credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. III. Обряд. Продолжение


III.2. MELIORAMENTUM.

           

Melioramentum (на окситан - milhoirer, miloirer)  - это обряд, который католические источники называют adoratio  (этимологическое значение «молиться перед», «обращаться с молитвой»).

Эта практика выражает почтение к совершенному как носителю Духа Святого, «Добра», его просят о благословении и заступничестве. Совершенные практикуют этот обряд и между собой, по крайней мере, в торжественных обстоятельствах, или же, когда встречаются впервые[1].

 

Однако обычные верующие имеют ту же обязанность, и именно этот обряд связывает их с Церковью, состоящей из совершенных. Тот факт, что какой-то совершенный был «почитаем» подозреваемым, для Инквизиции является решающим фактом; отсюда бесконечные упоминания об этом обряде в судебных источниках, из которых можно сделать вывод, что он относился только к верным.

 

3.2.1 Ритуал..

 

            Полный ритуал, практикуемый в торжественных обстоятельствах (например, впервые для нового верующего) состоит из трех коленопреклонений или даже поклонов, а затем поцелуя мира. Это сложный и заметный ритуал, потому нет ничего удивительного в том, что в повседневной жизни он был упрощен, особенно в угрожающих обстоятельствах. Описания, которые мы находим в источниках, различаются между собой, но являются однозначными.

            Как в полной, так и в сокращенной формулировке, тот, кто совершает melioramentum, становится на колени, кладет руки на землю или на лавку и склоняет голову так, что трижды прикасается к рукам губами[2].

            При каждом поклоне он говорит Benedicite (по-латыни), и «Господин» или «Добрый христианин», «Госпожа», «прошу благословения Божьего и вашего», «молитесь Богу за нас». На третий раз он добавляет «Господин, молитесь Богу за меня, грешника, чтобы избавил меня от лихой смерти и привел к счастливому концу» (Senher, pregatz Deu per aquest peccaire, que Deus mapport a bona fi).

            На первый и второй раз совершенный, к которому обращаются, отвечает: «Примите это от Бога и от нас», а в третий раз «Просим Бога, чтобы Он соделал из Вас доброго христианина и привел Вас к счастливому концу».

            После этой церемонии тут же совершается поцелуй мира, caretas.

            С другой стороны, иногда мы встречаем очень краткие формулировки, а жесты ограничиваются склонением головы. Ритуальное приветствие тоже ограничивается тремя Benedicite, а совершенный отвечает тихо и еле слышно.

            В общинной жизни такой почитание не совершается ежедневно. Оно происходит три-четыре раза в неделю, когда входят и выходят, до и после торжественной проповеди.      Из-за того, что этот акт был столь важен в глазах Инквизиции, торжественное melioramentum совершалось без свидетелей, или только при одном свидетеле, чтобы если что, то его показаний не хватило бы для того, чтобы стать доказательством в суде.

            Трактат Ансельма Александрийского передает нам необычно живое описание церемониала прибытия странника в дом совершенных:

Когда катар из любой секты, или верующий, входит в дом других катаров, которых он не знает, а особенно, если ему неизвестно, кто из присутствующих тоже является катаром, то говорит: «Bessea trona![3] Можем ли мы приступить к «лучшему»?[4] Или может сказать: «Вот согнутое дерево!» Тогда, если там присутствует кто-либо, не принадлежащий к их религии, и кого они опасаются, старший отвечает «Садитесь». Тем самым прибывший понимает, что там есть кто-то, кому не доверяют. Если же таких, кому не доверяют, нет, старший отвечает: «Поступайте так, как желаете». Тогда прибывший говорит: «Примите это, если угодно сие  Богу и вам». Старший отвечает: «Пусть Бог примет, если сие Ему угодно». Тогда прибывший кланяется, совершая глубокое venia, и говорит: «Benedicite». Кланяется второй раз, произнося Benedicite parcite nobis, если он является катаром. Если же он только верующий, то говорит: «Benedicite parcite nobis, добрые христиане, просите Бога, чтобы привел меня к счастливому концу и избавил меня от лихой смерти». Старший отвечает: «Пусть Господь благословит нас и примет в служении», если говорящий является совершенным. Верующему же он отвечает: «Пусть Господь приведет тебя к счастливому концу и позволит тебе избежать лихой смерти.

            3.2.2 Значение.

 

            Melioramentum не является обычным оказанием почтения. Естественно, что совершенные имеют право требовать его от верующих, и делают это.

 

После обеда Пьер Отье сказал мне, что согласно обычаю, если кто-либо из их друзей видел их три или четыре раза, что он должен совершить melioramentum перед ними. «Что это такое?» - спросил я. «Это получение, - сказал он мне, - христианского благословения, поскольку так принято меж нами». – «А как это делается?» - спросил я. «Нужно встать на колени и сказать трижды Benedicite».  – «Хорошо, - сказал я, - но я это сделаю где-нибудь в другом месте, потому что та женщина, которая во дворе, могла бы увидеть нас через какую-нибудь щель; с удовольствием сделаю это как-нибудь ночью, когда никто не сможет нас увидеть».[5].

 

            Тем не менее, этого не требовали от тех, кто не имел достаточной веры:

 

Госпожа Онорс, жена Жиральда из Кастельно (…) встретила в Тулузе, в доме госпожи Бернарды, Бернарда Бонафус, Раймунда Гросса и двоих других еретиков, их товарищей… означенная Бернарда сказала ей поклониться этим еретикам и показала (ей), как это делается. Но еретики сказали ей тогда, чтобы она этого не делала, если в них не верит.

           

Так, как мы уже это видели при consolamentum больных, после торжественного melioramentum как правило наступала convenenza. Последний совершенный, Белибаст, даже говорил своей пастве, что melioramentum может ее заменить, и даже, что его будет достаточно для спасения, если в момент смерти рядом с верующим не окажется совершенного, который сможет «дать утешение» умирающему, поскольку тогда вмешаются «духовные апостолы», то есть, «духи небесные» [6].



[1] Приговор Амиелю из Перль, изд. Limborch, op.cit., p. 37: “Означенный несчастный Амиель сознался, что принадлежал к секте, которую возглавлял еретик Пьер Отье. Признался в этом перед нами и перед другими лицами, что этот последний был его старшим, и оба они, перед нами, склонившись до земли, совершили друг перед другом поклон на еретический манер» (1309); - см. также Tractatus de hereticus Ансельма Александрийского, цитируемый выше.

[2] «Бернадр Эскулан из Сен-Поль-Кап-де-Жу (Тарн) … почитал этих еретиков на коленях, положив ладони на землю» (Doat XXV, f 245 r, ок. 1273 года); - «Он сказал мне, что когда мы предстанем перед Монсеньором Морельи, то есть, еретиком, то между нами и Монсеньором будет поставлена лавка; Монсеньор встанет с одной стороны лавки, а мы с другой; и один из нас скажет Монсеньору Benedicite, кланяясь, и говоря это, встанет на колени возле лавки перед еретиком; стоя на коленях таким образом, он коснется лавки соединенными ладонями, а склонившись над своими ладонями, коснется их устами» (J. Fournier, t.II, p.70, 1318); - Facit veniam profunde (Ансельм Александрийский, op.cit, p. 317); - Douais, Documents, II, p.86.

[3] Возможно, здесь неверная транскрипция. Be (n) se atrova!) ? «Все ли хорошо» (?).

[4] Дословный перевод латинского melioramentum.

[5]Показания Пьера де Лузенака перед Жоффре д’ Абли, 17 января 1309 года. Рук. 4269 B.N., f 55 v.

[6]Те, кто «почитает» совершенных еретиков, даже если не станут еретиками через руки земного совершенного перед смертью, получат своего духовного совершенного, или ангела, который сделает их еретиками, прежде, чем они умрут… J. Fornier, t.II., p.509.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments