credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Истинный образ. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика. Окончание


ПРЕХОДЯЩИЙ АД И КОНЕЦ ВРЕМЕН

 

Читая трактаты и ритуалы катаров, мы не находим никаких упоминаний, разъясняющих последовательное переселение божественных душ из одной телесной тюрьмы в другую. Только в антикатарской полемике и показаниях перед Инквизицией содержится информация на эту тему. Однако теоретические тексты Добрых Христиан четко описывают божественный план, эсхатологию надежды. Книга о двух началах – фактически фрагментарное резюме огромного теологического трактата, о существовании которого мы узнаем от Райнерия Саккони – как и Анонимный трактат, утверждает, что вопреки тому, чему учат католические клирики, Бог не создает бесконечно новые души, чтобы однажды остановить время и судить всех, в том состоянии и возрасте, в котором Он их застанет. Наоборот, определенное количество божественных душ пало в рабство тел, и теперь они должны «пробудиться» в этом мире, перед тем, как услышать призвание покинуть его и вернуться на небесную родину. Глава, посвященная опровержению понятия свободы воли в Книге о двух началах, очень недвусмысленно говорит по этому поводу:

 

 

«Они полагают, что новые души или духи создаются каждый день, и что Господь будет судить тех, кто совершал поступки по свободной воле, добрых и злых, великих и малых. Что они ответят на мой вопрос: Значит, все народы, какие только есть в мире, как они считают, соберутся перед Богом? Если это правда, то там будет множество детей всех рас, четырех лет и даже младше, а еще огромная толпа немых, глухих, простых духом, которые даже никогда не были способны совершить покаяние, и которые никогда не получали от Господа наименьшей силы практиковать добродетель, ни наименьшего распознания того, чем есть Добро. Как и по какой причине, Господь Иисус сможет сказать им: «Придите, благословенные Отца Моего?... (или) Идите прочь от Меня, проклятые, в огонь вечный?»…  

                                                                                                                             

Анонимный трактат настаивает на том, что Христос призовет к Себе «все» падшие души.

 

«…Господь пожелал назвать «всем» то, что духовное и благое, когда Он говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ио. 12, 32)… Иоанн (говорит) в Евангелии: «Всё чрез Него начало быть, а без Него ничто начало быть» (Ио. 1, 3) И чтобы показать, что под этим разумеются вещи благие и духовные, он добавил впоследствии: «Только то, что было в Нем, было жизнью» (Ио. 1, 3-4).

…Господь сказал, как говорит Иезекииль «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу.»  (Иезек. 34, 16). И о том же самом, когда Он ищет, сказано: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10)… И там же еще говорится: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мт. 15, 24)… Давид, говоря от имени всего Израиля, заявляет то же: «Иссохло в печали око моё, обветшало от всех врагов моих»… (Пс. 6, 8)»

 

Катарские Доктора использовали цитаты из Ветхого Завета, трактуя рабство Израиля в Египте в аллегорическом смысле. С их точки зрения, там, конечно же, говорится о рабстве душ, созданных Богом, в мире врага. Они очень явственно противостояли римо-католическим концепциям о том, как в конце времен земное существование будет внезапно остановлено, и недавно созданные новые души, не имеющие возможности опыта и познания Добра, на Страшном Суде определенно будут осуждены на вечные муки, или наоборот, достигнут не менее вечного Спасения, вместе с душами воскресших из мертвых по этому случаю. Они верили во всеобщее спасение всех божественных душ, попавших в рабство тел во время творения злого мира. Но спастись могут только те души, которые пробудились. Это означает, что переселяясь из тела в тело после своего падения, эти души, рано или поздно получат опыт и возможность познания Добра, и что все они, рано или поздно, осознав свою принадлежность к миру Божьему, к иному миру, будут призваны Богом, и все, рано или поздно, воссоединятся с Ним.

«Конец света» - этот термин занимает значительное место в эсхатологии катаров: но это ни в коем случае не внезапный конец. По мере того, как божественные души будут осознавать свое небесное происхождение, отказываться от злого мира, покидать его, злой мир будет опустошаться от бытия – потому что только Бог может быть творцом Жизни или бытия – до того дня, когда последняя воплощенная душа будет освобождена земной смертью от состояния забытья. Тогда видимый мир вернется к своему небытию, а божественное творение, которое, по-видимому, было заражено временной утратой бытия, воссоединится с вечностью навеки. Так это описывает глава о творении Книги о двух началах:

 

«Это благородное творение или созданное истинным Богом благое бытие, должно быть навечно и во веки веков, а это, как мне кажется, не очень согласуется с теорией наших противников, особенно с тем, что те, кто существует сейчас, и земля, и все элементы, будут полностью уничтожены жаром огня, как согласно им, или тому, во что они верят, утверждает святой Петр (2 Пе. 3, 10)»  

 

Все теоретические и фундаментальные тексты катаризма настаивают на том факте, что только Бог способен создать стабильное и вечное творение, и что только Его творение является истинной жизнью. Потому абсолютно невозможно даже помыслить о том, что злое начало, способное лишь на топорную и нестабильную попытку творения, сможет держать в заточении до бесконечности божественные души: в вечности, и с точки зрения вечности, Добро всегда побеждает. Но Добро должно во времени и в этом видимом и преходящем мире, без перерыва производящем смертные тела, дать средство Спасения. И здесь дуалистическая логика приводит нас к спасительному таинству крещения Духом, о котором святые Писания говорят, что оно передано Христом человекам через посредничество святой Церкви.

Именно с помощью consolament может быть прервана цепь перерождений. «Духовное крещение Иисуса Христа» позволяет душе познать ее небесное происхождение и сакрализует ее освобождение от зла. Облеченная в Дух, эта душа больше не воплотится, но телесная смерть, через которую она должна будет пройти, вернет вечности ее творение. Это и пытался как мог объяснить Пьер Маури, пастух из Монтайю, инквизитору Жаку Фурнье:

 

«Когда душа человека выходит из тела, и если этот человек перед смертью не стал добрым христианином, то есть еретиком, она как можно скорее пытается вселиться в иное тело…»  

 

Церковь катаров чувствовала себя Церковью Божьей, получившей от Христа, через апостольскую преемственность, обязанность ширить и уделять в этом мире, князем которого есть Сатана, спасительное таинство духовного крещения, благодаря которому, все души, созданные истинным Богом, одна за другой, получат возможность освободиться от зла, как принято говорить в христианском народе, обращаясь к Отцу в Молитве Господней. В конце времен все души будут спасены. Церковь катаров не допускала существования вечного ада: вечность принадлежит только Добру. Когда в этом мире, где смешались бытие и ничто, временное и вечное, наступит момент, когда его покинет последняя искра Божья, всё это проявление зла исчезнет, и злое начало выявит свое бессилие перед вечностью и опустеет. Ад - это всего лишь временная тюрьма для душ, их муки закончатся в конце времен.

Злое начало является совечным Богу, и поэтому Бог не имеет отношения к возникновению зла, - «Бог не создавал ни тьмы, ни зла», - заявляет Книга о двух началах, - но ни в коем случае не равносильно Ему. Согласно терминологии Анонимного Трактата катаров, «зло есть, и одновременно не-есть». В заключении к своей статье о Книге о двух началах, опубликованной в «Писаниях катаров», Рене Нелли предложил очень верную формулировку: «Злое начало утратит реальность, когда Бытие одержит над ним победу».

Tags: Анн Бренон. Истинный образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments