно: дескать, будет проклят тот, кто не доказал свою веру благими плодами. Так, разозленный полным фиаско своих проповедей в городке Верфей (Окситания), Бернард из Клерво воскликнул посреди городской площади: «Верфей, пусть небеса иссушат тебя и превратят в пепел». Но поскольку проклинать человека или весь город еще хуже, чем бездушное дерево, а помыслить, что такое может совершить Господь, грешно и неблагочестиво, мы, с Божьей помощью и к досаде грамматистов, найдем другое объяснение этому отрывку из святого Писания. Ведь мы считаем, что исцеление Господом и Его апостолами многочисленных больных проходило не в смысле оздоровления их земных тел, но в смысле врачевания их душ (потому что Господь если что и творит, то на вечное, а не на преходящее, и если бы Он врачевал тела, они бы никогда не умерли).

Толкование первое: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).

На первый взгляд похоже на толкование католиков, с одним но:  Господь никогда не осуждает людей, даже плохих и недостойных, но изобличает грехи. Пышная зелень смоковницы здесь – суть красивые слова о любви, о смирении, о плюрализме – слова, на которые и сейчас не скупится Церковь Римская. Но под красивыми словами нет плодов. Не убоюсь сказать, что плоды, если посмотреть хотя бы здесь (http://myrngwaur.livejournal.com/495704.html) найдутся, но они будто от репейника. А ведь сказано: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Иоан.4:20) Вот и оголяются безобразные голые ветви, осыпаются от лживых листьев ибо «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». (Мар.4:22). Грех лжи будет посрамлен.

 

            Толкование второе: «но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!». (Мар.11:13-14).

Когда Бог зовет человека, как он может устоять? Когда Он приходит к нему, как человек может отвернуться и сказать: «Еще не время, приходи завтра»? Или: «Сейчас время такое, что удобнее творить грех, чем следовать Твоим заповедям»? Оказывается, клирики Римские могут такое сказать. Они, например, утверждают, что Средние века как раз и были таким временем, что люди ну все поголовно считали, что убить еретика хорошо, а толерантность – плохое качество, не украшающее христианина. Дескать, святая война. Когда говорят пушки, заповеди блаженства лучше не читать. По этому поводу вспоминается мне одна карикатура времен падения Совдепа. Это было время обнародования данных о деятельности некоторых «харизматических фигур», и когда вскрывались данные о совсем нелицеприятных поступках таких деятелей, те на голубом глазу утверждали: «Время было такое». Так вот, карикатура изображала Иисуса Христа с Иудой, стоящим перед Ним. Сжимая в кулаке свои 30 сребренников, Иуда Искариот говорит: «Понимаешь, чудак, время было такое» Nothing personal, just business!

И по этому поводу читаем грустную притчу у Матфея 22:

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.» (Матф.22:2-10).

Так что же, вновь спросят люди совестливые и добрые, таки истребил людей и сжег город их? Притча, барбарийя кергуду! Всякий из сокровищницы своего сердца выносит, кто злое, а кто доброе. Так и Писания читаются, через призму той же сокровищницы. Вот как отвечает Добрый Человек Пейре Отье на вопрос, куда деваются души инквизиторов:

«О клириках римских он сказал, что они пока что слепые и глухие, потому что они не хотят сейчас ничего видеть и не хотят слышать голос Бога. Но в конце концов, после большого покаяния, они способны будут уразуметь и узнать свою Церковь, и в других телах они распознают правду.» (Сибилла Пейре, 1322 год). Не сейчас, так в другой жизни, души попов и монахов великих христианских Церквей, а также души прочих лжецов, и суетных, и злобных, говорящих «Не сейчас», воплотятся в тела мужчин и женщин нашей веры, и ответят Богу эти души: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.».

 

Толкование третье: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.» (Иоан.15:1,2)

            Господь пришел к своим, но свои Его не приняли. Он пришел к людям Закона, но те соблазнились о Нем. Фарисеи задумали убить Его, и Иисус Христос говорит им: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». (Матф.21:42-44) Это и есть «проклятие смоковницы», когда лживая и злобная Церковь уже в силу своей лживости и злобности отпадает от лозы и не приносит плода, но подобна сухой ветви, которую, как известно, бросают в огонь. Благой Отец неоднократно взывал к народу Израилеву и его Церкви (в нынешних реалиях – к великим христианским Церквам), но она погрязла в грехах своих, и сама не вошла, и другим не дает войти. И по этому речено было: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Лук.13:34,35)

            Опять-таки, не человек проклят, но институция – лживая Церковь, храм, полный идолов: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». (Матф.24:1,2)

            Может быть, кто-то, читая эти строки, вздохнет и скажет: «Прав был Ницше – они убили Бога. Прав был Хайдеггер – Бог отказывает нам в Своем присутствии. Прав был Шпенглер – мы переживаем сумерки Европы. Будет ли вообще рассвет? Они убили истинную Церковь Божью, изгнали из этого мира один за другим всех апостолов Христовых – кто восстановит ее?

            Холодной и дождливой весенней ночью 1321 года на открытой площадке донжона замка Кастельбон сидел арестованный последний Добрый Человек Гийом Белибаст, скованный одной цепью со своим предателем Арнотом Сикре. Гийом Белибаст – ну кто его не знает? (Для тех, кто таки не знает, скажу кратко, что, оставшись один, без своего soci, он впал в смертный грех, который ему некому было отпустить). Казалось бы, павший Добрый Человек = обычный грешник, но вот такой у них происходит разговор:

            «[Скованный вместе со мной на вершине башни в Кастельбо] еретик сказал мне: «Если ты вернешься к лучшим чувствам и раскаешься во всем, что сделал против меня, то я приму тебя (сделаю Добрым человеком), и потом мы вместе бросимся с вершины этой башни; и сразу же моя душа вместе с твоей поднимутся к Отцу Небесному, где нам будут уготованы троны и короны небесные, и сорок восемь ангелов будут нести украшенные драгоценными камнями золотые короны, для каждого из нас, брат, чтобы отвести нас к Отцу небесному …»  (Арнот Сикре, 1321 год)

            На грешника, павшего Доброго Человека, снизошел Дух Святой, и с этой позиции – нового пастыря, имеющего на то полное право, Гийом и обращается к своему Иуде.

            К чему это я? Там, в Кастельбон, одной мартовской ночью открылись небеса, и Дух Святой снизошел на грешника, принесшего на алтарь вершины донжона свое полное раскаяния сердце. Грешник стал Добрым Человеком, способным спасать души других, возлагать на них руки. Там вновь воскресла погибшая было Церковь Христова. Гийом Белибаст был сожжен осенью того же года в Виллеруж-Терменез, очень далеко от Кастельбон… Но осенью этого года я была в Кастельбон, на развалинах этого донжона. Там, в расщелине между камней, которые некогда слагали замок, выросла красивая смоковница. Вся усеянная сочными и сладкими плодами. «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.» (Лук.21:29,30). Словно вспоминается...семьсот лет и немного еще… лавр вновь зазеленеет… «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф.23:39). Поверим ли мы в знаки? В то, что она возродится, Церковь Божья!


Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments