credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Н

Н

Назарий Катарский епископ Конкореццо. [1] Он стал епископом после того, как был Старшим Сыном Гаратуса. Назарий упоминается приблизительно между 1190 годом (когда он, возможно, совершил путешествие в Болгарию) и 1220 годом, когда его преемником стал его Старший Сын Дидье. Ему также приписывается распространение и популярность текста Interrogatio Johanis в Церкви Конкореццо. Конец своей жизни он провел в замке Гаттедо, где и умер в очень почтенном возрасте. В 1254 году его тело было эксгумировано и сожжено по приказу Инквизиции, так же, как и тело Дидье.

Насилие В катарской Церкви  запрет на всякое насилие был абсолютным, так же, как и в движении  ваьденсов. Он был следствием евангельской заповеди о запрещении убийства, но также их интерпретации притчи о благом и дурном дереве, ассоциировавшей зло со средствами зла («По плодам их узнаете их»). Катары полностью отказывались от всякого понятия праведного насилия, так же, как и от оправдания страданий, присущего католицизму, смертной казни, священной войны – и даже искупительной жертвы Христа в католическом понимании. В том числе они отказывались и от убийства животных. [2]

Неверный Согласно средневековой религиозной теологии, неверный означает нехристианина – особенно мусульманина или еврея – в отличие от еретика, который является христианином, рассматриваемым как уклонист. В целом, крестовые походы были направлены против неверных, но Инквизиция зарезервирована для еретиков. [3]

Нелли Рене Этот каркассонец (1906-1982) был большим эрудитом - одновременно поэтом, философом и романистом. Но «душой» его деятельности было полное обновление исследований катаров во Франции. Будучи поэтом и романистом, в 1945 году он основал Институт окситанских студий (IEO), а в 1963 г. написал новаторскую монографию Эротика трубадуров. Он был первым, кто очистил исследования в области катаризма от влияния эзотерических кругов в середине ХХ века, а также опубликовал множество фундаментальных трудов о христианском дуализме: Феномен катаров (1962), Философия катаров (1975). В 1959 году он представил исследователям первое издание книги Писания катаров – перевод собрания текстов катарского происхождения.

Никита/Ницетас Это двойное имя существует в греческой версии (Ницетас) и в славянской версии (Никита). Согласно многочисленным источникам, под этим именем подразумевается один и тот же персонаж, скорее всего, богомильский епископ из Константинополя, совершивший около 1167 года путешествие в Западную Европу. Прежде всего, он посетил в Ломбардии маленькую катарскую Церковь Марка, потом отправился в Окситанию, где возглавлял собрание в Сан-Фелис-Лаурагес. Пользуясь случаем, он осуществил епископское посвящение [4] собрания катарских епископов Западной Европы: Марка из Ломбардии, Робера д’Эппернона, епископа Франции, Сиккарда Селерье из Альбижуа, Бернарда Раймонда из Тулузен, Жирота Мерсье из Каркассес и Раймонда де Казальс из Аженэ. Он также уделил повторное consolament всем присутствующим Добрым Людям.

Ничто/nihil/небытие Философски ничто является полной противоположностью бытию; то, что не существует. Катары в XIII веке употребляли это слово – neient на окситан, nihil по латыни – для обозначения злого творения этого мира, иллюзорного и преходящего, лишенного Божественного бытия. Особенно они ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна, переводя его слова как «без Него [Бога] стало быть ничто» [то есть этот мир]. Джованни де Луджио, автор Книги о двух началах, включает понятие «ничто» в «универсальные категории» зла – то есть того, что по-настоящему не есть. Мы также наблюдаем, под влиянием схоластики, соскальзывание у катаров от новозаветного дуализма (противостояния мира и Царствия) к более философскому дуализму (противостояния бытия и ничто).

Нищенствующие ордена Новый тип монашеских орденов, заявляющих о жизни в бедности, появился и был признан Папством в первое десятилетие XIII века. Проповедуя Евангелие и бедность вплоть до нищенствования на манер еретиков конца  XII века[5], эти новые монахи посвятили себя духовной реконкисте, особенно среди городского населения, что привело к обновлению католической духовности. Два таких главных нищенствующих ордена просуществовали наиболее длительное время. Это францисканцы и доминиканцы.

Ниэль Фернан Фернан Ниэль в 1960-х годах был признан «человеком, который лучше всего знает Монсегюр». Этот ученый и образованный человек действительно посвятил себя исследованиям знаменитой арьежской крепости. Но, к сожалению, он опубликовал в своей книге (например, Монсегюр, место и история (1966) [6] в период, когда еще никто не подозревал, что современный замок Монсегюр является более поздним по отношению к тому времени, когда на этом месте жили катары, и поэтому информация в этой книге несколько устарела. Но Фернан Ниэль вовсе не заслуживает низведения его к ряду эзотерических авторов.




[1] Докетизм Назария: Как сообщает доминиканец Райнерий Саккони, Назарий придерживался взглядов, что «Дева Мария была ангелом и [что] Христос не имел человеческой природы, но небесное тело.
[2] Ненасилие и мученичество. Так восклицали в 1235 году ломбардские катары: «Смотрите, люди, они убивают тех, кто не желает ни клясться, ни прелюбодействовать, ни есть мяса… Но против тех, кто носит меч на боку и совершает прелюбодеяние и убийство, они не делают ничего. Церковь Римская, руки твои по локоть в крови мучеников» (Сальво Бурчи). 
[3] Неверный или еретик: Альбигойский крестовый поход 1209 года означает соскальзывание концепции крестового похода против неверных (мусульман в Палестине и Испании) к священной войне с еретиками (христианами на христианских землях). И наоборот, евреи и сарацины, которых Инквизиция считала отступниками после первого обращения в христианство, трактовались ею как христиане-уклонисты.
[4] Спорная преемственность: Если верить слухам, распространяемым доминиканцами XIII века, Никита «плохо кончил», к тому же скомпрометировав ценность всех посвящений, которые он уделил. Это привело к тому, что некоторые западноевропейские катарские епископы вынуждены были принять повторное посвящение, а также вызвало раскол между Церквями итальянских катаров.
[5] Предшественник. Вальдо из Лиона между 1170 и 1180 годами, то есть за 30 лет до Франциска и Доминика, мог основать первый нищенствующий орден, если бы Папство его признало.  Он явился слишком рано? 
[6] Солярная ориентация: Фернан Ниэль тщательно обследовал архитектуру замка Монсегюр и установил его особую ориентацию по отношению к Солнцу. Но сегодня нам известно, что это вовсе не является свидетельством того, что катары поклонялись Солнцу, но было частью общей практики средневекового строительства – в особенности французского, ориентировать строение на восток, к Святой Земле. 
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments