credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буквы Ч-Э

Ч

Чудеса С точки зрения христиан-катаров, чудеса в этом мире не могут быть результатом реального божественного вмешательства; это либо фокусы, либо иллюзии дьявольского происхождения. Добрые люди интерпретировали чудеса, которые в Евангелиях приписываются Христу во время Его земной жизни, одновременно в рационалистическом и символическом смыслах. Для них слепые, которые прозревали, это были упорствующие во тьме и заблуждениях, а больные, которые излечивались – это закоренелые грешники. [1]
Ш

ШатистОскорбительное слово, известное в латинском (cati) и во французском языке «ойль» (chatier или catier), и употреблявшееся в Рейнских землях и Северной Франции для обозначения еретиков, которых ассоциировали с колдунами, поклонниками кота (преимущественно черного). Речь идет о реальной этимологии слова «катар» (по-немецки Ketzer). Экберт из Шёнау фантастически интерпретировал это слово в смысле «чистые». Алан Лилльский подтвердил в 1200 году этимологию этого термина от слова «кот».

Шмидт Карл – Эрудит-лютеранин, профессор теологии в Страсбурге, Карл Шмидт в 1849 году опубликовал объемную Историю и доктрину секты катаров и альбигойцев. Этот труд сделался одним из первых серьезных фундаментальных исследований на эту тему с обновленным подходом к проблеме. Карл Шмидт оставался в стороне от полемики своего времени – особенно между католическими и протестантскими свободомыслящими историками, основывая свою работу, объективную и непредвзятую, на ранее неопубликованных источниках, в частности, на архивах Инквизиции.

Э

Эвервин из ШтайнфельдаПрево, то есть администратор и управляющий премонстранским аббатством в Штайнфельде, в Рейнских землях. Эвервин написал в 1143 году письмо Бернару из Клерво, чтобы спросить его мнения о группах еретиков, которые в то время были арестованы и сожжены возле Кёльна. Это письмо, сохранившееся среди корреспонденции Бернара,  является лучшим из существующих документов о катаризме XII века. За двадцать лет до Экберта Эвервин описывает прото-катарские общины как организованные и состоящие из верных и смешанного клира, подчиняющегося власти епископов, претендующих на апостольскую преемственность и признающих авторитет Евангелий. Они вычитывали в Евангелиях абсолютное противостояние между Богом и этим миром, и крестили возложением рук согласно традиции Пятидесятницы. Видно, что Эвервин был обеспокоен их силой духа, подобной той, которая была у первых христиан и которую еретики продемонстрировали перед лицом своего мученичества.

Экберт из ШёнауКаноник из Бонна, затем аббат в Шёнау, брат святой Элизабет из Шёнау, близкий к Хильдегарде Бингенской, Экберт принадлежит к кругу рейнских реформаторских теологов конца XII века, которые рьяно боролись против всякой ереси. Он лично участвовал в преследованиях еретиков в Бонне, Кёльне и Майнце. Ему принадлежит серия проповедей, написанных, начиная с 1163 года, где он описал, опроверг и особенно кодифицировал в догматическом смысле в десяти пунктах ересь, которую он первый назвал «катарской». Ему также принадлежит известная и фальшивая этимология, привязывающая ересь к греческому слову, означающему «чистый», также, как и первое четкое обвинение в дуализме, который он определил как главное заблуждение этих еретиков.

Эксклармонда (миф о)Романтическая историография катаризма, начиная с Наполеона Пейра, выкристаллизовалась вокруг мифологизированного персонажа Эксклармонды де Фуа, а также многих других женщин по имени Эксклармонда – Эксклармонды де Перейль, Эксклармонды д’Айю и Эксклармонды де Кардоне, соединив их вместе в образе катарской героини и музы, чем воспользовались некоторые эзотерические и псевдолитературные течения, которые не постеснялись придать ей сверхъестественные способности. Кроме того, Эксклармонда де Кардоне была дамой, воспетой трубадуром Гийомом Монтаньаголем, а другие литераторы с богатым воображением искали в имени Эксклармонда таинственный символ подпольной катарской Церкви.

Эксклармонда де ФуаСестра графа Раймонда Рожера де Фуа и вдова регентша детей виконта де Иль-Журден, Эксклармонда де Фуа была посвящена как Добрая Женщина[2] в Фанжу в 1204 году Гвибертом де Кастром и управляла религиозным домом катаров в основном в Памье. Это стало достаточно известным фактом, чтобы ее брата упрекали за это на Латеранском Соборе 1215 года, где о ней упоминается как о покойной. Наполеон Пейра неправомочно считал ее катарской диаконисой, основательницей и защитницей мистической цитадели Монсегюр, где она и поныне покоится в огромном склепе, вырубленном внутри скалы.

ЭлементыТексты катаров молчат по поводу элементов. Согласно итальянским доминиканцам XIII века, умеренные дуалисты учили, что это Бог создал четыре элемента – землю, воздух, воду и огонь, которыми впоследствии воспользовался Люцифер, чтобы создать мир. Абсолютные дуалисты, наоборот, приписывали злу происхождение четырех материальных элементов, для того, чтобы грубо подделать творение Божье.

ЭндураОкситанское слово, означающее «тяжелое испытание» и применяющееся в инквизиторской терминологии для обличения практики квази-суицида, которая была якобы налагаема на верующих, утешаемых на ложе смерти в последние годы катаризма.  На самом деле, речь идет о, возможно, неправильной интерпретации периода ритуального поста на хлебе и воде, соблюдаемом, согласно правилам, новыми посвященными[3]. Однако, зафиксировано несколько случаев голодовки, которую начинали Добрые Люди, вынужденные давать показания перед Инквизицией: так, это делали Жак Отье и Амиель из Перль, которых вынуждены были сжечь в «срочном порядке», пока они были еще живы.

ЭсхатологияРелигиозная концепция о предназначении мира и человека, и о том, что будет в так называемом «конце времен». Эсхатология катаров, в том виде, как она изложена в Книге о двух началах Джованни де Луджио, допускает конец существования мира, лежащего во зле, и исключает вечный ад, поскольку она полагает вечность исключительно атрибутом истинного Бога и, следовательно, Его Царствия. Таким образом, эсхатология катаризма – по крайней мере, на этапе, которого она достигла в XIII веке, является глубоко оптимистичной[4].

Этьен из Сен-ТьибериФранцисканский инквизитор, работавший вместе с доминиканцем Гийомом Арнодом с 1241 года и вместе с ним убитый в Авиньонете отрядом рыцарей, пришедшим из Монсегюра, в мае 1242 года




[1] Катарский юмор. Высмеивая религиозные процессии, которые призывали Бога и святых защитить урожай, Добрые Люди замечали, что «Не Бог дает хороший урожай, а унавоживание земли».     
[2] Католическая мизогиния. Согласно хронисту Гийому из Пьюлоранс, Эксклармонда попросила слова во время теологического диспута в Памье в 1207 году, где сошлись католическая и еретическая партии. Это привело к известной мизогинической реплике со стороны католиков: «Госпожа, вернитесь к своей прялке, Вам не пристало говорить в таком собрании».
[3] На хлебе и воде. Следует также отметить, что если больные, получившие утешение, нарушали свой пост перед смертью, таинство, которое обеспечивало спасение души, аннулировалось и считалось недейственным. Поскольку во времена преследований был риск, что в семьях верующих эти правила могут не выполняться, то, возможно, со стороны их близких существовал некоторый надзор за их соблюдением.
[4] Оптимизм или утопия. «Даже инквизиторы придут к Спасению, - проповедовал Добрый Человек Пьер Отье. – Сейчас они слепы и пребывают во тьме заблуждений, но однажды они поймут и обратятся…»
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments