credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква С

С

Сан-Фелис-Лаурагес – Местность в департаменте Верхняя Гаронна, упоминающаяся в Хартии Никвинты, где в 1167 году состоялась генеральная ассамблея западноевропейских катарских Церквей под руководством богомильского епископа Никиты. Историки первой половины ХХ века называли эту местность Сан-Фелис-де-Караман. В Сан-Фелис Никита совершил посвящение всех епископов, а также наново уделил consolament всем собравшимся общинам и проповедовал о необходимости добрососедства Церквей. После чего он участвовал в разграничении между епархиями Церквей Тулузен и Каркассес.

Светская властьПротивоположность духовному авторитету клириков, светская власть представляла собой власть мирского типа[1] – это мог быть граф, сеньор, представитель короля, способные приводить в исполнение смертные приговоры. «Передача в руки светской власти» была на самом деле уловкой со стороны инквизиторов, которые, будучи христианскими монахами и не имея права осуждать на смерть ответчиков, могли, таким образом, отправлять на костер еретиков, нераскаявшихся и верующих-рецидивистов».

Свобода Понятие свободы, с точки зрения христиан катаров, было несовместимо с этим миром, землей изгнания и тюрьмой для божественных душ. Согласно им, единственной истинной свободой для индивидуума является выбор добра (то есть освобождение от зла). Этот выбор состоит в личном вступлении на путь праведности и истины апостолов – то есть вступления в катарскую Церковь[2]. С точки зрения катаров, не может существовать ни свободы зла, ни свободы выбора зла, которые являются иллюзиями, ведь зло на самом деле это всегда порабощение. Вот почему Джованни де Луджио мог говорить о «псевдо свободе воли».

Свобода воли Аргумент, которым католическое христианство оправдывало свободный выбор зла созданиями благого и всемогущего Бога, появился из-за необходимости объяснить возникновение зла в этом мире, творение которого католицизм приписывал непосредственно Богу. Будучи дуалистами, христиане катары отвергали аргумент о свободе воли как иллюзию, поскольку они видели абсолютную несовместимость между злом и свободой. Единственным свободным христианским выбором был для них выбор добра и освобождения от зла, о котором говорится в Pater. «Книга о двух началах» Джованни де Луджио с изощренной диалектикой излагает аргументы против того, что Луджио называет «псевдо свободой воли». [3]

Сикард де Люнель Сикард де Люнель или де Фигейрас родом из Амбра (департамент Тарн) упоминается в 1224 году как Сын или коадьютор  Аймери дю Коллета, катарского епископа Альбижуа. В то время он жил в бастиде Корд в новом религиозном доме, который также был ткацкой мастерской. Между 1242 и 1244 годами он отрекся, и до 1253 года выдал Инквизиции огромное количество верующих, большинство из которых принадлежало к высшему обществу. Жан Дювернуа определил, что именно он является катарским епископом, описанным в пропагандистском антиеретическом тексте литературной формы под названием La Nova de leretge («Новость о еретике»), написанном доминиканцем и инквизитором Изарном около 1250 года. [4]

Сикард Селерье Катарский епископ Альбижуа, упоминаемый в Хартии Никвинты как иерарх, который уже был избран и посвящен в епископы, когда он прибыл на ассамблею в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году. Жан Дювернуа довольно логично предположил, что это – то же лицо, что и иерарх Альбижуа, известный сегодня под именем Оливье и выступавший со своими тезисами в 1165 году во время диспута в Ломбере. Имя «Оливье» могло быть неверным прочтением средневекового написания фамилии Селерье. Эти два факта могут доказывать древность катарской Церкви Альбижуа – если предположить, что группа ломберских еретиков была катарами. В 1185 году Сикард Селерье также спорил с епископом Альби в замке Ломбера.

Символизм Можно определить катаризм как христианство, лишенное религиозной символики, то есть отказывающееся придавать материальным образам - кресту, голубке - божественные или священные атрибуты. Также не существует и специфического катарского искусства – хотя, например, античная манихейская религия, будучи дуалистической, выражала свои фундаментальные символы художественными средствами: искусством и музыкой. Однако мы обнаруживаем художественные украшения, орнамент в виде рыбы, декорирующий поля Лионской катарской Библии: возможно, здесь речь идет о христианском символе. К тому же, Добрые Люди могли использовать в своем дискурсе абстракции символического характера, интерпретируя в моральном и духовном смысле  чудеса Христа.

Симон де Монфор Известный сеньор из Иль-де-Франс, изгнанный граф Лестера и породненный с Монморанси через свою жену, Симон де Монфор уже имел большой опыт крестовых походов в Святую Землю, когда, в 1209 году, по призыву Иннокентия III он взял крест и выступил против альбигойцев. Будучи верным Риму и ордену Сито, он, тем не менее, вел военные операции и с целью личного завоевания, поскольку начиная с августа 1209 года легат Арно Амори именовал его виконтом Каркассона и военным предводителем крестового похода. Укоренение династии Монфоров в Лангедоке произошло благодаря его победе при Мюрет в 1213 году, и было легитимизировано на Латеранском Соборе в 1215 году, но закончилось поражением. Симон де Монфор был убит при осаде Тулузы в 1218 году, а окситанская реконкиста окончательно изгнала из Лангедока его сына Амори Каркассонского в 1224 году.

Сирмионе В городе Сирмионе на берегах озера Гарда около 1270 года жили в братском союзе епископы и иерархия старинной катарской Церкви Дезенцано (так называемая Церковь Ломбардии), а также других Церквей в изгнании – Мантуи-Баньоло, Тулузы и Франции. В 1276 году францисканский инквизитор Фра Тимидио, ставший епископом Вероны, осадил город и арестовал около двухсот еретиков, которые после допросов Инквизиции были сожжены на массовом костре на арене Вероны 13 февраля 1278 года. Французам и окситанцам удалось бежать. Это был конец организованных итальянских Церквей.

СлушателиСогласно Эвервину из Штайнфельда, в Рейнских землях около 1143 года, слушатели представляли собой первый этап вовлечения в ересь. То есть они были верными, но еще мирянами. Первое возложение рук возводило их в состояние верующих или послушников. По окончании послушничества, второе возложение рук[5], которое им уделялось, приносило им достоинство избранных или христиан (нок). Под конец XII столетия окситанские и итальянские катары, кажется, различали только присоединившихся к клиру (то есть христиан (нок)) и простых верующих (мирян).

Смерть С точки зрения катаров, физическая смерть тела является признаком его дьявольской природы. Более обобщенно можно сказать, что тленность и преходящесть всего видимого представлялась им свидетельством дела злого творца, не способного «создать ничего стабильного и прочного». Смерть является злом и происходит от зла, но ни в коем случае не от Бога. С точки зрения катаризма это настолько исключено, что катары абсолютно иначе трактовали искупительную жертву Христа. Добрые Люди запрещали и убийство, и смертную казнь. С другой стороны, они давали обеты мужественно сносить мученичество по примеру Христа и апостолов.

СоборВ целом в христианстве Собор представляет собой собрание епископов и руководителей монашеских орденов. Под руководством Папы экуменические Соборы могли принимать решения в области доктрины по примеру Соборов эпохи античности – Никейского (325 год)[6] и Константинопольского (381 год). Таким был Четвертый Латеранский Собор 1215 года, где Иннокентий III реорганизовал христианский мир под своей властью. Историки распространяют этот термин и на собрание еретических иерархов, которые обсуждали какой-либо важный вопрос. Такими были «Соборы» катаров в Сан-Фелис-Лаурагес (1167), в Мирпуа (1206), в Мансе (1221) и в Пьёссе (1225). Мы не знаем, каким именно термином сами катары называли свои собрания.

Совершенный (ая) Этим словом католические полемисты называли катарских монахов и монахинь – Добрых Мужчин и Добрых Женщин – представлявших собой клир этой Церкви, чтобы ассоциировать их с  манихейцами. Хотя инквизиторы для обозначения катарских монахов чаще использовали термин «облеченный еретик», именно выражение «совершенный (ая)» стало очень модным и популярным в XIX веке, возможно, из-за спиритуалистической и восточной окраски. [7]

Совокупление/деторождение – Акт совокупления, то есть «телесный грех», согласно христианской терминологии, порождавший физические тела, сформированные дьяволом, считался катарами актом чисто дьявольского происхождения. Их монахи и монахини давали обет абсолютного целомудрия. Однако для их верующих не было никакого запрета основывать семью, даже если брак, с их точки зрения, не являлся настоящим таинством. С другой стороны, рождение тел было необходимостью в системе катаризма, чтобы обеспечивать «перерождение в этом мире» из одного тела в другое всех падших душ, вплоть до их окончательного спасения. Таким образом, долгое время навязываемое утверждение, источником которого были некоторые доминиканские инквизиторы, будто катары привели бы человечество к вымиранию из-за запрета деторождения, совершенно ложно. [8]

Сокровище В средневековом смысле этого слова сокровище – это всего лишь денежный резерв, без всякой связи с таинственностью. Катарская Церковь, члены монашеских общин которой были лично бедными, но работали и зарабатывали, должна была управлять этими финансами – к которым еще прибавлялись дары и завещания верных. Эти деньги помогали ее членам обеспечивать свое пропитание и заняте благотворительностью, покупать необходимые материалы для общинного ремесла, заниматься перепиской Библий, а в период преследований вознаграждать защитников и проводников. [9]

Сопротивление (религиозное)С XI по XII века первые проявления катаризма были вписаны в контекст общего религиозного сопротивления, которое в целом совпадало с ним в следующих характерных чертах: идеал евангелизма и апостольской жизни, возвращение к источникам Нового Завета и ранней Церкви, упрощение обрядов, более или менее едкая критика иерархической структуры Римской Церкви и ценности ее таинств. Но только один катаризм заявлял о том, что он представляет собой истинную христианскую Церковь. Большинство же других движений, даже очень критических, представлялись, скорее, как реформистские по отношению к Римской Церкви. И именно Римская Церковь сама исключала их (монах Генрих, вальденсы). Под конец XIII и в XIV вв., когда катаризм исчез, религиозное сопротивление заговорило новым голосом, оно стало более насильственным и приобрело яркий социальный окрас (францисканцы-спиритуалы, апостолики, гуситы).

Сословия (три) Символическое разделение человеческого общества на три дополняющие друг друга категории, призванное обеспечить на земле порядок, заповеданный Богом. Это разделение было посвящено Святой Троице, и понемногу стало доминировать в идеологии западноевропейского христианства, начиная с эпохи Тысячелетия. Это laboratories («те, кто работает» или «трудится» - огромная масса христианского народа),которые должны были кормить bellatores («те, чьей миссией является поддержание порядка посредством оружия и власти», то есть король и сеньоры) и oratores (монахи и клирики, «те, кто молится за всех остальных»). Христианство катаров отвергало идеологию трех сословий, как и любое понятие порядка, установленного Богом в этом мире[10].

Спасение – В большинстве религий Спасение является вечным счастьем, которое после смерти и Божьего Суда ожидает в награду душу праведника, в то время, как души злых людей подвергаются мучениям ада. Катары, будучи христианами и дуалистами, верили, как и Ориген, во всеобщее Спасение всех душ, вследствие всеблагости Божьей, «который не может желать утратить даже единственной души», но также вследствие фундаментальной благости всех душ «созданных благими и равными между собой».  В вечности, согласно эсхатологии катаров, все души в конце концов придут к Спасению, даже души злых людей[11].

Спиритуалы См. Францисканцы-спиритуалы.

Сполете (долина) Доминиканец Райнерий Саккони сообщает о том, что около 1230 года существовало катарское епископство в долине Сполете. Мы не слишком много знаем об этой возможно существующей Церкви, самой южной на территории Италии – за исключением имени одного из ее епископов - Джованни Робба, который жил в Орвьетто около 1268 года.

Старший Игумен мужской монашеской катарской общины. Катарские ритуалы особенно отмечают его обязанности готовить послушников к посвящению consolament, которое должно им уделяться в возглавляемом им монашеском доме членом иерархии (епископом, Сыном или диаконом). Аналогом Старшего в женском доме была игуменья или настоятельница. В Церквях Боснийских Христиан Старших называли gosti.

Статуи См. Идолы, иконы

Стелы Долгое время катаризму приписывали создание дискоидальных стел (в форме диска). Они особенно многочисленны в районе Лаурагес и в основном расположены вокруг церквей. Сегодня нам известно, что это – всего лишь объекты народного христианского искусства, распространенного во всей Европе, от Страны Басков до Ирландии и Скандинавии, и датируемые периодом между поздним Средневековьем и Новым временем. Некоторые из них, особенно те, на которых изображен знак креста, или знаки ремесла, являются погребальными стелами. Другие, на которых изображены тулузский крест и французские лилии, использовались для обозначения границ территорий. И только в Боснии мы находим погребальные стелы – но довольно поздние – посвященные еретическим иерархам – stecci.

Страна катаров Слоган современного туризма, который пытается вытеснить название и медийный образ Окситании. Туристическая «страна катаров», тем не менее, географически не соответствует зонам распространения катаризма в Средние века, но концентрируется в основном на департаменте Од и нагорье Корбьер, где находится множество королевских цитаделей, которые часто ошибочно называют «катарскими замками». В современной «стране катаров» всё, что имеет коммерческую ценность, часто называется «катарским». И таким образом, сам катаризм, выхолощенный и упрощенный, становится просто рыночным продуктом общества потребления[12].

Страсти Этим словом обычно обозначают все страдания, выпавшие на долю Христа, от Его ареста до смерти на кресте в Страстную Пятницу. Хотя известно, что катары отмечали Пасху в своем литургическом календаре и проповедовали о страстях (как Гвиберт де Кастр в Монсегюре), они видели в них только логическое следствие преследования Сына Божьего князем мира сего. Многие не верили в реальность телесных страданий и смерти Христа. С их точки зрения, как ярко и просто выразился Гийом Белибаст, «Бог не может умереть».

Страшный Суд Провозглашенное в Новом Завете второе пришествие Христа во славе в конце времен, чтобы судить живых и мертвых – которые выйдут живыми из могил – особенно воздействовало на христианское воображение в XII и XIII веках, когда Церковь использовала эти образы для устрашающего воспитания христианского народа. Праведные или избранные воссядут одесную от Отца на всю вечность счастья в Царствии (рай). Дурные, отвергнутые налево, обречены на вечное проклятие (адский огонь). Концепции катаров, отвергавшие всякую идею Бога-Мстителя, и полагавшие, что в итоге наступит всеобщее спасение, пытались иначе интерпретировать эту господствовавшую схему.

Суд/судить Для христиан-катаров праведность - это один из атрибутов Бога. Один Бог судит – а значит, прощает. Согласно с евангельским предписанием «не судите», они отвергали правосудие общества своего времени, не важно, церковное или феодальное. Есть сведения, что в катарском обществе Добрые Люди практиковали вид мирных соглашений, которые должны были установить согласие между сторонами, без осуждения. Согласно их дуалистической логике, ни один преступник не является столь закоснелым, чтобы получить высшую меру наказания, тем более, вечного, поскольку прощение Божье ожидает все души. [13] См. также Праведность и истина.

Суммы Общий термин, означающий богословские и моральные сочинения, написанные клириками в Средние века – и особенно составленные ересиологами для опровержения ересей и катаризма. Первым антиеретическим произведением, который мы можем квалифицировать как Сумму, возможно, является большой трактат цистерцианца Аллана Лилльского против еретиков, евреев и сарацин: De fide catholica (О католической вере), написанный в Монпелье около 1200 года. Но огромные собственно антикатарские Суммы были созданы итальянскими доминиканцами в XIII веке: Монетой Кремонским, Райнерием Саккони, Ансельмом Александрийским.

Схизма/схизмат – Схизмой является раскол в Церкви или религиозной организации. С точки зрения Римской Церкви, Греческая Церковь являлась схизматской после раскола 1054 года. В Средние века схизма рассматривалась как первый шаг к ереси. Так вальденсы, согласно инквизитору Этьену де Бурбонну, прежде были схизматиками, отвергнутыми Церковью в лице архиепископа Лионского, а затем Папой, а потом стали еретиками.

Схоластика – Метод рассуждения и образования, использующийся в средневековых «школах» (университетах), начиная с XII века, и применяющийся не только к теологии, но также ко всей совокупности дисциплин. Схоластика развивалась как концепция рационализации мира в связи с открытием наново в Западной Европе через посредство арабской культуры великих философских трактатов Аристотеля[14].

Счастливый КонецВ словаре окситанского катаризма это выражение, эквивалентное «хорошей смерти», означает христианскую смерть. То есть речь идет о смерти, наступившей после отпущения грехов путем consolament, что обеспечивало Спасение души. Именно эту высшую религиозную надежду демонстрировали верующие, приветствуя Добрых мужчин и Добрых Женщин во время обряда melhorier: «Молитесь за меня Богу, чтобы Он соделал из меня Доброго Христианина и привел меня к счастливому концу». И наоборот, получить «плохой конец» означало умереть в своих грехах.

Сын (Старший и Младший)Сыновья впервые упоминаются под конец XII века (1178 год для Церкви Тулузен). Они были коадъюторами катарских епископов. Сыновья уже имели епископское посвящение. Поэтому Старший Сын наследовал епископу после смерти последнего, в то время как Младший Сын становился Старшим. Тогда посвящали нового Младшего Сына. Иерархия катарских Церквей состояла обычно из диаконов и, на местном уровне, из управителей общинных религиозных домов: Старших и игумений. Сыновья, которые имели епископское достоинство, составляли высшую ступень иерархии катаров.



[1] Хорошая награда. Часть имущества, конфискованного у осужденного, отходила светской власти. Вот почему светские сеньоры часто спешили воспользоваться своим правом.
[2] Отче Наш. Фундаментальной молитвой катаризма была Молитва Господня, или Pater (Отче Наш), в которой христианин просит Бога-Отца освободить его от зла.
[3] Псевдо свобода воли. Воистину непонятно, как это ангелы, созданные благими, смогли возненавидеть благо, подобное им, и существовавшее извечно, как и причина этого блага, чтобы возлюбить Зло, еще не существовавшее, и являвшееся противоположностью Добру . Если только нет никакой иной причины…(Книга о двух началах, Трактат о свободе воли)..
[4] Вегетарианское гурманство. «Новость о еретике» среди прочего вкладывает в уста катарского епископа-ренегата слова гурмана, который хвастается вкусом белого хлеба и рыбного паштета, что, с точки зрения инквизитора, демонстрирует лицемерие еретиков, которые превратили в гурманство суровость своего вегетарианства.
[5] Две церемонии. Согласно греческим источникам, богомилы XI столетия, как и рейнские катары первой половины XII века, разделяли два последующие этапа христианского посвящения. Каждый из них сопровождался церемонией возложения рук.
[6] Великие Соборы Именно Никейский Собор под руководством императора Константина в 325 году дал определение так называемому «Никейскому догмату» (Символ веры. Прим. Переводчика) - основы католической и православной ортодоксии, а также принял решение против Ария по поводу природы Христа.. Константинопольский Собор 381 года принял догмат о Троице.
[7] Редкий термин Благодаря цистерцианскому хронисту Петру Сернейскому, нам стало известно о существовании термина «совершенный» - хотя намного чаще встречается термин «Добрый Человек».
[8] До рождения. Эрмессенда Вигюйе, молодая беременная катарская верующая, отреклась от катаризма после того, как услышала, как одна добрая женщина назвала ребенка, которого Эрмессенда носила в чреве, демоном. Но на самом деле, согласно катарской логике, та добрая женщина просто хотела сказать, что речь идет о теле без божественной души.
[9] Сокровище Монсегюра. Сокровище Монсегюра – это вовсе не легенда. Денежные резервы осажденной катарской Церкви были на самом деле перенесены в безопасное место перед сдачей castruma, а потом переданы Церквям-сестрам в Италии. В некоторых современных эзотерических публикациях говорится о том, что это был «таинственный предмет» - Грааль или даже неизданные сочинения Платона.
[10] Три сословия. Средневековая идеология трех сословий дожила до времен Новой Истории, а именно трех сословий французского абсолютизма (Старого режима), и до Революции 1789 года, которая, собственно, и являлась революцией третьего сословия.   
[11] Всеобщее Спасение. Добрый человек Пейре Отье проповедовал: «И в небесах будет столько же счастья для одной души, как и для другой. Все будут одним, и каждая душа будет любить другую, как любят своих отца, мать и своих детей».    
[12] Катарская коммерция. Вы можете попробовать «катарские» сыр и вино в «катарском» ресторане, переночевать в «катарском» кемпинге и даже посмотреть на конкурс красоты «Мисс-катар». Не хватает только еще «катарского» похоронного бюро.
[13] Осужденный на добро Одним из примеров преступников, принятых в катарскую Церковь, чтобы искупить свою вину и вести христианскую жизнь, был Белибаст.
[14] Аристотель и катары. В Книге о двух началах Джованни де Луджио проявляет себя как умелый схоласт своего времени. В своей аргументации он применяет систему «универсальных категорий» и «универсальных признаков», а также использует цитаты из Аристотеля.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments