ПРЕХОДЯЩИЙ АД И КОНЕЦ ВРЕМЕН
Читая трактаты и ритуалы катаров, мы не находим никаких упоминаний, разъясняющих последовательное переселение божественных душ из одной телесной тюрьмы в другую. Только в антикатарской полемике и показаниях перед Инквизицией содержится информация на эту тему. Однако теоретические тексты Добрых Христиан четко описывают божественный план, эсхатологию надежды. Книга о двух началах – фактически фрагментарное резюме огромного теологического трактата, о существовании которого мы узнаем от Райнерия Саккони – как и Анонимный трактат, утверждает, что вопреки тому, чему учат католические клирики, Бог не создает бесконечно новые души, чтобы однажды остановить время и судить всех, в том состоянии и возрасте, в котором Он их застанет. Наоборот, определенное количество божественных душ пало в рабство тел, и теперь они должны «пробудиться» в этом мире, перед тем, как услышать призвание покинуть его и вернуться на небесную родину. Глава, посвященная опровержению понятия свободы воли в Книге о двух началах, очень недвусмысленно говорит по этому поводу:
«Они полагают, что новые души или духи создаются каждый день, и что Господь будет судить тех, кто совершал поступки по свободной воле, добрых и злых, великих и малых. Что они ответят на мой вопрос: Значит, все народы, какие только есть в мире, как они считают, соберутся перед Богом? Если это правда, то там будет множество детей всех рас, четырех лет и даже младше, а еще огромная толпа немых, глухих, простых духом, которые даже никогда не были способны совершить покаяние, и которые никогда не получали от Господа наименьшей силы практиковать добродетель, ни наименьшего распознания того, чем есть Добро. Как и по какой причине, Господь Иисус сможет сказать им: «Придите, благословенные Отца Моего?... (или) Идите прочь от Меня, проклятые, в огонь вечный?»…
Анонимный трактат настаивает на том, что Христос призовет к Себе «все» падшие души.
«…Господь пожелал назвать «всем» то, что духовное и благое, когда Он говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ио. 12, 32)… Иоанн (говорит) в Евангелии: «Всё чрез Него начало быть, а без Него ничто начало быть» (Ио. 1, 3) И чтобы показать, что под этим разумеются вещи благие и духовные, он добавил впоследствии: «Только то, что было в Нем, было жизнью» (Ио. 1, 3-4).
…Господь сказал, как говорит Иезекииль «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу.» (Иезек. 34, 16). И о том же самом, когда Он ищет, сказано: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10)… И там же еще говорится: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мт. 15, 24)… Давид, говоря от имени всего Израиля, заявляет то же: «Иссохло в печали око моё, обветшало от всех врагов моих»… (Пс. 6, 8)»
Катарские Доктора использовали цитаты из Ветхого Завета, трактуя рабство Израиля в Египте в аллегорическом смысле. С их точки зрения, там, конечно же, говорится о рабстве душ, созданных Богом, в мире врага. Они очень явственно противостояли римо-католическим концепциям о том, как в конце времен земное существование будет внезапно остановлено, и недавно созданные новые души, не имеющие возможности опыта и познания Добра, на Страшном Суде определенно будут осуждены на вечные муки, или наоборот, достигнут не менее вечного Спасения, вместе с душами воскресших из мертвых по этому случаю. Они верили во всеобщее спасение всех божественных душ, попавших в рабство тел во время творения злого мира. Но спастись могут только те души, которые пробудились. Это означает, что переселяясь из тела в тело после своего падения, эти души, рано или поздно получат опыт и возможность познания Добра, и что все они, рано или поздно, осознав свою принадлежность к миру Божьему, к иному миру, будут призваны Богом, и все, рано или поздно, воссоединятся с Ним.
«Конец света» - этот термин занимает значительное место в эсхатологии катаров: но это ни в коем случае не внезапный конец. По мере того, как божественные души будут осознавать свое небесное происхождение, отказываться от злого мира, покидать его, злой мир будет опустошаться от бытия – потому что только Бог может быть творцом Жизни или бытия – до того дня, когда последняя воплощенная душа будет освобождена земной смертью от состояния забытья. Тогда видимый мир вернется к своему небытию, а божественное творение, которое, по-видимому, было заражено временной утратой бытия, воссоединится с вечностью навеки. Так это описывает глава о творении Книги о двух началах:
«Это благородное творение или созданное истинным Богом благое бытие, должно быть навечно и во веки веков, а это, как мне кажется, не очень согласуется с теорией наших противников, особенно с тем, что те, кто существует сейчас, и земля, и все элементы, будут полностью уничтожены жаром огня, как согласно им, или тому, во что они верят, утверждает святой Петр (2 Пе. 3, 10)»
Все теоретические и фундаментальные тексты катаризма настаивают на том факте, что только Бог способен создать стабильное и вечное творение, и что только Его творение является истинной жизнью. Потому абсолютно невозможно даже помыслить о том, что злое начало, способное лишь на топорную и нестабильную попытку творения, сможет держать в заточении до бесконечности божественные души: в вечности, и с точки зрения вечности, Добро всегда побеждает. Но Добро должно во времени и в этом видимом и преходящем мире, без перерыва производящем смертные тела, дать средство Спасения. И здесь дуалистическая логика приводит нас к спасительному таинству крещения Духом, о котором святые Писания говорят, что оно передано Христом человекам через посредничество святой Церкви.
Именно с помощью consolament может быть прервана цепь перерождений. «Духовное крещение Иисуса Христа» позволяет душе познать ее небесное происхождение и сакрализует ее освобождение от зла. Облеченная в Дух, эта душа больше не воплотится, но телесная смерть, через которую она должна будет пройти, вернет вечности ее творение. Это и пытался как мог объяснить Пьер Маури, пастух из Монтайю, инквизитору Жаку Фурнье:
«Когда душа человека выходит из тела, и если этот человек перед смертью не стал добрым христианином, то есть еретиком, она как можно скорее пытается вселиться в иное тело…»
Церковь катаров чувствовала себя Церковью Божьей, получившей от Христа, через апостольскую преемственность, обязанность ширить и уделять в этом мире, князем которого есть Сатана, спасительное таинство духовного крещения, благодаря которому, все души, созданные истинным Богом, одна за другой, получат возможность освободиться от зла, как принято говорить в христианском народе, обращаясь к Отцу в Молитве Господней. В конце времен все души будут спасены. Церковь катаров не допускала существования вечного ада: вечность принадлежит только Добру. Когда в этом мире, где смешались бытие и ничто, временное и вечное, наступит момент, когда его покинет последняя искра Божья, всё это проявление зла исчезнет, и злое начало выявит свое бессилие перед вечностью и опустеет. Ад - это всего лишь временная тюрьма для душ, их муки закончатся в конце времен.
Злое начало является совечным Богу, и поэтому Бог не имеет отношения к возникновению зла, - «Бог не создавал ни тьмы, ни зла», - заявляет Книга о двух началах, - но ни в коем случае не равносильно Ему. Согласно терминологии Анонимного Трактата катаров, «зло есть, и одновременно не-есть». В заключении к своей статье о Книге о двух началах, опубликованной в «Писаниях катаров», Рене Нелли предложил очень верную формулировку: «Злое начало утратит реальность, когда Бытие одержит над ним победу».