credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква П. Окончание

Праведность и истина Согласно терминологии катаров, выражение «Путь праведности и истины» или «Правила праведности и истины» означает цель апостольской жизни христиан и христианок, монахов и монахинь, соблюдающих предписания и советы Евангелия: не убивать, не лгать, судить, не проклинать, не приносить клятву; жить в целомудрии и бедности. Отказ от лжи и всякого другого правосудия, кроме Божьего, занимал у них значительное место. См. также Ложь.

Правила (устав) – В католицизме принципы, определяющие правила жизни монашеского ордена, составленные его основателем и утвержденные Папой. Монахи и монахини у катаров вели посвященную жизнь и следовали основным правилам монашеского типа, соблюдая при этом три главных обета: целомудрия, бедности и послушания. Они также обязывались вести общинную жизнь и участвовать в регулярных молитвах. Насколько нам известно, у них не было другого писанного правила, кроме заповедей Евангелия, которые они называли «путем праведности и истины».

Праде Тавернье – См. Андре из Праде

Предсуществование душ – Теологическая концепция, согласно которой души индивидуумов не создаются Богом друг за другом в течение времени, по мере того, как рождаются новые тела. Наоборот, они были созданы все вместе, равными в вечности - до своего коллективного падения. Эта спиритуалистическая концепция развивалась, прежде всего, Оригеном. Эта христианская оригенистическая традиция обнаруживается в основе концепций катаров о творении и человеческой природе. Она развилась в систему последовательных перевоплощений душ в этом мире до их окончательного спасения.

Преследования – Для средневековых еретиков преследование праведных властями мира сего подобно гонениям, которые испытали Христос и апостолы,  было одним их признаков принадлежности к истинной христианской Церкви - которая должна быть не преследовательницей, но преследуемой. [1]

Пресуществление Термин, который сейчас употребляется в католическом богословии для обозначения изменения сущности, которое происходит при превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа, во время таинства евхаристии. Хотя это таинство присутствовало и в раннем христианстве и дискутировалось в XI веке, только Латеранский Собор 1215 года, созванный Иннокентием III, подтвердил, что пресуществление является частью доктрины. Это произошло именно в контексте борьбы против катаризма, представители которого отказывались видеть в гостии что-либо иное, кроме благословленного хлеба. См. также Благословление хлеба. [2]

Приговоры – Приговоры инквизиторов, в особенности в начале XIV века, провозглашались во время торжественных проповедей (сермон), на папертях кафедральных соборов. Их формулировки таковы, что представляют религиозного судью как наместника высшего Судьи, вызывая ассоциации со Страшным Судом. Это делалось для того, чтобы произвести впечатление на публику. Сохранились реестры приговоров Пьера Сельяна по расследованиям в Керси (1241) и Бернарда Ги по епархии Тулузы (1305-1323). Приговоры Инквизиции могли быть вынесены как живым, так и мертвым еретикам, а также зданиям, в которых проходили «греховные» церемонии – эти здания были осуждены на разрушение, а места, где они стояли, на проклятие, где запрещено было что-либо строить в течение столетия. [3]

Приорисса См. Игуменья.

Присциллиан из Авилы – Последний христианин античной эпохи, казненный за ересь, Присциллиан, аскетический епископ Авилы в Испании, был обезглавлен в 385 году. Однако он имел ореол мученика, и его учение долго оставалось влиятельным в Северной Испании. Противники обвиняли его в черной магии, но также в том, что он отличал Бога-Отца от Бога Ветхого Завета, исповедовал, что природа души столь же божественна, как и у Христа, и осуждал таинство брака. Следует заметить, что те же христианские спиритуалистические тенденции обнаруживаются и в катаризме.

Притча Образ и аллегорический рассказ, используемый в речи для объяснения глубинной истины. В Евангелиях рассказывается несколько притч из проповедей Христа. Среди евангельских притч, особенно часто используемых катарами, фигурирует притча о дурном управителе, и особенно – весьма дуалистичная – о благих и дурных деревьях. [4]

ПроклятиеОсуждение Высшим Судией (Богом, Христом во славе) на вечные муки ада было главным страхом средневекового христианского народа. По-видимому, катары в XIII веке в большинстве своем отвергли общехристианское понятие о вечном проклятии (поскольку оно, по их логике, было несовместимо с понятием о Всеблагости Бога) в пользу концепции всеобщего Спасения, которую исповедовал уже в III веке Ориген. [5] Без сомнения, это стало одним из факторов успеха катаризма в народе, в то время как Римская Церковь предпочитала изображать проклятых на порталах кафедральных соборов, чтобы лучше принуждать свою паству к повиновению.

Проповедь – Обязанность проповедника. Официальный христианский словарь отличает «проповедь» - изложение христианской доктрины «проповедником», клириком, уполномоченным Церковью, которое происходило во время религиозной церемонии  от простого «выступления», совершаемого «пропагандистом» или служителем, не признанным папством. Так, например, называли протестантских пасторов.  Вальденсы были отвергнуты Церковью, поскольку заявляли о праве на проповедь любого человека, мирянина и даже женщины. Что касается катарских Добрых Людей, то они считались очень умелыми проповедниками и, будучи монахами своей Церкви, они проповедовали для своих верующих, опираясь на тексты Евангелия, переведенные на романский язык. Добрые Женщины тоже проповедовали, особенно для верующих-женщин [6]

ПубликанеЭто слово встречается в латинской форме publicani, popelikani и является одним из уничижительных терминов, который в церковном словаре обозначал катаров Шампани и Бургундии во второй половине XII века. Возможно, в нем следует видеть отсылку к презираемым грешникам-публиканам, о которых говорит Новый Завет – то есть о сборщиках податей, которых ненавидело население.

Пьер де Брюи – Обличаемый в 1130 году Петром Достопочтенным, аббатом Клюни, за свою евангельскую и критическую проповедь, Пьер де Брюи, служивший в одном из горных приходов, был изгнан из Дофинэ. Затем он отправился со своим диссидентским посланием в Прованс и Лангедок, проповедуя против иерархии Римской Церкви, ее таинств и ее суеверных практик. Этот представитель критического евангелизма XII века был сожжен возле Сен-Жиль-дю-Гард в 1139 году. [7]

Пьер Изарн – Пьер Изарн, скорее всего, является братом Огюйе Изарна, совладельца Фанжу. Он упоминается как катарский епископ Каркассес, который жил в Кабарет с 1223 года. [8] Он был преемником Бернарда де Симорра. Арестованный королевской армией в 1226 году, он был сожжен в Кон-Минервуа по приказу короля Людовика VIII.

Пьер де Кастельно – Монах из аббатства Фонфруад, легат и человек Папы, Пьер де Кастельно, без сомнения, был родом из Кастельно-ле-Лез, возле Монпелье. С 1203  года он сделался главой цистерцианской миссии с необычайным представительством. Она состояла из трех легатов, дюжины аббатов и тридцати монахов. Иннокентий III доверил им всю полноту власти в области борьбы с ересью в Лангедоке, а также обязал проповедовать против еретиков. Этот посланец Иннокентия III повсюду демонстрировал эффективную работу по очищению Южной Церкви от слишком толерантных епископов, а также по политическому запугиванию окситанских князей. В мае 1207 года он отлучил от Церкви Раймонда VI Тулузского. В январе 1208 года он был убит возле Сен-Жиль. В этом обвинили графа Тулузского и использовали это событие для организации Альбигойского крестового похода.

Пьер Маури – Этот великий пастух транспиренейских перегонов в 1323 году свидетельствовал перед инквизитором Жаком Фурнье. Его показания не только богаты историческими подробностями, но и преисполнены человеческого достоинства. Он происходил из Монтайю и определенно был обращен в катаризм Пьером Отье в 1302 году, когда он был еще совсем молодым пастухом в Арке. Ставя свою веру над личными интересами, он был проводником еретиков и связным для беглецов из-за ереси между Сабартес и Каталонией. Будучи другом Гийома Белибаста, последнего Доброго Человека, в убежищах каталонских городов Сан-Матео и Морельи, он был арестован некоторое время спустя после Гийома Белибаста, в 1321 году, и давал показания перед инквизитором Арагона. Затем он был передан Жаку Фурнье, который в 1324 году осудил его на вечное заточение вместе с его братом Жаном.

Пьер Роже де Мирпуа – Сеньоральная семья де Мирпуа (Арьеж) во времена крестового похода была полностью привержена катаризму. Пьер Роже де Мирпуа, называемый Старшим, был главным из тридцати пяти совладельцев Мирпуа, которые в 1209 году получили хартию привилегий для местных жителей. Он был супругом Маркезы де Туннен, дочери катарской Доброй Женщины Гильельмы. Он и сам был катарским добрым верующим, и, возможно, трубадуром. Около 1204 года он выздоровел после ранения, в связи с которым он впервые получил consolament из рук Гвиберта де Кастра. После этого он устроил большой пир для своих друзей - местных катаров. Он умер в 1209 году, получив утешение во второй раз в религиозном доме катаров в Мирпуа. Его сын, Пьер Роже, называемый Младшим, был лишен своих владений во время крестового похода, и являлся одним из великих фаидитов окситанского сопротивления. Будучи двоюродным братом Рймонда де Перейля, он в 1240 году женился на Филиппе, старшей дочери последнего, сделавшись, таким образом, совладельцем Монсегюра и военным руководителем его обороны. Именно он руководил обороной Монсегюра 1243-1244 гг. и вел переговоры о перемирии, а затем капитуляции в марте 1244 года.
После костра Монсегюра он, по-видимому, смог свободно уйти, но нам неизвестно, как он окончил свою жизнь.

Пьер Пульян – Последний известный нам епископ катарской Церкви Каркассона. Вначале он жил в Кабардес. Упоминается о том, что он также скопировал Хартию Никиты, как и один из его предшественников, Пьер Изарн, казненный в 1226 году. Он был преемником Жирота Абита как епископ Каркассес. Мы точно не знаем, когда он стал епископом, но в 1240 году он проповедовал для защитников осажденного Монреаля. В 1242 году в Конке-сюр-Орбьель он принимал фаидитов из Кастра и Ажена. После падения Монсегюра условия для подполья стали практически невыносимыми. Пьер Пульян и его Церковь исчезают из документов в 1258 году. [9]

Пьер Сельян – Пьер Сельян, товарищ Брата Доминика, отдал свой дом в Тулузе новому доминиканскому ордену в 1216 году[10]. В 1234 году он был одним из первых инквизиторов, назначенных Папой, и он орудовал вместе с Гийомом Арнодом в Керси. Впоследствии он стал приором монастыря доминиканцев в Тулузе, а затем вновь инквизитором в Керси в 1237 году. Граф Раймонд VII пытался сдерживать его рвение. Сохранился реестр его приговоров, вынесенных в Керси в 1241 году.

Пьёсс – Местность в департаменте Од возле Лиму, где в 1225 году произошло собрание монахов и иерархов катарских Церквей Тулузен и Каркассес, среди которых были Гвиберт де Кастр, Бертран Марти и Бернард де Ламот. Там присутствовал и местный сеньор Гийом де Вилльнёв. Это собрание - или Собор – имел целью «избрать епископа Добрых Людей Разес», что свидетельствует о новом витке развития катарских Церквей сразу же после крестового похода. Бенуа де Терм был избран и посвящен как епископ нового епископства Разес.

ПьювертНам не очень много известно об этом бывшем окситанском сastrum, принадлежавшем сеньорам де Конгост, взятом в 1211 году Симоном де Монфором, затем занятым Лупом де Фуа в 1220 году. Жилище аристократов, которое мы можем видеть сегодня, было построено в первой половине  XIV века сеньорами - потомками крестоносцев Тома де Брюйером и его женой Изабель де Мелюн. На сегодняшний день над воротами донжона можно видеть герб этой семьи. Зала донжона декорирована красивыми фигурками, изображающими музыкантов. Из-за этого долгое время путали Пьюверт в Керкорбе с Пьювертом в Аграмунте (Каталония), который был местом собрания трубадуров.

ПьюлорансCastrum, принадлежавший аббатству Сен-Мишель-де-Кусса, анклав в центре Фенуийидес. Это название не следует путать со средневековым поселением, где жило много катаров, Пьюлорансом на реке Тарн, который оставался в стороне от Альбигойского крестового похода и представлял собой убежище для фаидитов. После французского завоевания Пьюлоранс в Фенуийидес стал частью линии обороны против Испании. Тогда там была построена величественная королевская цитадель, еще более укрепленная в XV-XVI веках, особенно системой шикан (козырьков, наверший), защищавших вход. Эта крепость была покинута в XVII веке после Пиренейского трактата (1659 г.).

Пятидесятница – Событие, рассказ о котором содержится в Деяниях апостолов и произошедшее на 50-й день после Пасхи. Речь идет о нисхождении на учеников Христа Духа Святого «Утешителя», обещанного Христом, в виде огненных языков. Евангелие от Иоанна передает явно упрощенную версию события, когда Пятидесятница совпадает с днем Воскрешения: Иисус появляется перед учениками, дует на них, говоря «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.». Средневековые еретики основывали на этом событии происхождение своего обряда крещения Духом и возложения рук, которое они практиковали, согласно их словам, «со времен апостолов».



[1] Церковь кротких. «Среди преследуемых и преследователей христиане всегда будут прследуемыми». Эта чудесная фраза в оригинале написана на окситанском языке и принадлежит вальденсам долин Пьемонта, жившим там под конец Средневековья.  
[2] Средневековые споры. Каноники, сожженные за ересь в Орлеане в 1022 году, по примеру катаров, отрицали воплощение Христа и учили, что «не существует никакого таинства тела и крови Христовой в том, что делает священник».   
[3] Осуждены и прокляты. Приговоры, предающие осужденного в руки светской власти, то есть обрекающие его на смерть в огне, - выносились инквизитором в знак вечного проклятия несчастного. Фактически, это было «предвосхищение» Божьего Суда от имени Бога, поскольку после такого приговора тело осужденного, ставшее пеплом, больше не должно было воскреснуть, чтобы участвовать в Страшном Суде.  
[4] Слова Христа. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые… Итак, по плодам их узнаете их» (Матф. 7: 18-20).  
[5] Прощение Божье. Из реестров Инквизиции известно, что окситанские Добрые Люди проповедовали: Бог столь благ, что не может позволить потерять ни одну душу.
[6] Катарские проповедники. Сохранились упоминания о торжественных проповедях катарских прелатов, таких, как Гвиберт де Кастр, в Монсегюре о Страстях Христовых. Но в основном катарские проповедники общались с верующими в более тесном кругу, у домашнего очага среди соседей и близких.
[7] Критический евангелизм. Как еретики эпохи Тысячелетия и катары XII-XIII веков, Пьер де Брюи обличал крещение младенцев, с ужасом называл распятие орудием пыток, отвергал поклонение святым местам и отрицал присутствие тела Христова в облатке.
[8] Хороший администратор. Именно «Монсеньор Пьер Изарн» во время реструктуризации катарских Церквей после крестового похода дал указание перекопировать в 1223 году хартию, в которой разграничивались территории Церквей Тулузен и Каркассес в 1167 году, и известную под названием Хартии Никиты.
[9] Подпольное управление. В 1256 году Добрые Люди из Каванака жаловались, что их епископ уехал со всем сокровищем Церкви: на самом деле, оно было спрятано в лесу в двух бутылках, наполненных фунтами стерлингов (английские деньги того времени).
[10] Дом Инквизиции. Дом Пьера Сельяна стал Домом инквизиции Тулузы. Он был отреставрирован и обновлен, и сегодня его можно увидеть на территории Католического Института Тулузы, который возник вокруг него.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments