credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

О страхе и так далее

«Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Прит.1:7)

Так и вижу, как возмутятся обиженные поборники агрессивной секулярности, как они начнут домысливать цитату: «Что ж, кроме Библии, человеку и читать ничего не рекомендуется? И если что-то написанное будет противоречить Писанию, то пусть страх Господень прибавит на чашу весов Писания?» Но что значит – страх Господень?

Есть horror, страх раба перед господином, царем жестоким, который жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. Этот раб трепещет в страхе наказания, а потому делает только то, что ему сказано – ни больше, ни меньше. Он будет буквально исполнителен – от забора и до обеда. Кто служил в армии, знает, сколь продуктивен такой труд. Многие знают, что китайские товары плохого качества, но, боюсь, немногие догадываются, что причиной такого низкого качества является то, что эти товары созданы рабским трудом в лагерях Ляогай. Такой страх – страх перед наказанием, ужас перед поркой – заставляет зарыть свой талант в землю. Но есть другой страх Господень – священный трепет (tremor) перед любящим Отцом, страх Его огорчить, тем самым выпав из Его света. Именно о таком страхе говорит Соломон, сын Давидов, о страхе, рожденном любовью. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви», говорит любимый ученик Господа (1Иоан.4:18). И этот страх – страх ребенка лишиться матери, этот трепет – трепет оказаться недостойным любви Отца. Именно такой страх Господень побуждает душу действовать, дерзать, растить таланты, восхищать, ибо сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). И эти страх не быть с Ним и желание быть достойным Его – основная забота сынов света. Не страх порождает любовь, но страх порожден Любовью. «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.» (2Иоан.1:6). И если любовь к Богу и страх Господень являются основами деяний человеческой души, живущей в этом мире, то и мудрость – истинную мудрость – душа будет выводить из этого.

Мир, а с ним и коммерческая культура потребления, извращают само понятие любви, и на эту тему уже высказывались все, кому не лень. Любовь как обладание, любовь как безумство, любовь как лихорадка – сколько бумаги было переведено на описание такой любви! Это литература, и хорошо и плохо написанная, как говаривал незабвенный Оскар, но главное в том, что она, надо признаться, более востребована и приносит немалый доход. Человеческая душа жаждет любви, но в мире находит лишь неполное и временное обладание, горькие плоды безумства и печальное выздоровление от скороминущей любовной лихорадки. Мир подсовывает под нос суррогаты – все более заяложенные и опошленные – и чем дальше, тем больше мы страдаем от изжоги на эти эрзацы любви. На закате жизни душа оказывается одинокой, выброшенной на обочину обществом потребления (где царят молодые и здоровые), беззащитной перед лицом смерти. Скрытые за зелеными изгородями кладбища, убранные с глаз долой в специальные заведения престарелые и безнадежно больные вдруг, в один миг, оказываются ближайшими соседями, врываются в жизнь непрошенными гостями. Человек бросается за помощью, но мир и здесь манит лишь ни к чему не обязывающими туманными надеждами на нанотехнологии, чудодейственные лекарства и … Бога. Не раз слыхала сама - поставь свечку в храме, говорили попы, и Бог дарует тебе здоровьечко (телесное, конечно, а зачем нам иное?). Рыночные отношения царят и в области подразумеваемых отношений с Богом: ты мне, я тебе. Может не в высших сферах теологии - но на практике. Не дашь денег – твоя проблема: тот, кто жнет, где не сеял, тебе покажет, где раки зимуют! А насчет заповедей Господних, так это все – для красного словца, поэтическая метафора, не более того. «Доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Прит.1:22).

Что сказать на это? Без истинной мудрости душа теряется в этом лесу эрзацев и извращенных понятий. Так платят за отсутствие истинных пастырей, а ведь если слепой поведет слепого – оба они упадут в яму. Остается только читать и перечитывать Бенаресскую проповедь Будды, которая перекликается с 1 Посланием Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1Иоан.2:15-17). Или вспоминать Добрых Людей, которые говорили: «Не удивляйтесь, братья мои, что мир ненавидит нас… Потому что мы свидетельствуем, что дела мира сего злы. Если бы нам было позволено говорить и проповедовать открыто, то все люди отвернулись бы от ложной Церкви волков и обратились в нашу веру, ибо мы учим не лгать, и не обманывать, и никому не причинять зла, и соблюдать заповеди; и как мы учим – так мы и делаем… И это нам дана власть спасать души»

Зачатки истинной мудрости – в любви к иному миру. Воистину душа – как журавль с поврежденным крылом: и рад бы вознестись в вырий, да вот вынужден всю жизнь коротать на болоте. Психолог скажет: «Настройтесь на позитив, не комплексуйте». Да и то правда – можно всю жизнь провести, жадно выглядывая лягушек у себя под ногами. Но почему нас временами так влечет крик журавлиной стаи там, далеко в небесах?


Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments