credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Р

Р

Раймонд Агюйе – Диакон катаров в Сабартес для Церкви Тулузен упоминается в Тарасконе-на-Арьеже с 1216 года. В 1221 году Раймонд Агюйе участвовал вместе со своим епископом Гвибертом де Кастром в собрании в Мирпуа, целью которого была организация катарской Церкви в Пиренеях. Он был посвящен в 1225 году в Пьёссе как Старший Сын недавно основанной Церкви Разес, а впоследствии стал епископом. Он укрылся в Монсегюре во времена осады. Там он управлял своей Церковью и давал утешение участникам боев, принадлежавшим к его Церкви. Он погиб вместе с членами своей Церкви на костре 16 марта 1244 года.

Раймонд де Бамьяк – Старший Сын катарского епископа Тулузен, Бернарда Раймонда, упоминаемый в Хартии Никиты. Раймонд де Бамьяк отрекся вместе с Бернардом Раймондом перед аббатом Анри де Марси, папским легатом, в 1181 году. Оба они оставили достаточно экстравагантную исповедь и закончили свои дни канониками в Тулузе.

Раймонд де Казальс – Первый катарский епископ Ажене, Раймонд де Казальс, упоминается в Хартии Никиты (около 1167 года). Кроме этого, мы ничего о нем не знаем.

Раймонд де Кастельно – Родом из Кастельно-д’Эстретфонд, этот катарский иерарх из Ажене, был, возможно, человеком очень высокого духовного ранга. Он был беженцем в 1309 году в Гранаделье, в Каталонии, вместе с Гийомом Белибастом. Он умер, скорее всего, от возраста и болезни между 1310 и 1312 годом. [1]

Раймонд де Мираваль – Совладелец маленького замка Мираваль в Кабардес, происходящий из семьи, приверженной катаризму, рыцарь Раймонд де Мираваль в начале XIII века был одним из самых выдающихся трубадуров в Лангедоке. Будучи личным другом Раймонда VI Тулузского, он также прославлял молодого Раймонда Рожера Тренкавеля, виконта Каркассона, под псевдонимом «Пасторет» (Маленькая Пастушка). Его дама, которую он называл Mais dAmic (Больше, чем подруга), была, без сомнения, супругой сеньора Кабарет. Крестовый поход 1209 года лишил трубадура его владений в Мираваль. Он умер около 1214 года в нищете, фаидитом, в церковном хосписе в Лерида – по другую сторону Пиренеев. [2]

Райнерий Саккони – Итальянский доминиканец и инквизитор, Райнерий Саккони написал в 1250 году Сумму против катаров (Summa de catharis), в которой он отметил, что сам был катаром и гаратистом в течение семнадцати лет перед тем, как сделаться доминиканцем. Он также отметил, что лично знал епископа Назария, который был тогда уже очень пожилым. Он сообщает о его заблуждениях. Однако он кажется намного менее осведомленным, когда излагает теологию альбаниста Джованни де Луджио. Но именно он сообщает о существовании оригинальной версии Книги о двух началах.

Равенство душОдно из главных положений теологии катаров, соотносящееся с положением о предсуществовании душ. Все они были созданы Богом, все являются ангелами Божьими, павшими с неба по собственной (умеренный дуализм) или чужой (абсолютный дуализм) воле, то есть при наличии первородного греха или без оного. Но как бы там ни было, для Добрых Людей все души были рождены благими и равными между собой. [3]

Разес – Катарское епископство, основанное во время Собора в Пьёссе в 1225 или 1226 году, в короткий период реконструкции и реорганзации катаризма, последовавший за окситанской реконкистой 1218-1224 годов. Это епископство располагалось между епископствами Тулузен и Каркассес. Все упоминания об этом епископстве исчезают после смерти епископа Раймонда Агюйе на костре Монсегюра в 1244 году.

Ран Отто – Немецкий писатель, нацист, родился в 1904 году. С 1930 по 1932 год он жил в Юссат ле Бен под предлогом писательских исследований. Он позаимствовал у местного эрудита Антонина Гадаля несколько идей, которые он развил в двух своих книгах по возвращении в Германию: Крестовый поход против Грааля (1933) и Трон Люцифера (1937). Когда он опубликовал вторую книгу, то в ней уже чувствовался налет идеологии нацизма, поскольку он был членом СС и сотрудником Гимлера. Как офицер СС, он впоследствии был послан в гарнизон лагеря Равенсбрюк. Его книги, переведенные на французский язык, тем не менее, стали очень популярными после войны. Его интерпретация катаризма как арийского язычества, предшествующего иудео-христианству, и поданная в квази-поэтическом стиле, стала источником многочисленных современных искажений катаризма и так называемой «катарской идеологии». [4]

Реестры – Инквизиция работала как настоящий современный следственный трибунал, когда нотариусы записывали показания свидетелей, составляя досье и архивы. Различают два типа таких записей: реестры показаний (допросы подозреваемых и опросы свидетелей перед Инквизицией) и реестры приговоров инквизиторов. Некоторое количество этих реестров дошло до нас, и сегодня они представляют собой настоящий кладезь информации о средневековом катарском населении. [5]

Резня в Безье В июле 1209 года армия крестоносцев Альбигойского крестового похода под предводительством папского легата Арнода Амори, аббата Сито, вторглась в Лангедок на земли виконта Тренкавеля, осадив Безье. В тот же день осажденный город был взят штурмом – разграблен, сожжен и утоплен в крови. Это произошло 22 июля 1209 года, и, скорее всего, было сделано в качестве назидания. С этого началась мартирология священной войны. См.также Убейте всех, Господь узнает своих.

Реинкарнация – См. Переселение душ.

Религиозный дом Монахи и монахини у катаров жили в маленьких женских и мужских общинах, в религиозных домах, напоминающих католические монастыри, но без затвора. Они работали собственными руками и практиковали общие ритуалы и таинства. Некоторые из этих домов исполняли функции приютов и даже больниц и хосписов; другие же могли соединять в себе разные функции. Катарские дома, часто являющиеся и мастерскими, были многочисленными, открытыми для доступа и находились прямо в центре бургад. Можно сказать, что еретики предварили практику нищенствующих орденов – монастыря в городе или даже в деревне [6].

Рецидивист – Юридический термин, означающий в религиозном смысле человека, повторно впавшего в грех, который ему уже ранее был отпущен. Перед религиозным трибуналом в целом и Инквизиции в особенности рецидивист не имел права на милосердие. Практика записи показаний позволяла следователям легко выявлять рецидивистов. Простой верующий, уличенный в том, что он вновь встречался с еретиками, отправлялся на костер без возможности помилования. Этот простой метод, позволявший церковному трибуналу осуждать на смерть раскаявшегося грешника, был применен и против Жанны д’Арк.

Рим – Для катаров и жителей Средиземноморья эпохи Средневековья Рим был символом папского города. Выражение «Церковь Римская» для катаров означало Церковь Папы в противоположность их собственной Церкви, которую они называли Церковью Божьей. Тулузский трубадур Гийом Фигейра, который также часто бывал в Италии в гиббелинских городах, писал около 1240 года сатирические сирвенты – сатирические памфлеты – в том числе и против Рима.[7]

Ритуалы – Сохранилось три Ритуала (то есть собрания обрядов) средневековых катаров: на окситанском языке и на латыни. Там очень подробно и тщательно описан смысл и процедура таинства consolament, а также другие литургические особенности катаров. Эти христианские Ритуалы, «напоминающие самые древние ритуалы крещения» (Антуан Донден), демонстрируют также тесное родство с известными нам Ритуалами богомилов и боснийских христиан. Один из Ритуалов, копия которого была прикреплена к Книге о двух началах, так же, как и эта книга, написан на латыни. Два других написаны на окситанском языке. Более старинный, лангедокский, датируется началом XIII столетия (Прим.пер.: более последние исследования относят его к началу XIV века). К нему прикреплена копия катарской Библии. Этот Ритуал хранится в Лионе и поэтому носит название Лионский Ритуал катаров. Еще один окситанский Ритуал, хранящийся в Дублине, является копией, сделанной во второй половине XIV века в вальденских долинах итальянского Пьемонта (Дублинский Ритуал катаров). Возможно, он является свидетельством периода, когда беженцы из среды катаров селились в вальденских общинах, пользуясь безопасностью их горных укрытий.

Робер д’Эпернон – Катарский епископ Франции, упоминаемый в Хартии Никиты. Он присутствовал на ассамблее в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году, где был наново посвящен Никитой, так же, как и другие западноевропейские епископы. Ничего другого мы о нем не знаем.

Робер ле Бугр – Брат Робер доминиканец, предшественник Инквизиции, как Конрад Марбургский, был послан во Францию Папой в 1234 или 1235 году. До того он был катарским добрым человеком и жил в течение двадцати лет в Ломбардии. Ему дали прозвище Робер ле Бугр. Он был известен своим рвением и жестокостью, поскольку он приказал сжечь огромное количество еретиков в Бургундии, во Фландрии и в Шампани. После массового костра в Мон-Эмэ в 1239 году, его полномочия были приостановлены Папой. Он был обвинен в злоупотреблении властью и в превышении полномочий и приговорен к вечному заточению.

Роше Деодат – Он родился в 1877 году в Арке (департамент Од) и умер в столетнем возрасте в 1978 году. Деодат Роше остается значительной фигурой, сумевшей обновить интерес к изучению катаризма. Но его роль в этом очень противоречива, поскольку в его взглядах смешивались исторические познания, духовные поиски и эзотерика. Он был членом городского правления Арка и главным советником магистрата, а также франкмасоном. В 1949 году он основал Общество памяти и катарских студий. Это Общество издавало «Тетради катарских студий» (Cahiers detudes cathares). Он издал множество книг, в которых он фактически пытался найти следы античного манихейства в катаризме. Сам катаризм он интерпретировал в духе антропософии Рудольфа Штайнера (1861-1925). 21 мая 1961 года под его руководством была установлена у подножия pog стела мученикам Монсегюра. Ошибочно и против его воли некоторые журналисты дали этому респектабельному старику насмешливое прозвище «катарского Папы». [8]

Рыба – Как и все христианские монахи, которые постились по пятницам и в другие постные дни, катары, которые воздерживались от мяса, могли, тем не менее, есть рыбу. Следует сказать, что в Средние века считалось, что рыба рождается из воды, как водоросли, а не путем полового оплодотворения.[9]



[1] Катарский юмор. Белибаст рассказывал, как во время похорон его товарища Раймонда де Кастельно он брызгал «святой» водой из кропила, чтобы выдавать себя за католика: «Кому помешают несколько капель воды? Когда мы отправляемся в путь, то иногда приходится выносить намного больший ливень, и ведь это нас не останавливает!» .
[2] Призыв фаидита. Раймонд де Мираваль написал около 1213 года песнь-призыв королю Арагонскому: «Когда он вернет Каркассон/ то сделается императором доблести/ и его меча будут страшиться/ не только магометане, но и французы… И тогда все дамы и их возюбленные/ вновь обретут радость любви, которую они утратили.»
[3] Эгалитаризм. Добрые Люди также проповедовали (и это не осталось без социальных последствий), что душа женщины равна душе мужчины, и что душа бедняка могла быть душой барона или короля.
[4] Плохой конец. Конец Отто Рана покрыт тайной. После увольнения из СС, он исчез в 1940 году. По официальной версии с ним произошел несчастный случай в горах. Но, возможно, он не смог доказать свое арийское происхождение, поскольку его мать была наполовину еврейкой, и он просто был убит. 
[5] Полицейские досье. Записи показаний позволяли религиозному следователю сравнивать необходимую информацию для выявления подозреваемых и рецидивистов.
[6] Монастыри в деревне. Свидетели рассказывали инквизиторам, что перед крестовым походом насчитывалось пятьдесят катарских домов в Мирпуа и сто – в Вилльмуре… Конечно же, речь идет об очень маленьких общинах.
[7] Против Рима. «Я уже больше не удивляюсь, Рим, что люди не понимают, что с ними происходит/ ибо вы перевернули мир вверх тормашками и сотрясли его войной/ а Цена вашего Милосердия – это смерти и гробы,/ торжествующий Рим!/ Вы влечете за собой всевозможное зло…».
[8] Музей Мифа. Дом Деодата Роше в Арке был куплен муниципалитетом, и сегодня там размещается музей, посвященный катаризму и окружающей его мифологии.
[9] Пища катаров. Во время раскопок в Монсегюре находили кости морской рыбы, особенно скатов. Разумеется, они попадали туда в сушеном виде. В 1240 году подпольный Добрый Человек потерял сумку в лесу Лаурагес, и там были рубаха, хлеб, вино, нут и 25 свежих угрей.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон статьи, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments