credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буквы У-Ц

У

Убейте всех, Бог узнает своих Именно аббат Сито Арнод Амори руководил армией крестоносцев, когда она взяла штурмом Безье 22 июля 1209 года. Неплохо информированный немецкий цистерцианец Цезарий Гайстербахский чуть позже сообщает, что воинственный прелат заявил, чтобы успокоить своих бойцов, которые боялись, что не смогут отличить среди населения взятого штурмом города еретиков от католиков: «Убивайте, ибо Бог узнает своих» (точный перевод с латыни). Этот ответ был цитатой из Писаний, что демонстрировало его религиозную культуру. Этот случай был, скорее всего, реальным, ведь аббат сразу же после взятия Безье написал Папе: «Чудесная месть Божия совершилась, и все они были убиты». Слухи об этом ужасном деянии быстро дошли до Каркассона. См. также Резня в Безье.

Убийство Запрет на убийство и смертную казнь входил в число евангельских предписаний, формировавший правила праведности и истины катарских монахов. Их обет ненасилия был абсолютным, поскольку в отличие от католических монахов он не допускал никаких исключений, как, например, убийство неверных (евреев, сарацин, преступников или животных[1]). См. также насилие.

Ф

ФаидитОкситанский термин, который в начале XIII века означал южного феодала (сеньора, рыцаря), лишенного своих земель и прав за отказ подчиниться королю и Церкви и выступившего с оружием против крестового похода и власти французов[2]. Нового сеньора по праву завоевания обычно выбирал Симон де Монфор среди баронов, участвовавших в крестовом походе, которые перенимали земли и титул фаидитов. Применение этого термина было расширено также на всех сторонников графов Тулузских и Тренкавелей, которые после 1229 года участвовали в вооруженной борьбе – открытой или партизанской войне, а также на горожан и бюргеров, утративших из-за ереси свое добро и бежавших в изгнание в Италию.

ФанжуБургада в департаменте Од Фанжу представляла собой в конце XII века укрепленный castrum, главный город важной сеньории, зависимой от виконта Каркассона. Документы упоминают, что с 1195 года в Фанжу были религиозные дома катаров, а также жил Старший Сын епископа Тулузен Гвиберт де Кастр. Совладельцы Фанжу и их семьи в ту пору были, по-видимому, вовлечены в катаризм. Начиная с 1207 года, брат Доминик пытался сделать Фанжу центром духовной реконкисты (он сделался местным кюре), а в 1209 году, после взятия Каркассона Симон де Монфор сделал из Фанжу базу крестового похода. В 1229 году Фанжу стало владением графа Тулузского. Несмотря на Инквизицию и наличие доминиканских монастырей, подпольный катаризм оставался популярным в Фанжу до середины XIII века.

Фаундагиагиты – Фаундагиагиты или фаундагиаты – термин, означающий людей с переметной сумой (бродячие монахи, переходящие из одного монастыря в другой). Это слово употребляется Ефимием из Периблетоса в начале XI века для обозначения богомильских монахов, которых он встречал в юности в Малой Азии – регионе Византийской империи. 

ФеодализмПолитическая система, характерная для западноевропейского Средневековья. Она была основана на обычном праве германского происхождения типа «права сильного». Феодализм установил пирамидальную иерархию власти и прав сюзерена над вассалами и сеньора над крестьянами. В Южных графствах под конец XII века феодальная система была смягчена римским правом и практикой разделения власти между сеньорами[3], что привело к уменьшению власти благородного сословия в бургадах, где в это время набирала силу торговая и городская буржуазия.

Феррье/Феррер (Брат)Доминиканец Феррер (Феррье по-французски) был родом из Вильлонг-ля-Саленка, в Руссильоне. Это один из первых инквизиторов, назначенных Григорием IX на Юге. Он начал свою деятельность в Нарбонне (1233-1236), затем в Альби, где жестокость быстро сделала его непопулярным. После убийства инквизитора Гийома Арнода и Этьена де Сен-Тьибери в Авиньонете в мае 1242 года, его сделали их преемником в Лаурагес и Тулузен. Именно он вместе с Понсом Гари и Пьером Дюраном допрашивал выживших из Монсегюра весной 1244 года. Его эстафету принял в 1245 году Бернард де Ко. Брат Феррер стал приором монастыря доминиканцев в Каркассоне в 1252 году, а затем его перевели в  Безье. Он умер в Перпиньяне после 1254 года. Его методы следствия, непреклонность и напористость стали вехой для развития новой инквизиторской институции.

Филипп д’Алайрак – Филипп д‘Алайрак или Фелип де Талайрак – молодой образованный человек благородного происхождения родом из Кустауссы, встретившийся с Пьером Отье в Лиму в 1301 году. Он обратился и получил обучение и посвящение катаров на Сицилии. Начиная с 1303 года, он становится членом маленькой Церкви братьев Отье. Вначале он поселяется в Тулузе и проповедует в Лантарес вместе с Пьером Отье, затем перебирается в высокогорное графство Фуа. В 1305 году он принимает участие в крещении Гийома Белибаста. Оба они были арестованы весной 1309 года, но сумели бежать из Мура Каркассона. Когда Белибаст решил остаться в Каталонии, Филипп д‘Алайрак вернулся к своим верующим. Он был арестован в Рокфор де Саулт и, без сомнения, сожжен в Каркассоне. [4]

Фифлы – Оскорбительный термин, означающий игрока на дудочке (pfeifer), используемый во второй половине XII века, особенно Соборами для обозначения еретиков региона Фландрии и даже в более широком смысле – севера современной Франции.

ФлоренцияЭтот тосканский город долгое время был еретическим, и был подвергнут папскому отлучению в 1170-х годах -  в то время, когда там проповедовали еретические женщины. В 1180-х годах Флоренция стала престолом катарской Церкви. Ее епископом был Петр из Флоренции, которому наследовал Филипп. Катарские епископы в Тоскане упоминаются до середины XIII века, пока Инквизиция не обрушилась на Флоренцию. Но в августе 1245 года гиббеллинский город изгнал инквизиторов.  Гиббеллинское сопротивление Флоренции защищало подпольный катаризм до конца XIII века. Последующие инквизиторские документы позволяют засвидетельствовать присутствие катаров во Флоренции до 1330 года.

Франциск (Святой) Джованни-Франческо Бернардоне родился в Ассизи в 1181 году. Он был сыном богатого торговца тканями. Проведя веселую и разгульную молодость, он обратился, и в 1206 году роздал всё свое имущество в присутствии епископа Ассизи. Бедное братство, которое он основал со своими первыми товарищами, было разрешено Папой в 1209 году[5]. Движение быстро ширилось и вышло за пределы Италии. После смерти Франциска в 1226 году последовала клерикализация братства и превращение его в орден францисканцев, которых посвящали по уставу доминиканского типа. Франциск был канонизирован в 1228 году, а его тело было перенесено в новую базилику в Ассизи. Он значительно изменил христианскую духовность своего времени посланием бедности, ненасилия и любви, а также фундаментальным поворотом в религиозность и сторону человечности и страданий Христа.

Францисканцы-спиритуалы Бедное братство Франциска, снабженное уставом, утвержденным Папой в 1223 году, положило начало нищенствующему ордену францисканцев или братьев-миноритов. Очень быстро в среде миноритов возник раскол между конвентуалами, жившими в монастырях, и спиритуалами, сторонниками абсолютной бедности и требующих возвращения к идеалам Франциска[6]. Движение спиритуалов развивалось в Италии и Лангедоке, проповедуя мистический евангелизм и обличая отступничество и злоупотребления Церкви, и возбуждая энтузиазм третьего ордена мирян – бегинов и бегинок. Инквизиторские репрессии были жестокими, и они уничтожили это движение в первой трети XIV века.

Франция Катарское епископство, упоминаемое с 1167 года - в Хартии Никвинты, где говорится о епископе Роберте д’Эперноне – и, несмотря на лакуны, до конца ХIII столетия (епископ Франции Гийом Пьер упоминается в это время в итальянском изгнании). Географическая территория данного епископства распространялась, как минимум, на Шампань и Бургундию, где многочисленные общины еретиков были истреблены межу 1180 и 1240 годами.

Фуа (графы де)Графская семья де Фуа долгое время была связана с катаризмом благодаря ее женщинам, в то время, как ее мужчины были могучими противниками крестового похода. В начале XIII века Филиппа, жена графа Раймонда Рожера, и его сестра Эксклармонда, стали катарскими Добрыми Женщинами. Невестка графа, Эрмессенда де Кастельбон, жена графа Рожера Бернарда II, умершая в 1230 году, была эксгумирована и сожжена посмертно Инквизицией как еретичка. Внук Эрмессенды, граф Рожер Бернард III умер в 1302 году в своем замке в Тарасконе, возможно, получив утешение от свого старого друга и бывшего нотариуса, Доброго Человека Пьера Отье.

Фулько МарсельскийСын генуэзского купца, трубадур, не имевший успеха у дам, Фулько Марсельский – которого еще называли Фулькетом, как оказалось, большее вдохновение получил в лоне Церкви. Он стал цистерцианским монахом в Торонете в 1195 году, аббатом в 1199 году, а в 1206 он был назначен епископом Тулузы Иннокентием III. Епископ Фулько, будучи крестоносцем в душе, сразу же сделался другом и преданным сотрудником Симона де Монфора. Он оказывал поддержку брату Доминику[7]. Canzo (Песнь об альбигойском крестовом походе) описывает его как «епископа чертей» или «епископа-предателя», который изменил тулузкому народу и обуреваемый ненавистью, устроил гражданскую войну. См. также Белое Братство.

Х

Хартия НиквинтыИзвестная по копии XVII столетия, сделанной карассонским историком Гийомом Бэссом с исчезнувшего средневекового оригинала, «Хартия Никвинты» - как он ее назвал – является составным документом. Она информирует об организации западноевропейских катарских Церквей, начиная с собрания в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году под руководством богомильского иерарха Никиты или Никвинты[8]. Она завершается актом разграничения территории между катарскими епископствами Тулузен и Каркассес. Аутентичность документа множество раз ставилось под сомнение. Не разрешая окончательно этого вопроса, следует сказать, что можно согласиться с тем, что информации, которая содержится в документе, следует доверять. Ведь она в целом подтверждается другими источниками и связно вписывается в общий контекст.

Хлеб Хлеб присутствует как в литургии, так и в проповедях катаров. С их точки зрения, хлеб имеет двойной смысл: «хлеб тленности» когда они хотели подчеркнуть, что материальный хлеб никоим образом не может превращаться в божественное тело Христово; благословленный хлеб, называемый еще «хлебом Святой молитвы», символизирующий в их дискурсе учение Писаний, то, что в их версии Pater называется «хлебом присносущим». См. также Благословление хлеба.

Христиане боснийскиеНаходясь на стыке между западноевропейским катаризмом и греческим богомильством, «боснийское христианство», свидетельства о котором имеются с конца XII века по турецкое вторжение в XV столетии, демонстрирует нам полное единство в ритуалах, теологии, организации и церковной иерархии со своими еретическими собратьями[9]. Преимущественно воспринятое боснийской аристократией, при толерантном отношении банов (боснийских правителей), боснийское христианство никогда не занималось преследованием католического или православного меньшинства. Некоторые иерархи боснийских патаренов играли даже роль дипломатов, будучи посредниками между боснийскими правителями и их могущественной соседкой Рагузой (ныне Дубровник), а также – как и некоторые окситанские Добрые Люди – они заключали мировые соглашения между враждующими аристократическими семьями.

Христианин/христианкаТермин, которым катары и богомилы обозначали сами себя, подтверждая тем самым, что они представляют собой истинную Церковь Христа и апостолов. Однако этот титул был зарезервирован только для членов клира – монахов и монахинь, которых верные называли Добрыми Христианами/Христианками, Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами, и которые действительно «отдавались Христу» во время своего посвящения. Простые верующие в свою очередь тоже надеялись стать христианами.

Христианский мир (западноевропейский)В XII-XIII столетиях западноевропейский христианский мир - община христиан в географических границах распространения католицизма – воспринимается как тело, объединенное верой, главой и лидером которого является Папа, как здание, сооруженное по божественному плану, власть в котором принадлежит Папе, представителю Бога на земле. Ересь также являлась вызовом, протестом против этих притязаний реформаторского папства.

Христос Катары заявляли, что они представляют собой истинную Церковь Христову, наследницу той Церкви, которая была во времена апостолов. Фигура Христа является центральной в их теологии. Для них Христос – Сын или ангел Божий, был послан Отцом в этот мир, князем которого есть Сатана, чтобы распространять благую весть Евангелия, призвать к спасению души людей и передать им Святого Духа-Освободителя. Таким образом, целью земной миссии Христа является, с их точки зрения, не пострадать и умереть на кресте, во искупление грехов людей. Спасение  - в Его Слове, а не в Его смерти. Как и большое количество еретиков первых веков христианства, катары по поводу двойной природы Христа (человеческой и божественной) и Его Воплощения, исповедовали взгляды, не совпадающие с римско-католическим догматом. Они видели в Нем исключительно духовное и божественное бытие.

Ц

Царствие – Выражение христианской теологии, принадлежащее к евангельскому словарю и часто употребляющемуся у апостола Иоанна. Термин означает мир вечного и праведного правления Бога, в противоположность этому миру. Катары употребляли это слово в общем смысле, напоминая, что в Евангелии от Иоанна содержатся слова Христа «Царствие Мое не от мира сего». Кроме того, они произносили молитву «Отче Наш» в старинной греческой версии, дополняя ее словами «Ибо Твое есть Царствие, и сила, и слава, во веки веков».

ЦеломудриеОдин из характерных монашеских обетов, которые давали члены катарского клира во время посвящения. В отличие от своих католических коллег, катарские монахи и монахини очень часто принимали обеты, будучи в пожилом возрасте, когда их супружеская жизнь уже была завершена. Таким образом, катары не придавали никакой ценности девственности. Их обет целомудрия, каким бы абсолютным он ни был[10], таким образом, не представлял опасности для европейской демографии, как иногда заявляли доминиканские полемисты. Кроме того, соблюдение целомудрия и отказ от таинства брака являлись постоянными требованиями еретиков, начиная с эпохи Тысячелетия.

ЦерковьДля катаров, как и для ранних христиан, Церковь была собранием верных, среди которых Христос провозгласил, что всегда пребудет с нею. Средневековые еретики заявляли о том, что они представляют собой истинную христианскую Церковь, наследницу Апостолов и носительницу власти связывать и отпускать грехи, переданной ей Христом [11]. По примеру раннего христианства, они объединялись в отдельные Церкви, которые совпадали с епископствами, возглавляемыми избранными и посвященными епископами. Что касается их практики культа, то они не признавали никаких священных зданий, ни церквей, ни часовен, и проповедовали, что «сердце человека – вот истинная Церковь Божья» (Белибаст) - а не «здание из камня или дерева» (Дублинский Ритуал катаров).

Церковь Римская  –  Согласно собственной терминологии средневековых еретиков, в особенности катаров, Римско-католическая Церковь, то есть Церковь Папы Римского, воспринималась как предательница идеалов ранней Церкви, как «сошедшая с прямого пути Апостолов». [12] Они определяли ее как «дурную» и «злобную» Церковь Римскую в противоположность истинной христианской Церкви. Идеальная Церковь святых и апостолов, которую, по их мнению, они представляли, была близка антиримским воззрениям гибеллинов и антиклерикальных интеллектуалов того времени.



[1] Убить петуха Чтобы нанести ереси сокрушительный удар и заставить подозреваемого признаться, Инквизиция иногда использовала следующую процедуру: человеку давали курицу или петуха и предлагали перерезать им горло. Подпольный Добрый Мужчина или Добрая Женщина неизменно предпочитали выдать себя, несмотря на все последствия, которые их ожидали, чем причинить смерть животному.
[2] Восемьдесят фаидитов. Фаидиту Аймери де Рокфору перерезали горло и повесили вместе с 80 рыцарями по приказу Симона де Монфора в мае 1211 года за то, что он защищал свою сестру Жироду и город Лавор против крестоносцев, хотя за год до того он покорился крестоносцам, чтобы сохранить свой замок Монреаль.
[3] Совладельцы или парсоньеры (характерные для некоторых регионов Франции крупные семейные общины с общественной собственностью). Фортифицированные города, как Мирпуа и Фанжу, насчитывали перед Альбигойским крестовым походом около тридцати совладельцев каждый, связанных между собой семейными и личными узами, и приносящими присягу одному и тому же сюзерену – виконту Тренкавелю или графу Тулузскому.
[4] Подпольные сети катаров. В 1304 году Филип д’Алайрак взял на себя обязанность обеспечить безопасность Гийому Белибасту, который убил пастуха, через подпольные сети катаров. Последний прятался в Рабастене со своим братом Бернардом и юной Гильельмой, сестрой Пьера Маури из Монтайю, во времена своего послушничества. 
[5] Братство бедных. Демарш Франциска Ассизского часто сравнивают с выступлением Вальдо из Лиона, который был старше его всего лишь на поколение. Но Вальдо был отброшен Церковью в раскол и ересь, в то время, как Франциск всеми силами добивался расположения Папы.
[6] Инквизиторы и сожженные. Наследники Франциска в XIII-XIV веках разделились до такой степени, что одни стали францисканскими инквизиторами, а других францисканцев сжигали на костре доминиканские инквизиторы.
[7] Епископ войны. Чрезвычайно вражебно настроенный против графов, Фулько мог жить в Тулузе только под защитой армии крестоносцев. Он вернулся в 1229 году после капитуляции Раймонда VII, и провел последние годы под защитой постоянного вооруженного эскорта – так он боялся за свою жизнь.
[8] Слишком дискуссионный документ. Из-за неверной интерпретации «Хартии Никвинты» целый ряд историков и теологов, переписывая друг у друга до середины ХХ века, утверждали, что в Сан-Фелис-Лаурагес Никита обратил западноевропейских катаров из умеренного в абсолютный дуализм.
[9] Один и тот же ритуал. От боснийских христиан сохранились фрагменты Ритуала в копии XIV века на кириллице. Но эти тексты содержат следы более ранних версий XII века, написанных глаголицей. Ритуальные формулировки очень похожи на те, которые употреблялись у катаров и богомилов.
[10] Абсолютное целомудрие. Категоричность обета целомудрия приводила к тому, что катарские монахи избегали сидеть на одной лавке с лицом противоположного пола. Поцелуй мира между Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами передавался посредством книги.
[11] Две Церкви. Проповедь Пейре Отье, одного из последних Добрых Людей: Есть две Церкви: одна бежит и прощает, а вторая владеет и сдирает шкуру. Но еще раньше и почти теми же словами, Рейнские еретики, опрашиваемые Эвервином из Штайнфельда, противоставляли Церковь Божью и Церковь мира сего.
[12] Отступничество Рима. «Они говорят, что престол Святого Петра, прекратив бороться за добро, как это делал Петр, сам себя лишил священной власти, которая была дана Петру…» Это безапелляционное заявление было сделано еретиками, встреченными Эвервином из Штайнфельда в 1143 году.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments