credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Истинный образ. Р.3. Европа забывает. Окончание.


БОСНИЯ И ТУРКИ

 

В Боснии, куда под конец XIV века патаренские жители Чьери ходили получать обучение и consolament, дуалистическое христианство было официальной религией до конца XV столетия, благодаря поддержке и принятию ее именитыми людьми: крупными феодальными семействами, близкими к власти, и коммерсантами, тяготеющими к Рагузе. Сами боснийские баны (правители) были к ней благосклонны. Однако, в конце XIV столетия они заметили приближение турецкой опасности: в 1393 году турки заняли Тырново, столицу Болгарии, и начали нападать на Сербию. Боснийские правители оказались перед выбором: примириться со Святым Престолом и опереться на поддержку венгерской армии, или, наоборот, вести переговоры с турками – стать католиками или мусульманами…

 

Бан Стефан Фома в середине XV века избрал католический лагерь, обратился и получил крещение из рук кардинала. Против боснийских христиан были даже организованы некоторые репрессии; они были смещены со всех политически важных постов, а их имущество конфисковано. В 1460 году бан, ставший католиком, вынуждал их обратиться или ссылал в Герцеговину.

Однако венгерская армия ничего не могла сделать против турок, которые продвигались вперед. В 1439 году была оккупирована вся Сербия; в 1453 году пал Константинополь, каковое событие, с нашей точки зрения, означает конец Средневековья. Хотя сама Босния была завоевана только в 1463 году, стало ясно, что репрессии, которым власти подвергли катарское население, не особенно побуждали последнее сопротивляться захватчикам.

Проблема в том, что когда Босния становилась мусульманской, не отмечено никаких религиозных репрессий против боснийских христиан. В то время, как православные в Сербии и Болгарии более или менее соблюдали свои уставы, боснийские катары без особых потрясений растворились в исламе. Хранили ли они подпольно свою веру, или в тайне своего сердца им было легче найти компромисс с этой религией, чем с католическими властями? У катаров и мусульман было много общего в теологическом плане, как минимум концепция о природе Христа и Страстях, а также некоторый общий вкус к простоте.
Эта интеграция в ислам, искренняя или рассчитанная, скорее всего, не была насильственной. Но все же она остается последней неразгаданной загадкой, загадкой этого благосклонного к катарскому христианству места, где это христианство развивалось на протяжении трехсот лет. В любом случае, боснийский опыт свидетельствует против обычных для современных историков утверждений, согласно которым катарская утопия не смогла бы долго продержаться, не скатившись к анархии, или не сделавшись, в свою очередь, репрессивной. В той же степени, сведения о том, что мирное сосуществование катаризма и ислама в Боснии тоже свидетельствуют, что политика репрессий не является ни необходимой, ни обязательной, ни единственно возможной

 


Tags: Анн Бренон. Истинный образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments