credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Истинный образ. Р.3. Европа забывает. Продолжение


ИТАЛИЯ, ДЖАКОМО БЕШ И ВАЛЬДЕНСЫ

 

Италия долгое время играла роль убежища, где укрывалась запрещенная в Окситании вера катаров, потому что таковы были тамошние политические и культурные структуры, чрезвычайно затруднившие систематическую работу Инквизиции. Италия не стала жертвой крестового похода, завершившегося вначале вторжением, а потом полной заменой ее феодалов иностранной, подчиненной Риму сословной кастой. С другой стороны, никакая власть, ни светская, ни церковная, долгое время не оказывалась достаточно сильной – поскольку папа и император нейтрализовали друг друга – чтобы потревожить квази-независимость итальянских городов и их патрициата, оказывавшего существенную социальную поддержку итальянскому катаризму, как оказывала ее мелкая сельская знать катаризму окситанскому. К тому же, вскоре между патаренами и гиббелинами – сторонниками императора – установилось молчаливое согласие, позволившее и дальше защищать катаризм.

 

Поворот в ходе Истории произошел в 1266-1268 гг., в ходе интервенции и победы Карла Анжуйского, когда гвельфская партия одержала в Италии верх. Хотя в некоторых городах, где гиббелины остались у власти, как в Пизе, катары и дальше существовали, но в целом, под конец XIII века, итальянские Церкви были искоренены почти полностью, как и окситанские Церкви. На аренах Вероны, после розыскной операции в Сермионе, в 1278 году разом исчезли в огне общины Баньоло и Дезенцано, на таком же огромном, как в Монсегюре, костре. Восстановление папской власти, как и шаги, предпринятые против сторонников императора, были дополнены действиями и юрисдикцией Инквизиции, не зависящей ни от кого, кроме папы, а также нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев. Произошло несколько городских восстаний, подобных тем, что были в Каркассоне и Лиму: около 1300 года Парма и Болонья взбунтовались против Братьев-Проповедников и их костров. Но последние катары уже смешались с более молодыми диссидентскими движениями, рожденными из духовного обновления XIII века, в котором они, собственно, сами и участвовали. Под конец XIV века, в Чьерри, местный житель Джакомо Беш дал показания перед Инквизицией о том, как он искал апостольскую преемственность у катаров – и даже ходил учиться в Боснию – а потом у вальденсов. В Джавено в 1335 году, в Пиньероль и Турине в 1388-89 гг. обвиняемые отрицали перед Инквизицией Воплощение и реальное присутствие Тела Христова в евхаристии, а также верили в «огромного дракона, творца земли и господина мира»; некоторые говорили о consolament; кто-то придерживался смешанных верований о переселении душ, немедленном воскрешении тел и продвижением определенных сексуальных свобод.

Еще в 1412 году инквизитор Фра Джованни из Сузы вынес в Чьери приговор обвиняемым, которые явно выглядят как катары, и трое из которых были сожжены. Вне всякого сомнения, катаризм участвовал в этом последнем бурлении, где смешались старые и новые диссидентские религиозные пульсации конца Средневековья, вместе защищавшиеся от Инквизиции, и неотъемлемые уже от народного синкретизма, особенно на Севере Италии. В высокогорных долинах-убежищах альпийского Пьемонта, выходящих ущельями к Провансу и Дофинэ, в конце XIV века поселились вальденские общины. Они дожили до протестантской Реформации, в которую влились, утратив, однако, свою идентичность. Именно среди их собраний религиозной литературы на окситанском языке был найден фрагмент катарского Ритуала, находящийся сейчас в Дублине, и датируемый 1375 годом. То, что катарские и вальденские беженцы жили в те времена вместе в высокогорных долинах, и что вальденсы сохранили после исчезновения (естественного?) катаров среди своих книг проповедей евангельский катарский труд – это практически установленный факт. Однако, в вальденской теологии и экклезиологии, в том виде, как она предстает перед нами во время присоединения общин Альпийских Долин к Реформации в 1532 году, уже нельзя выделить ни одного специфически катарского тезиса.

 


Tags: Анн Бренон. Истинный образ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments