credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. II. Правила. Продолжение


II.5. «НЕ УБИЙ».

 

            Запрет на убийство – общий для всех христианских конфессий. Катаризм отличается от них только тем, что придает ему абсолютную ценность и распространяет его также и на животных, могущих обладать небесной душой.

           

Это убеждение задокументировано в очень ранний период – в письме Вазо, епископа Льежа (ок. 1045 г.), который, нападая на еретиков, доказывает, что запрет Писания касается исключительно человека; в противном случае его следовало бы распространить и на растения, как это делают манихейцы[1].

            Ясные указания на такие верования мы видим и в конце катарской эпохи. Две «хорошие женщины» из Монтайю (Арьеж) около 1300 года дискутируют на религиозные темы: «Кумушка, убить эту курицу – значит сильно согрешить! – Действительно ли убийство курицы – это такой грех, как говорят? – Да, потому что в нашей религии, человеческие духи, выйдя из тел мужчин и женщин, попадают в тела кур».

            Отказ от убийства домашней птицы (в основном – петуха)  - частое явление в средневековой литературе. Это он выдает императору катаров, приведенных в Гослар князем Лотарингским ок. 1053 года, это он приводит на костер тулузца, который ответил инквизитору, что не знает, какое преступление совершил этот петух, что он должен его убить (середина XII века), это он приводит на костер еще двух аристократок из графства Фуа, бегущих от преследований в одежде мавританских женщин, что, тем не менее, не обмануло бдительности владелицы постоялого двора в Тулузе, где они остановились, и которая сообщила об этом Инквизиции.[2] Запрет этот касается не только кур. Один совершенный (около 1300 года), проходя мимо бойни, не может удержаться от того, чтобы не пожалеть «людей, которые губят свои души», то есть мясников, совершающих, таким образом, грех. Одного пастуха, который так сильно бил своего осла, что чуть не убил, тоже сурово критиковали.

            Запрет этот не касается холоднокровных животных (рыб, земноводных, итд).Это legeza (гады), в отличие от fereza, «дичи», варварской пищи, употребляя которую, человек поступает, как дикий зверь.

 

II.6. «НЕ СУДИТЕ».

 

            Запрет обращаться к судам или осуществлять правосудие происходит непосредственно из Нового Завета: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лук.6:37).

            Этого запрета достаточно самого по себе[3]. Кроме того, он представляет собой одно целое с определенным количеством других евангельских запретов, составляющими вместе общий запрет “vindicte” -  мести (vindicta у авторов XIII века).

            Христос отменил право мести, отослал женщину, взятую в прелюбодеянии, запретил убивать и учил прощать все грехи.

            Католические полемисты стараются часто, споря с катарами, оправдывать право на сопротивление во время войны, право выносить смертные приговоры, провозглашать крестовые походы и в целом легитимность существующей власти.

            Фактически, катарский проповедник переходил обычно от запрета свершения правосудия к апологии жизни без насилия:

           

Петр Гарсиас (…) сказал, что Бог не хотел такого правосудия, чтобы кого-либо осуждали на смерть. Обрушивался он по этой причине на Брата-проповедника, призывающего к крестовому походу в Овилар, и склонившему к участию в крестовом походе целых семьсот человек, говоря, что это нехорошо, когда крестоносцы воюют против Фридриха или против сарацин, или против такого замка, как Монсегюр, или в любое другое место, где они могли бы причинить смерть.



[1]Которых он называет «арианами» (arrianae haereseos sacrilegium) (Anselmi gesta episcoporum Leodiensium, MGH SS.VII, pp. 227-228).

[2]. J. Fournier, I, p. 221 – Не стоит искать каких-то таинственных причин подобных испытаний, которые просто заменили ордалии, долгое время применяемые к еретикам Франции. Домашняя птица, как до недавнего времени в сельской местности, покупали живьем на рынке. Потому ожидали, что любой человек будет в состоянии зарезать курицу и не откажется это сделать.

[3]Вот проповедь Жака Отье (около 1305 года): «Взгляните на то, что творят злые: я, будучи неправ, однако богат, дам деньги судье, а он за эти деньги вынесет решение в мою пользу и накажет правого, но который ничего ему не дал. А ведь Сын Божий сказал, чтобы не судить других, ибо тот, кто так поступает, сам будет осужден. Так далеко, как простирается небо и земля, есть только один Судья в истине, запретивший делать другому то, что не хотели бы мы, чтобы нам сделали» ( J. Fournier, III, p. 131).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments