credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Об "этической эволюции" и "учителях света"

Просто так, для сравнения. Я понимаю, что это теологическая и вроде бы ни к чему не обязывающая дискуссия, однако речь здесь ведь и об этических выводах. Я постараюсь не искажать позицию автора.

Итак, постулат 1.

Если ты приблизишься к городу, чтобы воевать с ним, вначале призови его к миру. Тогда, если миром ответит он тебе, и откроет тебе ворота, тогда все люди, находящиеся в городе, выплатят тебе дань и пусть работают на тебя. Но если он (город) не согласится на мир с тобою, пойдет на тебя войной - осаждай его. И даст его Единый, Бог твой, в руки твои, и истребишь ты мужей его мечом. Только женщин и детей, и скот, и всё, что в городе будет, все трофеи забери себе - и будешь питаться захваченным у врагов, которых отдал тебе Единый, Бог твой.
Так делать будешь со всеми городами, (расположенными) очень далеко от тебя, которые не относятся к городам этих народов, что здесь.
Только от городов этих народов, что Единый, Бог твой, дает тебе на поселение, не оставляй в живых ни одной души; ибо запрет наложишь ты на них - на хеттов, амореев, ханаанеев, перизитов, хивитов и иевусеев, как повелел тебе Единый, Бог твой: чтобы они не научили вас делать всю их мерзость, которую они делали ради своих богов, и вы не согрешили бы перед Единым, Богом вашим.
(20,10-18).

Постулат 2.

Все мужчины, оставшиеся в городе, по определению считаются воинами и уничтожаются. Женщины, дети, скот и имущество забирают победители. А в случае "семи народов" уничтожению подлежат и женщины, дети и даже скот. Как мы говорили в статье "Память об Амалеке", дети (а во многих аспектах - и женщины) воспринимались в древнем мире как имущество, и уничтожение их означало всего лишь одно: "я не буду пользоваться имуществом своего врага, ибо он нечист перед Единым; я уничтожил его не в корыстных целях, а для своей безопасности на своей земле по воле Творца". (ср. также беседу по главе "Матот").

Это кажется жестоким? В наши дни - несомненно. Но ещё в середине двадцатого века Америка - символ свободы личности и демократии - уничтожила, не подумав дважды, Дрезден, Хиросиму и Нагасаки, вместе с младенцами и женщинами. В те дни это считалось нормальным: на войне, как на войне. Но всего через одно поколение, во Вьетнаме, подобные действия уже вызвали массовый протест у самих американцев. Этическая эволюция в действии на наших глазах. Впрочем, мы можем наблюдать её во всех областях жизни, не только в связи с войной: в той же Америке в столь близкое время - пятидесятые годы двадцатого века - существовал апартеид и сегрегация чёрного населения: практически такая же, за которую та же Америка осуждала ЮАР всего поколение спустя.

Постулат 3 (вдогонку)

отчего Бог, вмешивавшийся тогда по каждому поводу, не остановил Моше, отдававшего такие распоряжения?

Потому что на тот момент, там и тогда это был единственный способ представить вещи. Это был единственный ультиматум, способный расчистить путь еврейскому народу. Как я показал в комментарии, реально люди "семи народов", не оказывавшие сопротивления евреям, не уничтожались, а вливались в население новой страны со всеми гражданскими правами. Таким образом происходило не этническое/расовое, а КУЛЬТУРНОЕ замещение - вместо аморальных обществ ханаанских городов-государств с их человеческими жертвоприношениями и прочими прелестями возникло этическое (более или менее, увы! - но всё же!) общество Земли Израиля, где могли прекрасно жить и иевусеи, и хетты, и ханаанеи, принявшие этические законы.

Ну и вывод

Фактически то, что Вы сказали сейчас, означает: "при некоторых условиях массовое уничтожение враждебного народа оправдано". О том и речь.

http://imenno.livejournal.com/159880.html

Ну это при том, всем, конечно, что Богу, конечно, угодна этическая эволюция, только несомненно тогда, когда "мы можем ее себе позволить".

Я не буду этого комментировать. Ни сути, ни представлений о том, что только _в наши дни_ такие вещи считаются ужасными.
За меня есть кому это прокомментировать. Это еще в 13 веке сделали. Безо всякой там "этической эволюции". Или, по крайней мере, произошла она намного раньше.

Я считаю, что смогу ясно показать с помощью Писания, что существует иное божество или господин, который является творцом и «создателем» - и это не Тот, Которому вверяют свои души те, кто страдает, творя Добро. Особенно это ясно видно, если я встану на точку зрения наших противников, соблюдая то же доверие, с которым они относятся к Ветхому Завету[1].

…Также, я утверждаю, что не истинный творец тот, кто создал и обустроил видимые вещи этого мира. И я докажу это по его злым делам и лживым словам, если верно, что слова и дела, о которых сообщается в Ветхом Завете, были сделаны (и сказаны) им во Времени, материально и реально[2], как без тени сомнения утверждают наши противники.

Мы испытываем несказанный ужас при виде этих дел: а дела эти - прелюбодеяние, кража имущества, проклятие святого, сознательная ложь, обычай давать слово под присягой или без нее и не держать его. Если принять точку зрения наших противников и их толкование Ветхого Завета, то получается, что все эти отвратительные вещи совершены Богом, о котором идет речь, в этом временном мире, материальным и видимым образом. …

…Во Второзаконии Моисей говорит своему народу: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Втор.20:10-17)». И еще читаем во Второзаконии: «И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце; и предал его Господь, Бог наш, [в руки наши], и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор.2:32-34). И еще: «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского… и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми[3]; но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу.» (Втор.3:3,4,6,7).

Таким образом, достаточно ясно, для людей мудрых, что творец, который в этом временном мире совершил убийства без всякой жалости стольких мужчин и женщин с их малолетними детьми, не является истинным Творцом. И особенно когда речь идет об этих последних, о детях, то ситуация выглядит абсолютно невероятной: как может истинный творец в этом видимом мире обречь без милосердия на самую жестокую смерть малых детей, которые не имеют возможности различения добра и зла, и не имеют «свободы воли» (если уж говорить с точки зрения наших противников)? И ведь все это противоречит тому, что Сам Господь говорит устами Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца» (Иез.18:20). Иисус Христос, верный Сын Нашего Творца, конечно, не учил тех, кто следует Его Закону, полностью уничтожать своих врагов в этом временном мире: наоборот, Он повелел им делать только добро, как Сам Он говорит в Евангелии от святого Матфея: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Матф.5:43,44). И ведь Он совсем не говорит в этом видимом мире: Преследуйте врагов ваших, как делал отец ваш[4] с самой древности, но наоборот: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф.5:44,45); и Христос хотел сказать: «чтобы вы пребывали в любви Вашего Отца, Который на небесах, и Который есть делом милосердия». Ибо Сам Иисус Христос, Сын Божий, учил, что Его Отец совершает в этом нынешнем мире это дело милосердия, как Он говорит о Своих собственных деяниях в Евангелии от Иоанна: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.» (Иоан.5:19). Таким образом, Отец Иисуса Христа не мог во времени и в этом мире уничтожить на глазах у всех столько мужчин и женщин с их малыми детьми, особенно когда сказано, что Он «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3), как утверждает Апостол.



[1] Джованни де Луджио (или его ученик) не интерпретирует Ветхий Завет, как его оппоненты, но для большей убедительности всегда – или почти всегда – якобы становится на их точку зрения.

[2] «Абсолютные» дуалисты – и сам Джованни де Луджио – утверждали, что события и божественные вмешательства, о которым сообщает Ветхий Завет, имели место в духовном мире (но никак не во временном, видимом и материальном мире). Если они не отражают дьявольских действий, то тогда их следует интерпретировать как символы, которые имели место в небесах.

[3] Во время крестового похода против альбигойцев, римские католики могли использовать эти цитаты из Библии, для оправдания того, что они отдают города и замки на разграбление и уничтожают жителей, как они поступали множество раз. Наоборот, мораль катаров категорически осуждала войны и убийства, где бы они не происходили. Что бы там не говорили, но катаризм представлял тогда несомненный моральный прогресс. И их отказ даже приписывать благому Богу ужасы, описанные в Библии, демонстрирует нам ту меру «переоценки», которая произошла тогда в моральном сознании лучших людей.

[4] Pater vester: Отец ваш (который не на небесах), Дьявол.


Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments