credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

И еще несколько свидетельств


И под самый конец уже, ради принципа.

 

Вот _это_ перевод материалов из Музея Монсегюра. Подобранных светскими историками. Цитаты. Из которых тоже видно, кто есть ху.

 

Обнаружение на большой части территории Европы приблизительно в эпоху Тысячелетия первых массовых движений и групп людей, названных «еретическими», ознаменовалось многочисленными преследованиями этих людей, организованных Римо-католической Церковью, которой оказывали всяческое содействие феодальные власти того времени, желавшие с ней сотрудничать.

В результате первого, а затем второго крестового похода против катаров в Лангедок, военные действия привели к подчинению окситанского народа и его великих князей, а также к присоединению завоеванных земель к французской короне.

Создание Инквизиции папой Григорием IX в 1233 году для уничтожения катарской ереси привело к тому, что эта безжалостная юридическая машина стала достаточно эффективной для того, чтобы полностью уничтожить катаризм в Окситании.

Со времени своего появления в исторических документах и до самого конца, катаризм известен нам по ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ СЛОВАМ, причем эти слова принадлежат как преследователям, так и преследуемым – и во многом, как ни странно, они или совпадают, или перекликаются.

Эти СЛОВА были написаны или произнесены устно и ясно отражают атмосферу и климат той бурной эпохи.

Эти живые СЛОВА вызывают живые эмоции.

Эти СЛОВА сказаны людьми из плоти и крови и хранят память о них.

Эти СЛОВА принадлежат животворящему огню истории.

 

Слова окситанских сеньоров, еретиков или простых верующих, слова преследуемых людей, лишенных права на собственную идентичность.

 

Согласно катарам, Римо-католическая Церковь поддерживала идолопоклонство, уча поклоняться кресту или образам. В реестре инквизитора Жака Фурнье можно прочесть такие слова на тему поклонения кресту: «Если бы отца какого-нибудь человека повесили на дереве, разве человек стал бы свидетельствовать уважение этому дереву? То же и с крестом, на котором распяли Сына Божьего, и он по-видимости умер на нем – его не следует ни любить, ни почитать.»

 

Реестр Инквизиции, показания перед Жаком Фурнье, содержит проповедь Жака Отье около 1305 года: «Взгляните на то, что творят злые: я, будучи неправ, однако богат, дам деньги судье, а он за эти деньги вынесет решение в мою пользу и накажет правого, но который ничего ему не дал. А ведь Сын Божий сказал, чтобы не судить других, ибо тот, кто так поступает, сам будет осужден. Так далеко, как простирается небо и земля, есть только один Судья в истине, запретивший делать другому то, что не хотели бы мы, чтобы нам сделали»

 

В городе Памье, в графстве Фуа, в сентябре 1207 года состоялся диспут между катарами, вальденсами и католиками, и один рыцарь, Понс Адемар де Рудейль сказал Тулузскому епископу Фульку, что никогда не верил в «то, что Римская Церковь может найти столь многочисленные и убедительные аргументы против еретиков». «Ну тогда, - сказал ему прелат, - отчего же Вы не изгоните их с ваших земель? – Но мы не можем, - ответил Понс Адемар, - мы выросли вместе с ними, у нас родственники среди них, и мы желаем жить с честью…»

 

Из показаний Арнода Роже де Мирпуа, брата Раймонда де Перейля, сеньора Монсегюра, перед Инквизицией:

«Моя мать Фурньера сделалась облеченной совершенной, и я видел, что она пребывала в этой секте еретиков более двадцати лет. И когда она там пребывала, я видел, что моя мать Фурньера открыто управляла своим домом в Монсегюре вместе с другими совершенными. И я часто приходил увидеться с нею. Я часто трапезовал с этой совершенной и ее подругами за тем же столом, и ел хлеб, благословленный ими, и другие блюда, подаваемые на стол. И я часто давал этим совершенным хлеб, вино, рыбу и другие вещи для еды. Это было сорок лет назад с лишним.»

 

Совершенные ценили то, что они должны были есть и пить, и предпочитали, чтобы еда и питье были хорошего качества. В Las novas del eretge католик Изарн приписывает катарскому епископу следующие хвастливые заявления: «Если я часто пощусь, то мне не стоит жаловаться, поскольку я наслаждаюсь отличной кухней, соусами из гвоздики, прекрасными паштетами. И намного вкуснее есть рыбу, чем плохое мясо, и пить вино с гвоздикой, чем бурду из бочки, и питаться  белым хлебом, чем монастырскими сухарями.»

 

У нас есть забавное описание ритуала servisi apparelhamentum «уготованной службы», то есть коллективной исповеди, когда совершенные склоняются перед диаконом до земли, совершая свои venias, простираясь на коленях так, что лицо касалось земли: «Гийом Гарсиас, рыцарь из Фанжу (…), видел Жана Камбиаира и его еретических товарищей, когда они совершали apparelhamentum. И тогда свидетель и несколько других присутствующих громко рассмеялись из-за падения одной дамы, которая перекувыркнулась, когда совершала свое venias, кланяясь еретику. В связи с этим свидетель вышел вместе с несколькими другими лицами, которые не могли удержаться от смеха».

 

Из показаний Бернарда Кайроля, из Жуку, перед Инквизицией, после взятия Монсегюра: «Пьер-Роже де Мирпуа со всеми рыцарями и сержантами Монсегюра приходили в деревни вместе с совершенными, и когда совершенные обнаруживали зерно или муку, то они их покупали, а также бобы, или овощи, и увозили все это в Монсегюр. Но когда мы обнаруживали тех, кто не пожелал продать муку или зерно совершенным, то я сам, Пьер-Роже и все вышеупомянутые военные из замка реквизировали эту муку или это зерно, и потом давали им за это то, что мы желали. Это было полтора года тому, то есть, когда граф Тулузский начал войну»

 

Из показаний Раймонда де Перейля, сеньора Монсегюра, перед Инквизицией: «Я видел, как совершенные открыто управляли своими домами в Лавеланет, с моего согласия и по моей воле. И я часто приходил туда видеться с совершенными и часто поклонялся им, как я уже говорил. И я открыто принимал в Монсегюре совершенного Госельма, совершенных Гвиберта де Кастра, Жана Камбиаира и Бертрана Марти и всех других совершенных, которые пожелали придти в этот замок. И я использовал всю данную мне власть для того, чтобы открыто защищать их как в этом замке, так и в других местах.»

 

Епископ Суассона Лизьярд Фит призвал к себе Клемента и его брата Эврара, из Бюси-ле-Лонг, возле Суассона, и упрекал их за то, что они проводят собрания вне Церкви, и что их можно признать еретиками. На это Клемент ответил игрой слов: «Разве не читали Вы, Монсеньор, в Евангелии: Beati eritis? что можно перевести как «Блаженны те, кто наследует», а на языке того времени это также значило «Блаженны еретики».

 

Сальво Бурчи верно передал обличения Ломбардских катаров против Римской Церкви, которая нарушает евангельские заповеди:

«Прелаты мира сего изощряются и прилагают все усилия, чтобы ввести в статуты городов пункты, согласно которым тех, кого они называют еретиками, могли быть замучены разнообразными муками. А если община не желает этого делать, они обрушиваются на нее и заявляют: «Мы вас отлучим!».  Люди, взгляните: они убивают тех, кто не желает судить, блудить, есть мясо и тд… Но против тех, кто носит у пояса меч, совершают прелюбодеяние и убийства, они ничего не требуют вносить в статуты. Церковь Римская, руки твои по локоть в крови мучеников!»

 

Из проповеди Пьера Отье, который завершает свою аргументацию чрезвычайно сильной фразой, которую трудно опровергнуть: «Ибо есть две Церкви: одна бежит и прощает, а другая владеет и сдирает шкуру; и только та, которая бежит и прощает, следует прямым путем апостолов; она не лжет и не обманывает; а та Церковь, которая владеет и сдирает шкуру – это Церковь Римская».

 

 

Слова прелатов и легатов Римо-католической Церкви, северных рыцарей и баронов, слова, предшествующие крестовому походу, или уже сказанные во время и после завоевания.

 

Бернар из Клерво, цистерцианский аббат, реформатор Сито с 1143 года, говорил по поводу еретиков: «Еретики не слушают ни авторитетов, ни убеждений, ни вразумлений; они предпочитают умереть, чем обратиться. Посему с ними может справиться только материальный меч»

После своего поражения как проповедника в июне 1145 года в Верфей, взбешенный этим городом, он произнес ему такое проклятие: «Верфей, пусть небеса иссушат тебя и превратят в пепел!»

 

10 марта 1204 года Иннокентий III написал королю Франции: «Изгони графа Тулузского с земель, которые он занимает, и отбери их у сектантов, чтобы дать их добрым католикам, которые смогут, под твоим счастливым владычеством, верно служить господину своему.»

 

Был еще один диспут в Памье, где была Эксклармонда де Фуа, сестра Раймонда Роже, графа де Фуа, которая открыто защищала еретиков и хотела вмешаться в дискуссию. Тогда монах, брат Этьен де Мизерикорде, указал ей на ее прялку с такими словами: «Мадам, вернитесь к своей прялке. Вам не следует брать слово в дискуссиях такого рода.»

 

22 июля 1209 года город Безье был взят штурмом рутьерами, и когда осаждающие увидели, что там нельзя отличить католиков от еретиков, говорят, что они спросили у цистерцианского аббата Арно-Амори, папского легата, как отличить дурных от благих. И аббат ответил: «Убивайте, ибо Господь распознает Своих». Эти слова обычно передают в таком виде: «Убейте всех, Бог Своих узнает».

 

Что касается того, как следует поступать с еретиками, король Франции Людовик IX, будущий Людовик Святой выразился вполне определенно: «Единственный способ дискутировать с еретиками – это приставить меч им к брюху, и вонзить его так глубоко, как это возможно».

 

Доминиканец Этьен де Саланьяк передает впоследствии слова Доминика де Гусмана, будущего святого Доминика по поводу еретиков, которых он пытался обратить: «Многие годы я безуспешно увещевал вас с кротостью, я вам проповедовал, умолял, плакал. Но, как говорят у меня на родине, там, где не поможет благословение, поможет палка. И вот, мы возбудим против вас князей и прелатов, которые, увы! вооружат против этой земли народы и королевства, и многие из вас падут от меча, земли будут разграблены, стены разрушены, а вы сами, о горе, вы будете обращены в рабство. Вот, как бывает, когда bagols, палки, делают то, что не могут agols, благословения.»

 

Вот, что говорит эта ужасная папская булла от 10 марта 1208 года, объявляющая крестовый поход в Лангедок: «Вперед! воинство Христово! Вперед! мужественные добровольцы христианской армии! И пусть вас ведет скорбный вопль святой Церкви, слышимый повсюду! Пусть вас воспламенит благочестивое рвение отомстить за великое оскорбление, нанесенное вашему Господу!..»

 

В Песне о крестовом походе, клирик Гийом Тудельский описывает всевозможные жестокости против еретиков: «И они сожгли многих еретиков, сынов блуда, и множество безумных еретиков извивалось в огне. И затем из-за зловония их падали, останки сбросили в большую яму.»

 

Хроника Гийома из Пьюлоранс об осаде Монсегюра: «…Пьер-Амиель, архиепископ Нарбоннский, Монсеньор Дюран, епископ Альби, и сенешаль Каркассона Уго дез Арсес осадили замок Монсегюр… убежище для всякого рода злодеев и еретиков словно «синагога Сатаны»… И долгое время крестоносцы осаждали его и достигли очень малого. Тогда они решили послать легко вооруженных слуг в сопровождении людей, хорошо знавших местность; те вскарабкались ночью на скалы над ужасными пропастями, а потом, с помощью Божьей, проникли на укрепленный пост, расположенный на уступе горы; убрали часовых, захватили это место и предали мечу всех, кого там нашли.

 

…Так был обеспечен более легкий доступ для оставшейся армии (крестоносцев). Что же до тех, кто оставался внутри, то из-за атак они не знали передышки ни днем, ни ночью, и эти неверные не могли больше выдерживать нападений наших войск. Потому позже они предпочли спасти свою жизнь и отдать крестоносцам замок и еретиков… числом более двух сотен… Когда они отказались обратиться, как им предлагали, то были сожжены за частоколом из кольев и бревен… Замок же был возвращен маршалу де Мирпуа, которому он принадлежал…»


Tags: Оплот ереси
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments