credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Истинный образ. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика. Продолжение.

 

ХРИСТОС  БЕЗ РАСПЯТИЯ

 

Катаризм, христианская религия, основанная на Новом Завете, выстраивала свои догматы вокруг христологии, полностью отличавшейся от христологии Римской Церкви. Катарское христианство, так же как и Римское христианство, как и реформаторские христианские течения, основывалось на краеугольном камне вмешательства Бога в этот мир, посредством явления Его Сына, Иисуса Христа, принесшего Откровение и Спасение. Но мы уже знаем, что катаризм имел особое прочтение послания Христова - Евангелий. Ему также была присуща специфическая интерпретация роли Христа.

 

Послание Христово, глубинный смысл евангельских писаний, согласно катаризму, были ничем иным, как призывом к пробуждению: напоминанием воплощенной душе, что она не принадлежит этому миру.

 

«Иаков сказал в своем Послании… И Христос сказал: «Ибо идет князь мира сего» (Ио. 14, 30). И Он добавил: «Царство Мое не от мира сего» (Ио. 18, 36). И в другом месте: «Не о всем мире молю» (Ио, 17, 9). И еще: «Отче Праведный! И мир Тебя не познал» (Ио. 17, 25) . И кроме того, Он сказал о Своих апостолах: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ио. 17, 16). И потом: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое» (Ио. 15, 19)…

И еще:

«Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ио. 3, 1)».

 

Эти простые и короткие цитаты из Анонимного трактата катаров прекрасно задают тон. В бесконечном милосердии Бог передал Своему «порабощенному народу» послание Откровения и Спасения, чтобы «избавить его от зла». И Христос, посланный Богом, явился в этот мир и проповедовал о Царствии Отца Своего, напоминая уснувшим душам об их небесной отчизне. Такая интерпретация Слова Христова не является фундаментальной противоположностью римо-католического догмата, и даже не сильно от него отличается. Она просто отдает предпочтение аспекту евангельского просвещения, но, само собой, следуя логике дуалистического прочтения. Средство Спасения, согласно катаризму, было совершенно евангельским, но при этом радикально отличным от искупительной жертвы католического Христа.

Катары считали, что на самом деле Сын Божий пришел в этот мир не для того, чтобы искупить первородных грех Своей жертвой и смертью на кресте, но просто для того, чтобы напомнить людям, что их Царство не от мира сего, и научить их спасительному таинству, которое навсегда избавит их от зла и от времени. Этот спасительный подвиг - таинство крещения Духом, переданное Христом Своим апостолам.

Христианство без распятия… Христианство без Преосуществления… Католическая Церковь строила свои догматы вокруг искупительной жертвы Христовой и сакрализовала Его телесное мученичество, которое неустанно повторяется во время евхаристии, происходящей на мессе. Мистерия Преосуществления - хлеб становится телом, вино становится божественной кровью: страдание, смерть и жизнь. Религия катаров является преимущественно докетической: Сын Божий, эманация Бога или Ангел Божий, согласно различным школам катаров, был человеком только по видимости, а не в телесной реальности послан в этот злобный мир; и только по видимости Он умер на кресте. Никакой крови, человеческой или божественной, не пролилось, никакого тела не было отдано на злую смерть.

Райнерий Саккони, бывший катарский иерарх из Италии, перешедший в католицизм, представляет нам в своей антиеретической Сумме теоретический докетизм Добрых Христиан:

 

«Это был ангел, который никогда по-настоящему не ел, не пил, не страдал, не умирал, не воскресал… Так они полагают».

 

Но не все проповедники или верующие катаров были докетистами в одной и той же степени. Через пятьдесят с лишним лет после труда Райнерия Саккони, инквизитору Жаку Фурнье рассказывают об интерпретации Страстей Христовых последним известным окситанским совершенным Гийомом Белибастом, который, кажется, допускал полутелесную реальность личности Христа:

 

«Они прибили Его к кресту, они бичевали Его и причиняли Ему бесчисленные страдания. После этого Он вознесся к Отцу Своему, не умирая, ибо Сын Божий не может умереть…».

 

Сын Божий не может умереть - поскольку смертью владеет злое начало - однако Он может страдать. Среди катарских проповедников существовали и иные интерпретации, вроде той, что в последний момент Христа на кресте заменил разбойник. Католические полемисты XIII века говорили об этой идее, как об отвратительном заимствовании из сарацинских доктрин: потому что именно такую интерпретацию Страстей Христовых предлагает Ислам.

Итак, Преосуществление не является краеугольным камнем христианства катаров. Впрочем, трудно вообразить себе, что религия, считающая злом всякое насилие, страдание и смерть, будет сакрализовать память и орудие этого страдания, будет почитать крест или виселицу, или придавать какое-либо значение иллюзорным феноменам иллюзорного мира. Так свидетельствует Эврар Бетюньский в своей Книге против еретиков об учении, которое ему доводилось слышать из уст Добрых Людей: «Распятие ненавистно Богу-Отцу, то распятие, на котором пострадал Его Сын…» Для катаров хлеб никогда не становился телом, вино никогда не играло ужасающей роли пролитой крови: не увековечивание страданий и смерти может преодолеть и обессилить зло, но распространение Духа по миру: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 17).

 

ОТКРОВЕНИЕ И СПАСЕНИЕ: КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ

 

Спасительный подвиг Христа, согласно катарской интерпретации Нового Завета, состоял в том, что Он пришел передать апостолам, и просил их передать другим Свое учение и крещение путем возложения рук и Духом, крещение огнем, а не водой - consolament окситанских Добрых Людей. Это таинство, единственное известное таинство катарской Церкви и фундамент ее послания Откровения и Спасения, было полностью основано на Писании: католическая Церковь использовала его для посвящения епископов; вальденсы видели в нем второе крещение, дополняющее крещение водой и заменяющее конфирмацию подростков.

Для катаров крещение путем возложения рук было единственным истинным крещением: вот свидетельство верующего горца, Гийома Эсканье из Акса (Ле Терм) перед инквизитором Жаком Фурнье:

 

«Еретик… говорил, что крещение не стоит ничего, если оно не получено добровольно и спонтанно; и он говорил мне, что крещение водой ничего не стоит. Он говорил, что таинство на алтаре не претворяет Тела Господня…».

 

Окситанский ритуал катаров, сохранившийся в Дублине, уточняет:

 

«Эта (святая) Церковь практикует духовное крещение посредством наложения рук, через которое нисходит Дух Святой. Иоанн Креститель сказал (Мт.3, 11): «Идущий за мной сильнее меня…Он будет крестить вас Духом Святым…»

      Но злобная Церковь Римская, распространяя обман и выдумки, говорит о том, что Христос (в Евангелиях) учил крестить материальной водой, как это делал Иоанн Креститель до того, как Христос начал проповедовать… Кроме того, если крещение преходящей водой приносит спасение, тогда Христос пришел и погиб впустую, ибо еще до Него совершали крещение водой…»

 

Этот аргумент полностью соответствует внутренней логике катаризма. Миссия Христа состояла именно в том, чтобы принести творениям Божьим, заключенным в «одежды из шкур», средство их спасения, крещение духом, которое освящает их принадлежность к миру Божьему; и только лишь Христос может быть депозитарием божественного таинства. И на этом божественном таинстве, принесенном людям Христом, посланным Отцом, катарская Церковь основывала легитимность своей апостольской преемственности, которую упорно отстаивала. Она была Церковью, поддерживавшей и распространявшей средство божественного Спасения в этом мире:

 

«И многие другие, которые не встречались с апостолами (Добрые Христиане), приняли святое крещение через посредничество святой Церкви, ибо Церковь Христа осуществляет это крещение без перерыва, и будет делать это до скончания времен, как сказал Христос апостолам (Мт.28, 19-20): «Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа: Я с вами во все дни до скончания века.»  

 

Дублинский ритуал на окситан принадлежит к поздним документам средневекового катаризма, потому что он появляется только в конце XIV века, и, как заметит внимательный исследователь, допускает, что Христос пришел «умереть», чтобы принести крещение Духом в этот мир. Однако он совершенно совпадает с Лионским ритуалом катаров на окситан (середина XIII века), где описаны основания consolament в Писании:

 

«Желаете ли Вы получить духовное крещение и Святое Слово через возложение рук добрых людей, посредством которого в Божьей Церкви нисходит Святой Дух? О крещении этом Господь наш Иисус Христос говорит своим ученикам в Евангелии от святого Матфея (28, 19-20): «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Так же говорит Он в Евангелии от Марка …

И святой Иоанн Креститель (Ио. 1, 26-27 и Мф. 3, 11) говорил об этом святом крещении, когда сказал: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то, идущий за мною, но Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его». И в Деяниях апостолов (1:5) Иисус Христос говорит: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым»…

Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних добрых людей к другим, и так будет до скончания веков…»


Бурлац (Тарн). Бенедиктинское аббатство (
XII столетие) поддерживалось и обогащалось благодаря дарам Тренкавелей, виконтов Альби.

Бурлац (Тарн). Бенедиктинское аббатство (XII столетие) поддерживалось и обогащалось благодаря дарам Тренкавелей, виконтов Альби.

 

Церковь катаров была в раннехристианском смысле общиной крещенных христиан, но крещенных Духом Святым, «облеченных в Дух». Христиане, получившие это крещение, как мужчины, так и женщины, тоже имели право и власть передавать это крещение. Так, понемногу, спасительное таинство Божье с течением времени смогут получить все души, заключенные в этом мире.

Tags: Анн Бренон. Истинный образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment