credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. III. Обряд. Продолжение

III.1.2 Покаяние.

После этого коллективного признания вины, удивительно похожего на коллективную монастырскую исповедь, диакон должен наложить на общину «дни, часы, veniae, посты и проповеди».

Саккони приводит этому пример, говоря что диакон может наложить «три дня поста» или «сто коленопреклонений» (veniae)[1]

В реестр Жака Фурнье находятся следующие данные: 9 дней на хлебе и воде за прикосновение к женщине или за несознательную ложь.

Если речь идет о проповедях, то кающийся, скорее всего, был обязан, независимо от своего умения, произнести ряд проповедей, что также могло быть и небезопасно.

Возможно, что диакон налагал на общину какое-то обычное покаяние («три дня на хлебе и воде», говорит Ансельм Александрийский, называемые еще «днями служения»), но знакомился также и с индивидуальными проступками, за которые налагал и индивидуальное покаяние, более суровое.

Смертный грех должен был представлять, скорее всего, предмет индивидуальной тайной исповеди. Покаяние зависит от того, публичным ли был грех, тайным или это был грех намерения. Ансельм Александрийский разъясняет это следующим образом:

За грех смертный и явный, их прелат назначает им три дня постоянного trapassar, как они это называют; это значит, что тот, кто согрешил, ничего не ест и не пьет на протяжении этих трех дней. Далее, прелат назначает ему отбыть три поста на хлебе и воде. Обратите внимание на то, что все катары проходят три поста, но тот, на которого наложено покаяние за смертный грех, должен пройти их таким образом, чтобы его посты не совпадали с обычными постами других. Он также навсегда утрачивает функцию старшинства (prioratum), и не сможет ни на кого возлагать рук, разве что в случае крайней необходимости.

Если кто-нибудь смертно согрешит тайком, то вновь получает утешение, и получает 27 дней trapassar, то есть без еды и питья, но не подряд. Если он имеет функцию Старшего, то не утрачивает ее, но достоинство прелата утрачивает, и также не может ни на кого возложить рук, разве что в случае крайней необходимости.

Если кто-нибудь желает и жаждет превыше всего чего-нибудь, что у них считается смертным грехом, но не делает этого, получае 7 дней trapassar, но не подряд. Оставляют ему самому решать, хочет ли он быть повторно утешен, или нет. Тем не менее, он утрачивает достоинство прелата, но не функцию Старшего.

За обычные грехи, в которых исповедуется один за всех, раз в месяц, как это описано в Сумме Брата Райнерия, дают им три дня на хлебе и воде. Это то, что у них называют «днями служения».

Однако, здесь не хватает одного элемента. В случае явного смертного греха, должно наступить повторное утешение после этих трех постов, который, как мы уже видели, как правило, проходили перед consolamentum. Согласно Райнерию Саккони:

Когда один из них совершает грех телесный, или какой-либо еще, который по их представлению является смертным, после возложения рук, должен признать именно этот грех, а не иные, и вновь тайно принять возложение рук от своего прелата и по крайней мере еще одного, присутствующего вместе с ним.

Очевидно, следует понимать, что этим прелатом является уже не диакон, но Епископ или один из его Сыновей.

Трудно также понять, или совершивший грех «против Духа» мог воспользоваться благодатью покаяния. Согласно Монете, катары считали, что «покаяние (имеется в виду consolamentum) не может быть возобновлено в случае отдельных грехов, таких как отступление от веры и борьба против однажды принятой истине». Для обоснования этого катары цитировали Евр. 6, 4-6, Евр. 10, 26, 1 Ио. 5, 16, Лук 9, 62. Монета ясно говорит: «За иные грехи налагаете покаяние и возобновляете возложение рук[2]. Значит, это не практиковалось в случае апостасии или явного предательства.

Но на практике простое отречение от катаризма, совершенное вынужденно, не представляло собой lapsus a fide, и существует много примеров совершенных, которые, отрекшись от катарской веры после крестового похода, вновь воссоединились с катарской Церковью через consolamentum. Таким образом совершенная Арнода де Ламот из Монтобан (Тарн-на Гаронне) после отречения от ереси и примирения с Церковью епископом Кагора в 1212 году, вновь получила утешение в 1224 году после нескольких дней пребывания в монастыре Линас (Конкоррес, Лот), являвшимся ничем иным, как подпольной общиной совершенных.

Когда же речь шла о предателе, доносчике, то его судьба, как мы уже видели, предоставлялась на милость Божью, если она не одна из тех, что пали по собственной воле или, что еще хуже, не относится к созданиям благого Бога.

Обычные верующие часто становились свидетелями «службы» совершенных, которую как правило сопровождала проповедь диакона. Судебные источники из Лангедока неоднократно упоминают об этом до самого 1275 года (а еще это происходит в Италии). Последние Реестры, из Каркассона и Памье (1284-1325) хранят молчание на эту тему. Иерархия находится слишком далеко. Но упоминается случай с совершенным, который отправляется в Ломбардию, чтобы получить новое утешение.



[1] Op.cit., p.69. Ансельм Александрийский, loc.cit., говорит только о трех днях поста.

[2] Ibid, 304. Взгляд, согласно которому consolamentum не могло быть возобновлено, иногда поддерживаемый до сих пор, для того, чтобы поставить под вопрос аутентичность Акта в Сан-Фелис, является ошибочным. Но мнение о невозможности наново сделать предателя еретиком, бытует еще в XIV веке: “Мне кажется, что эти еретики считали, что если один из еретиков совершал какой-нибудь смертный грех, за который вновь должен был быть еретикован, как, например, телесное познание женщины, то он мог вновь быть еретикован и сделаться добрым человеком. Если же он обращался в веру Римской Церкви и выдавал других еретиков и их верных, то не мог уже стать еретиком. Однако, я не слыхал, чтобы они говорили, что арест или выдача еретика были бы грехами против Духа Святого» (J. Fournier, III, p.233).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal