credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква П

П

Павликиане Народность армянского происхождения, управляемая королями-священниками и жившая в IX веке в верховьях Евфрата. Поскольку они угрожали Византийской империи, их королевство было разрушено императором Василием I (812-886), а население было переселено на Балканы. Армянские источники видят в павликианах старинных армянских верующих, вытесненных эллинизацией армянской Церкви в IV веке и отлученных в VI веке. Согласно греческим источникам, они исповедовали дуалистическое христианство и докетизм, близкие к богомильству – но без связей с манихейством, в противоположность тому, что предполагали в начале ХХ века историки религии. Павликиане, возможно, являлись свидетелями различных старинных течений в восточном христианстве, которые могли внести свой вклад в развитие средневекового диссидентства.

Падение ангелов Библейская тема, вездесущая в религиозном воображении романских времен и развивающаяся начиная от мифа о Люцифере, изложенном Оригеном, и рассказа Апокалипсиса о битве между архангелом и драконом. Эта тема поднималась в различных мифологических формах катарскими проповедниками, чтобы объяснить заключение в этом мире в телесных тюрьмах предсуществовавших божественных душ, которых ассоциировали с ангелами Божьими, захваченными хвостом дракона и вместе с ним павшими во тьму.

Папа/папство На вульгарной латыни слово «папа» означает «отец». Изначально Папа был Римским епископом. Под конец эпохи античности он стал признаваться главой католической Церкви и преемником Петра, которому Христос доверил Свою Церковь. До XI века власть Папы была подчинена власти германского императора и ограничивалась Италией. Начало этому процессу было положено Карлом Великим (742-814). Начиная с Грегорианских реформ, институция папства превратилась в настоящую понтификальную монархию, власть которой распространялась на все христианство. Апогеем этого явления стало начало XIII века, когда на папский престол вступил Иннокентий III. Тогда папство претендовало на то, что его власть превыше власти королей и князей. [1]

Патарены В первоначальном смысле этого слова патарены были участниками настоящих народных восстаний, охвативших в середине XI века нескольно городов Северной Италии, и особенно Милан[2]. Будучи носителями морального и духовного максимализма, противостоя богатству и злоупотреблениям прелатов, патарены иногда воспринимались как еретики, а иногда как естественные союзники реформаторского папства. Многие из лидеров этого движения были беатифицированы. Но с течением времени это слово все больше применялось в «еретическом» смысле. Поэтому катаров городов Северной Италии также называли патаренами в XI-XII веках, особенно в тех городах, где патарены stricto senso (в собственном смысле этого слова) были неизвестны, например, во Флоренции так называли боснийских еретиков, именовавшихся также христианами.

Педро Арагонский – он стал графом Барселонским и королем Арагонским в 1196 году, после смерти своего отца Альфонса II. Годы жизни Педро Арагонского 1174-1213. В 1204 году он женился на Марии де Монпелье, которая родила ему сына Хайме. Во время Альбигойского крестового похода он тщетно пытался балансировать между Иннокентием III и окситанскими князьями. Поскольку он одержал блестящую победу над маврами под Лас-Навас-де-Толоза в 1212 году во время так называемого крестового похода Реконкисты, он заслужил прозвище Педро-Католик. Затем он вступил в коалицию со своим шурином Раймондом VI Тулузским и попытался собрать под каталонским верховенством окситанские княжества, но погиб под Мюрет в 1213 году во время битвы с Симоном де Монфором.

Пейра (Наполеон) – Родившийся в Борд-сюр-Ариз (Арьеж) в 1809 году и умерший в Сен-Жермен-эн-Лайе в 1881 году, пламенный республиканец и романтический поэт, пастор Наполеон Пейра является автором важного историографического труда, за который он заработал прозвище «Южного Мишле». Он воспевал средиземноморских еретиков и опубликовал книгу о комизарах – Пастыри в пустыне (1842). Эта книга оказала влияние на самого Жюля Мишле. Потом он написал свою «Великую эпопею романской родины»: Историю альбигойцев в трех томах, а еще два остались неоконченными (1870-1881). Хотя в области описания христианства катаров Наполеон Пейра продемонстрировал удивительную для своего времени богословскую интуицию, его лирическое воображение стало источником современных мифов о Монсегюре и катаризме. [3]

Пейре Карденаль – Этот трубадур творил при дворе графа Раймонда VII Тулузского в середине XIII века. Он был, без сомнения, самым великим окситанским поэтом своего времени. Возможно, он был родом из Пюй-ан-Веле и был каноником-расстригой. Он является автором многочисленных произведений с оригинальной духовной подоплекой и удивительным критическим подходом, иногда перефразирующим теории катаризма. Он также писал убийственные сатирические стихи против Инквизиции[4] – и красивые религиозные поэмы, особенно, посвященные Деве Марии.

Пейрепертюзе – Перйрепертюзе находится в общине Дуильяк, (департамент Од). В современном туристическом дискурсе он признан одним из знаменитых «катарских замков». Существовавший на его месте  castrum был передан королю Франции в 1240 году Гийомом де Пейрепертюзе после поражения восстания Раймонда Тренкавеля. В 1242 году королевские архитекторы начали работы, сделавшие из Пейрепертюзе самую могущественную королевскую цитадель на арагонской границе. После второго этапа работ под конец XIII века на вершине хребта появился замок Сан-Жорди. Тогда же в скале была выдолблена лестница, чтобы соединить две цитадели. Весь ансамбль представляет собой величественную крепость на горах такого же размера, как и Сите Каркассона. Однако этот замок не участвовал ни в каких военных действиях, и был разрушен временем и стихиями.

Пентаграмма – Геометрическая фигура, образованная продлением сторон  пятиугольника так, чтобы получилась форма звезды. Эзотерики ХХ века безосновательно пытались приписать пентаграмму к символике катаров.

Первородный грех В католическом христианстве первородный грех – то есть происхождение зла – был совершен Адамом и Евой, соблазненными змеем и съевшими запретный плод, что привело к их изгнанию из земного рая. Весь человеческий род запятнан виной своих прародителей, и потому должен очиститься путем крещения. [5] По-видимому, катары в так называемой умеренной дуалистической системе первоначально верили в некий вид первородного греха, в который впал ангел Божий,  добровольно избравший зло и соблазненный дьяволом. Абсолютный дуализм, наоборот, не признает никакой ответственности за зло – никакого первородного греха – за ангелами, которые, согласно этой концепции, пали не по доброй воле, а из-за ухищрений дьявола.

Перейль (де)В начале XIII века замок Монсегюр был маленькой разрушенной сторожевой башней, принадлежавшей семье Перейль в землях д’Ольм.  Фурньера де Перейль развелась около 1200 года со своим мужем, совладельцем Мирпуа, чтобы сделаться катарской монахиней. Ее сын Раймонд де Перейль отстроил Монсегюр по просьбе катарской Церкви, а позже и сам переселился туда из замка Перейль. Он основал семью, а затем принял в Монсегюре иерархию и общины катаров во время преследований. Под конец осады Монсегюра в 1244 году его жена Корба и дочь Эксклармонда тоже предпочли стать катарскими монахинями и взойти на костер 16 марта 1244 года.

Переселение душ Здесь мы не будем употреблять буддийский термин реинкорнация, но чтобы избежать эзотерической коннотации, я предпочитаю более нейтральные термины «переселение» или «перевоплощение» душ, чтобы определить систему, неявно присутствующую в катаризме, и предполагающую переход падших душ «состарившихся в этом мире» (Дублинский Ритуал катаров) из одного тела в другое, до их окончательного спасения через Евангелие и крещение. Термин метампсихоз означает переселение души в тело животного. Поздние инквизиторские источники позволяют предположить, что некоторые Добрые Люди могли так полагать. Однако присутствие божественных душ в телах животных, кажется, не слишком подходит к идее их возможного пробуждения с помощью Евангелия, пронизывающей катаризм. [6] См. также Предсуществование душ

Песнь о крестовом походеВеликая эпическая поэма с почти двух тысячами строк александрийским стихом на окситанском языке, где воспеты главные вехи Альбигойского крестового похода. Текст обрывается на событиях 1219 года. Это произведение было начато в 1212-1213 годах Гийомом Тудельским, скорее всего, клириком из окружения Симона де Монфора. Анонимный автор, который продолжил ее в 1220 году, был намного лучшим поэтом. Автор решительно стоит на стороне графов Тулузских и окситанцев, черпая в этом вдохновение. Он воспевает ценности куртуазии и Paratge, которые противопоставляет жестокости и алчности крестоносцев.

Петр Сернейский – Цистерцианский монах и племянник Гюи, аббата Во-де-Сернэ, в Иль-де-Франс, стал, как и его дядя, секретарем которого он был, близким к Симону де Монфору, и следовал за Альбигойским крестовым походом. Он является автором труда Historia Albigensis (История Альбигойцев, 1206-1218). Эта латинская хроника в прозе, в которой упоминаются причины крестового похода, перед тем, как начинается о нем рассказ – во славу его аббатства, его дяди-аббата и графов де Монфор.

Петробрусиане – Сторонники Пьера де Брюи.

ПисанияСборник авторитетных текстов в религиозной системе. Для катаров Святыми Писаниями были христианские писания, но исключительно Библейские тексты и тексты Нового Завета. Они отбрасывали все последующие добавления, которые были сделаны католической Церковью, то есть решения Соборов и труды Отцов Церкви. Катары отказывались также от учений и практик, которые, как они полагали, «не основаны на Писании» - например, крещение младенцев или исповедь. Сами они черпали проповеди из Писаний – на практике из книг Нового Завета, переведенных на романский язык.

ПлотьДля катаров плоть, имея происхождение от злого начала, принадлежит миру видимого и преходящего[7], она символизирует грех вожделения и смерти. Именно по этой причине для них было несомненным то, что Христос мог воплотиться только по-видимости. Называемая еще такими терминами, как «одежда кожаная» или «телесная тюрьма», человеческая плоть виделась им как оболочка, в которой заключена падшая душа. Плоть не была призвана к воскресению во время Страшного Суда. Наоборот, в вечности спасения душа должна найти свое духовное тело божественного происхождения, оставшееся подле Отца после падения ангелов.

Плохой конец Смерть в состоянии греха препятствовала Спасению души. Если Доброго Человека постигал плохой конец, то есть он перед смертью впадал в грех, от которого его в принципе освободило покаяние путем consolament, это могло означать, что он на самом деле не получал Дух -  и даже consolament, который он мог уделить, могли считаться недействительными. В связи с этим в катарских Церквях наблюдалась практика многочисленных consolament для лучшего «обеспечения Спасения».

Пог – Вольный перевод Наполеоном Пейра арьежского варианта окситанского слова «пеш», происходящего от латинского «podium» и означающего «возвышенность» (по-французски puy) – чтобы обозначить гору Монсегюр в форме сопки. Эта версия слова уже стала общепринятой, но исключительно в отношении Монсегюра.

ПоказанияПодтверждения, сделанные свидетелем в судебном порядке. Показания перед религиозным трибуналом Инквизиции на самом деле были исповедями, и означали для дающих показания примирение с Церковью посредством соответствующего покаяния. Эти свидетельства, записанные, переведенные на латынь, а затем переписанные судебными нотариусами и, наконец, сохраненные в реестрах, являются сегодня чрезвычайно важными историческими документами.

Покаяние – Таинство, с помощью которого в католической Церкви священник дает от имени Бога отпущение грехов. В христианстве катаров покаяние имеет фундаментальную сакральную функцию, обеспечивающую Спасение души. Оно осуществляется посредством таинства consolament, которое освобождает от греха, согласно словам, сказанным Христом во время Пятидесятницы (по версии Евангелиста Иоанна). Как это было в ранней Церкви, покаяние у катаров неразрывно связано с крещением. В католической Церкви, наоборот, идея покаяния эволюционировала в эпоху Каролингов и во время Григорианских реформ, превратившись в практику исповеди, носившей временный характер и регулярно повторявшийся.

Посвящение/посвященный/орден Окситанское выражение ordenament de Sancta Gleisa (Орден Святой Церкви) [8] в ритуалах катаров означает, прежде всего, монашеский орден, который, несомненно, представляла собой катарская община; это означает, что катарский монах действительно «вступал в орден» в общехристианском смысле этого слова. Это выражение также означает непосредственную преемственность посвящений, которая связывает катарского епископа и его Церковь с Апостолами через посредство таинства consolament. В расширительном толковании этот термин означает также совокупность епископальной иерархии Церкви – ordenat («посвященные»), которой воплощал служение таинства, уделяемое, как правило, епископом или Сыном. См. также Апостольская преемственность.

Послушники Перед тем, как получить consolament, крещение посвящения, означающее вступление в религиозную жизнь катаров, кандидаты должны были пройти период катехумената или новициат (послушничество), который длился как минимум год, но мог продолжаться и до трех лет. Послушники жили в религиозных домах общин вместе с монахами и обучались следовать их правилам жизни и обрядам, а также получали богословское образование. Скорее всего, именно послушников описал Эвервин из Штайнфельда в середине XII века под именем верующих, среднюю ступень между слушателями и христианами/ христианками. Во времена преследований периоды послушничества были сильно сокращены.

Пост Добровольное воздержание от еды, практикуемое как покаяние, известное в христианстве и исламе. Христиане-катары отмечали свое отвержение мира, постясь раз в два дня на хлебе и воде, и практикуя каждый год три периода поста. В остальное время они тоже ели «постную» пищу. Речь идет о вегетарианской пище, которая, однако, включала рыбу.

Поцелуй мираИзвестная из Ритуалов катаров под окситанским названием caretas («милосердие», «знак любви») христианская практика поцелуя мира завершала катарскую литургию.
Люди, дающие показания перед Инквизицией, очень подробно описывают этот обряд, представляющий собой, как и в православной Церкви, поцелуй «в лицо», или даже «в губы». Добрые Мужчины и Добрые Женщины, поскольку их обеты запрещали прикасаться к лицам противоположного пола, обменивались поцелуем мира через посредство Книги.



[1] Церковь Петрова. Дублинский Ритуал Катаров так объясняет слова Христа, обращенные к Его ученику Симону: «Ты, Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»: речь идет вовсе не о том, что Симон должен стать краеугольным камнем Церкви, но наоборот, о том, что основание Церкви Христовой являются человеческими. 
[2] Народное восстание. Этимология слова патарен связана с названием квартала Патария в Милане, который, возможно, был кварталом тряпичников.  
[3] Пастор и добрый христианин. Пастор Пейра вложил в уста добрых людей удивительную рефлексию христианского дуализма, принадлежавшую ему лично: «Земля – это бесконечное Чистилище, хоспис для больного человеческого рода.Если Бог – это вечная любовь, где же может быть ад?   
[4] «Клирики должны быть пастырями/А стали убийцами/ Под видом святости/Когда я вижу их облачения[речь идет о священнических ризах], то мне приходит на память/сир Изенгрин, который однажды/решил зайти в овчарню…».(Пейре Карденадль, Песня). 
[5] Грех младенцев. Верование в первородный грех является источником католической практики крещения новорожденных, которые, согласно этой теории, без крещения не могут предстать невинными перед высшим Судией, если умрут в раннем возрасте. Средневековые еретики обличали эту практику.
[6] От тела к телу. «И хотя мы покинули Царствие из гордыни, Он (Христос) показал нам, как вернуться обратно после страданий и скорбей, которые мы переносим в этом мире, переходя из одного плаща плоти в другой», - так проповедовал Жак Отье молодому пастуху Пьеру Маури в начале XIV века.   
[7] Последняя проповедь Белибаста. «Я не забочусь о моей плоти, потому что в ней для меня нет ничего: она принадлежит тлению. Отец Небесный тем более не имеет ничего общего с моей плотью и не желает видеть ее в Своем Царствии, ибо плоть человека принадлежит тому, кто ее создал – князю мира сего…»
[8] Служение диакона. «Предстали мы пред Господом, и перед вами, и перед орденом Святой Церкви, чтобы пройти службу, принести покаяние и получить прощение всех грехов наших…» Так обращались члены катарской общины к диакону, осуществляющему коллективную исповедь, apparelhament (Лионский ритуал катаров).   
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments