credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Причастие или благословленный хлеб

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14).

В Страстной Четверг прелаты великих Церквей отмечают установление Евхаристии.  Они утверждают, что в этот день, в Последнюю Вечерю Христа с учениками, Сын Божий сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни…» (Ио. 6, 53-55). Но ортодоксы и Добрые Люди трактовали это совершенно по-разному.
Добрые Люди говорили: почему бы не обратиться к тому пассажу из Евангелий, когда молодой мужчина прямо спрашивает Иисуса – что ему делать, чтобы спасти свою душу? Ведь Господь не отвечает: «ешь облатку с дискоса и пей вино из потира – и спасешься», а Он говорит: «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Матф.19:21). Но увы, юноша предпочел остаться в «зоне комфорта».
Но такой поступок не по плечу великим прелатам официальных Церквей, и они, как тот юноша, «отошли с печалью, потому что у них было большое имение». Но ведь нужно совсем не иметь аппетита, чтобы не проглотить вафельку-облатку. Тогда можно провозгласить, что совершения обряда причастия необходимо для спасения. А уж допустит ли поп к этому таинству или нет – решать попу. А потому, говорят прелаты Церкви мира сего, ключи от Царствия – в их руках.
Но Добрые Люди называли это утвержнеие великой ложью. И вот почему.
Царство Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12; Лук. 16:16), и попы только по принадлежности к клиру здесь ни при чем ни с какого бока. Да и вафелька, то есть облатка, тоже.
Что же такое облатка с точки зрения Добрых Людей.
Катарские проповедники говорили так: священники учат, будто в хлебе, после пассов руками, приседаний и ритуальных мантр, совершенных у алтаря, воплощается Иисус Христос. Добрые Люди полагали такое поедание Господа Нашего богохульным и противным всякой логике! Конечно, воцерковленные католики и православные возмутятся, и даже скажут, что это задевает их чувства. Но пышная литургика  людоедства, совершаемого на алтаре, задевала чувства Добрых Людей и их верующих. Но Однако вернемся к сути этого действа.
Если хлеб превращается в тело Христово, то верующему предлагается совершить поедание Богочеловека (что с точки зрения Добрых Людей было противно, мерзостно и кощунственно). Если вино – это кровь Христова, то не кагор пьют верующие, а уподобляются вампирам.
Но ведь НАПИСАНО ЖЕ!!!! – говорят буквоеды-библеисты. Да, Евангелия верующим нельзя игнорировать. Но можно интерпретировать.
Вот как объясняли соответствующий пассаж из Евангелий Добрые Люди. К счастью, сохранился Ритуал, написанный по латыни, где фраза за фразой объясняется смысл сказанного Христом за Тайной Вечерей:

Перед тем, как они сели ужинать, Иисус взял хлеб [что значит: духовные заповеди Закона и пророков] и благословил его [что значит: одобрил и подтвердил их], преломил [что значит: объяснил их в духовном смысле] и раздал ученикам Своим [что значит: научил их духовному послушанию]. И Он сказал им: «Берите [что значит: будьте просветлёнными], ешьте [что значит: проповедуйте это всем]… (Матф.26:26)»
(Латинский ритуал катаров – принятие молитвы Господней - Северная Италия, около 1250 года)

            Да-да, мне скажут, что катары – это подлые еретики, и что неважно, как они интерпретировали и что они себе понапридумывали. Но если бы кусок хлеба после пассов священника спасал души, то к чему все заповеди Блаженства, к чему Нагорная проповедь?
            Буква, как известно, убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6). Однако теологи Церквей мира сего часто предпочитают идти широкими вратами, то есть легким путем. Заповеди – это благие пожелания, тогда как без причастия не обойтись.  
Но Добрые Люди напоминали о необходимости ступать узкими вратами. И это некомфортно. Они говорили, что Господь Наш пришел в этот мир не для того, чтобы обожить плоть, но как Слово Божие. Это значит, что Иисус Христос оставался Светом, оставался Словом, оставался от другого мира. Сын Божий – это Слово, которое предвечно, и именно о Нем сказано: «И _Слово_ стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14). И этой плотью надо не закусывать, но исполнять истинный смысл Тайной Вечери.
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.» (Лук.22:19,20); Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. (l Kop. 11, 25)
 В Мое воспоминание…
Собираясь вместе, христиане, Добрыю Мужчины и Добрые женщины, благословляли хлеб, произнося над ним Молитву Господню, «Отче Наш». После этого хлеб оставался хлебом, НЕ телом Христовым. Но все трапезующие чувствовали себя сотрапезниками Христа. «Анамнезис», воспоминание Тайной вечери – это благодарение Господа за честь служить Ему. «Итак, воспоминая Его смерть и Воскресение, мы предлагаем Тебе Хлеб и Чашу, благодаря Тебя за то, что Ты нас удостоил предстать пред Тобою и священнодействовать Тебе», говорит ранняя евхаристическая Молитва.
            Последние добрые христиане, покидая гостеприимный кров своих верующих, всегда оставляли им благословленный хлеб. Этот хлеб, учили они, Хлеб Молитвы Господней, благословленный в воспоминание о Тайной Вечере. Когда верующий ел этот хлеб и, тем более, разделял трапезу с добрым человеком, он сотрапезничал с одним из апостолов, а следовательно, с самим Господом Нашим.
У нас не осталось такого хлеба, ни крошки. Но ведь Христос – Слово, а Оно осталось… И осталось слово Его друзей…ob_2aa19a_3-20200809-095005
Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments