credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква М

М

Манихейский/манихейство Что касается манихейства, то это дуалистическая религия, внешняя по отношению к христианству, и основанная персом Мани (Манесом) в III столетии. Для средневековых клириков это был общий термин, означающий ересь по определению. Авторы ХIХ столетия и историки религии первой половины ХХ века продвигали тезис, согласно которому катаризм являлся неоманихейством, и выстроили схему преемственности дуалистических доктрин, от античного манихейства до средневековых еретиков, через посредство павликиан и богомилов. Эта теория была опровергнута в связи с развитием наших знаний как о манихействе, так и о катаризме. В современном языке, особенно у журналистов, все еще употребляется термин «манихейский» для обозначения идеологии борьбы между двумя крайностями (Добро/зло, черное/белое).

Мантуя (епископство) Еще одно название итальянского катарского епископства Баньоло.

Мария (Дева) Фигура Марии, матери Иисуса Христа, не была объектом настоящего культа в христианстве катаров, которые отрицали воплощение и видели в Христе чисто божественное бытие, сущность, пришедшую в мир в духовном теле. Добрые Люди пытались объяснить и описать Рождество как своего рода иллюзию[1]. Некоторые из них считали, что Мария, так же, как и евангелист Иоанн была ангелом, посланным Богом, чтобы помочь Его Сыну в земной миссии..

Марк Первый известный итальянский катарский епископ Марк упоминается в Хартии Никиты как участник Собора в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году, где он был посвящен. Другие источники упоминают, что он по происхождению был гробовщиком из Конкореццо, возле Милана, и что его обратил еретический нотариус, пришедший из Франции. Еще при жизни Марк расширил границы своей Церкви Ломбардии на Тоскану и Тревизскую Марку. Его первыми товарищами и последователями были люди такого же скромного происхождения, как и он сам, Джованни-еврей, ткач, и кузнец Джузеппе. После них начались личные разногласия межу иерархами, и Церковь, первоначально называемая «Ломбардской», разделилась на два, а затем на пять епископств, иногда даже противостоящих друг другу в доктринальных вопросах.

Материя Фундаментальный элемент этого мира, князем которого есть Сатана, с точки зрения катаров, называемых умеренными дуалистами, материя являлась нейтральным предсуществующим элементом, который попросту придал форму злой творец. Некоторые Добрые Люди даже учили, что это Бог создал и отдал в распоряжение Дьявола четыре элемента. Но намного чаще они разделяли фундаментальный принцип о том, что материя, тленная и преходящая, противостоит истинным и вечным делам Божьим. [2]

Матриархини Это выражение принадлежит современному автору Мишелю Рокберу, который таким образом окрестил этот феномен окситанского общества. Оно означает знатных Дам окситанских castrum-ов, которые перед тем, как разразился крестовый поход, в пожилом возрасте делались монахинями  катарской Церкви, выращивали своих детей и внуков в катарской вере и играли роль настоящих властительниц дум своего линьяжа. Такими были Бланш, дама де Лаурак, Ода, дама де Фанжу, Гарсенда, дама де Ма-Сен-Пюэль и так далее.

Метампсихоз См. Переселение душ.

Мизогиния Своего рода  пренебрежительное отношение к женщине в целом характерно для христианской культуры. В Библии мы находим основы для этой мизогении: в Книге Бытия рассказывается о сотворении Евы из ребра Адама (что означает ее второстепенность по отношению к мужчине) и о ее слабости перед лицом змея-искусителя (что означает ее ответственность за первородный грех); в Посланиях апостола Павла встречаются выражения, ограничивающие роль женщин в Церкви. В Средние века, когда католическая Церковь предоставляла женщине, изображаемой как грешница и соблазнительница, всего лишь роль молчаливой затворницы за стенами аббатств, катаризм предложил ей место в рядах своего клира. Таким образом, он представляет собой форму христианства, почти лишенную мизогинии.

Милленаризм Верование в пророчество о тысяче лет счастья и процветания на земле, которое должно наступить перед приходом Антихриста и концом света. Его исповедовали, начиная с конца XIII века до Позднего Средневековья различные группы, восстававшие против авторитета Римской Церкви: францисканцы-спиритуалы, апостолики и т.д. Начало этим верованиям положили комментарии к Откровению цистерцианца Иоахима Флорского. Милленаризм всегда оставался чужим катаризму.

Минерв Маленький укрепленный город Минерв (сейчас департамент Эро), защищенный глубокими ущельями, был во времена Альбигойского крестового похода одним из главных укрепленных мест виконтов Тренкавеля. В июне 1210 года, взяв Безье и Каркассон, Симон де Монфор осадил этот город, которым управлял виконт Гийом. Симон де Монфор приказал построить огромную катапульту «Мальвуазен», которая разбила стены и разрушила доступ к источникам. Через пять недель ужасной осады город сдался по причине нехватки воды. 22 июля 1210 года, через год после резни в Безье, аббат Сито предал огню 140 еретиков, мужчин и женщин из религиозных домов в Минерве, в то время, как крестоносцы пели  Te Deum. [3]

Мир В катарской теологии видимый мир «полностью лежащий во власти зла» всегда противопоставляется Царству Божьему, то есть другому миру. Именно этот дуализм миров или творений является основой христианского дуализма, который особенно проявляется в Евангелии и Первом Послании апостола Иоанна («Царство Мое не от мира сего»). Катары считали, что видимый мир придет к концу, в то время, как Царствие пребудет в вечности. [4]

Мирянин Противоположность клирику. В средневековом часто употребляемом смысле это слово означает простого представителя христианского народа, который не принадлежит ни к монашеским, ни к церковным структурам. В аббатствах существовали так называемые «мирские братья» - называемые также конверсами. Они еще не принесли всех обетов и чаще всего занимались физическим трудом и подчинялись монахам. Возможно, средневековая ересь была следствием требований мирян участвовать в духовной жизни, что долгое время было зарезервировано только за монахами и клириками. [5]

Мифология катаров Катары использовали в своей просветительской деятельности различные мифы – общехристианские, взятые у Оригена, из Откровения, христианских апокрифов: например, мифы о Люцифере, о соблазнении и падении ангелов, о битве между архангелом и драконом под стенами Иерусалима Небесного. Еретические проповедники развивали эти темы для аргументации дуалистической теологии. Влияние некоторых мифологических черт видно у окситанских и итальянских добрых людей. Это видно по использованию текста Interrogatio Johanis богомильского происхождения и апокрифа Видение Исайи, популярном во всем христианском мире.

Мифы Во времена своего исторического появления в XI веке, ересь предстает перед нами очень деформированной пропагандой своих обличителей,  как в моральном плане – поскольку ее последователей обвиняли в разврате и колдовстве – так и в доктринальном (обвинения в арианстве и манихействе). Антиеретические средневековые трактаты передали современным авторам это мифическое видение катаризма, вскормившее, в свою очередь, начиная с XIX века, все расцветшие тогда романтические и эзотерические спекуляции. Таковы, например, мифы о подземельях и сокровищах Монсегюра, о пиренейском Граале и псевдо-мистериях инициаций катаров и тамплиеров в гротах Арьежа. Сегодня, с целью туристической эксплуатации, создано новое поколение мифов (катарские замки, Страна катаров и т.д.) [6]

Молитва – Как и всякие христианские монахи, Добрые Мужчины и Добрые Женщины произносили молитвы в течение всего дня во время монашеских часов: это были фразы Benedicite («Благословите и помилуйте нас») и Adoremus («Поклонимся Отцу, Сыну и Святому Духу»). [7] Фундаментальной молитвой катаров был все же «Отче Наш», которой Христос обучил Своих апостолов. Верующие, еще не освобожденные от зла, не обращались к Богу непосредственно, но просили христиан молиться Богу за них во время обряда melhorier или адорации.

Молитва/Святое Слово Для катаров в средневековом и общем смысле этого термина молитвой по определению, «Святым Словом» являлась молитва Paterмолитва, предписанная Христом апостолам и Его Церкви. Этим термином она обозначается в их трактатах и ритуалах. Обряд consolament открывался церемонией «передачи Святого Слова» послушнику. [8] Благословленный хлеб, который заменял Добрым Людям евхаристию, тоже часто назывался «хлебом Святой Молитвы», поскольку он символизировал хлеб учения Христова, которое нужно было распространять и ширить.

Монета Кремонский Итальянский доминиканец, автор полной и хорошо документированной Суммы против катаров, под названием Пять книг против катаров и вальденсов. Самая ранняя рукопись этого труда датируется 1241 годом.

Монизм/монисты Противоположность дуализму/дуалистам. Религиозная система, предполагающая существование единой первоначальной причины. Католическое христианство, видящее в Боге творца мира, видимого и невидимого, является монистическим; тогда как катаризм, приписывающий двум различным творцам создание видимого и невидимого миров, является дуалистическим.  Проблема происхождения зла или теодицеи может возникнуть только в монистической системе, которая предполагает, что Творец одновременно является благим и всемогущим.

Монотеизм/монотеисты Противоположность политеизму. Монотеизмом называется религиозная система, основанная на вере в существовании единого Бога. Иудаизм, ислам, христианство являются монотеистическими религиями, в то время, как религия Древней Греции, Рима, кельтов с их многочисленными божествами, является политеистической. Катаризм, который принадлежит христианской семье, можно квалифицировать как монотеистический дуализм [9] , поскольку он предполагает существование единого истинного и вечного Бога, противостоящего лживому творцу иллюзорного мира. Катары иногда использовали против католической Церкви аргумент, что она является идолопоклонницей, то есть на самом деле политеистической, поскольку поклонения статуям в церквях подобно поклонению «идолам».

Монсегюр Расположенная в арьежских Пиренеях на известняковой скале, доминирующей над краем д’Ольм, современная крепость Монсегюр была построена под конец XIII или в начале XIV века семьей де Леви, сеньорами этой местности по праву завоевания. Этот замок был возведен на основании разрушенной укрепленной деревни, которая вплоть до осады в 1244 году представляла собой форпост сопротивления катаров и фаидитов. Армия крестоносцев под руководством королевского сенешаля осаждала castrum с мая 1243 до марта 1244 года. 16 марта 1244 года 225 Добрых Мужчин и Добрых Женщин из общин Монсегюра были сожжены живьем у подножия горы. На вершине пог под конец ХХ века археологи начали раскапывать руины катарского  castrum. Это была большая деревня на скале, в основном построенная на террасах. Ее центр находился на хребте, который сейчас занят французским замком[10]. См. также Костер Монсегюра.

Монтайю Деревня в высокогорном Арьеже, которая в Средние века была центром мелкой сеньории вассала графа де Фуа. Сам граф получил эту деревню во владение после смерти на костре Бернарда д’Айю в 1256 году. После этого в деревне был построен графский замок. В начале 14 века земля д’Айю представляла собой базу маленькой подпольной Церкви Пьера Отье, которая занималась катарской реевангелизацией. После инквизиторской зачистки все население Монтайю было приведено в Каркассон перед Жофре д’Абли в 1309 году. Жак Фурнье возвратился к его досье десять лет спустя и стал методически над ним работать. Благодаря всем этим процедурам, мы теперь знаем множество подробностей о жизни и менталитете катарского населения Монтайю. [11]

Монтефорте Castrum в Пьемонте, в котором, как писали хронисты, в начале ХI века жилa еретическая община под руководством некоего Жерарда. К ней принадлежала и местная дама. Эти еретики носили, по видимому, монашеские одежды, и возлагали руки на больных, что позволяет отнести их к протокатарам. Они были сожжены в Турине около 1025 года.

Мон Эме Иногда это название пишется как Мон Вимер. Это название холма, расположенного в камюне Бержер ле Вертю, на Марне. 13 мая 1239 года, в присутствии графа Тибо Шампанского, были сожжены 183 катара возле графского замка, возвышавшегося над Мон Эме. Скорее всего, их арестовали после облав по всему региону в процессе прединквизиторской миссии Роберта ле Бугра. Очевидно, они принадлежали к Церкви Франции, о епископе которой впоследствии уже упоминается в Италии. Интересно, что регион Вертю в Шампани в эпоху Тысячелетия уже был известен ерестью Лиотара, а в письме льежских церковников ХII века об этой местности говорится как об эпицентре западноевропейской ереси.

Мур С конца XIII века инквизиторы начали строить собственные тюрьмы, которые назывались Мурами. Они были в Каркассоне, Тулузе, Альби и Памье. Наказание тюремного заключения присуждалось, в основном, простым катарским верующим, а на костер отправляли нераскаявшихся еретиков и рецидивистов. Различают простой Мур, где людей держали в общей зале, и тесный Мур, представлявший собой ужасные одиночне застенки. [12]

Мученик/мученичество В общем смысле, мученик – это тот, кто переносит страдания и смерть за свидетельство истинной христианской религии. Добрые Мужчины и Добрые Женщины во время посвящения consolament обещали не отрекаться от веры «под страхом какого-либо вида смерти». Уже в середине XII столетия Эвервин из Штайнфельда был потрясен христианской смертью Рейнских еретиков на костре. Во времена Инквизиции в XIII веке отречения катаров из страха огня были не очень многочисленными. Преследования воспринимались еретиками как абсолютное доказательство их принадлежности к истинной Церкви Христа, апостолов и мучеников. [13].

Мюрет Город в департаменте Верхняя Гаронна, расположенный в двадцати километрах к югу от Тулузы. В сентябре 1213 года долина Мюрет сделалась знаменитым театром военных действий, когда Симон де Монфор, будучи хорошим стратегом, одержал победу над превосходящими силами окситано-каталонской коалиции короля Пере Арагонского и графа Тулузского. Король Арагонский погиб в этой битве. Поражение при Мюрет ускорило переход графства Тулузского в руки Монфора, что было утверждено на Латеранском Соборе 1215 года.



[1] Рождество. Некоторые Добрые Люди говорили, что Мария была простой женщиной из плоти и крови, которая однажды обнаружила дитя Иисуса подле себя и сочла, что это она его родила. Другие легенды говорят о том, что ребенок вышел из нее через ухо – поскольку туда вошло слово ангела во время Благовещения.    
[2] Материя и тленность. Добрые Люди противопоставляли материальные дела злого мира божественной реальности: «тленные тела» куда заключены души – телам славы божественных существ; «крест из тленной материи», нашитый на плечах крестоносцев – истинному кресту добрых дел; «преходящий хлеб», которым кормится тело – символическому хлебу Слова Божьего и т.д.    
[3] Мииерв 1210 года. «Там без числа еретиков, безбожной дряни, и еретичек злых сожгли без колебаний, всех уничтожив до клочка поганой ткани. Их трупы грязью забросали христиане, чтоб воздуха не отравляли в нашем стане их смрадные тела». (Песнь об Альбигойском крестовом походе).     
[4] Невидимый мир. «Ну а мы говорим, что существует иной мир и иные творения, непреходящие и вечные, на которые мы полагаем всю нашу радость и надежду» (Анонимный Трактат катаров).
[5] Клирики или миряне? Римская Церковь часто выдвигала против еретиков аргумент, что они всего лишь миряне, которые пытаются узурпировать функции и прерогативы клириков – как, например, служение проповеди. Это было верно в случае вальденсов, но Добрые Люди – катары считали себя настоящим клиром и истинной Церковью Христовой..
[6] Солярный Храм? Мифы очень долговечны. Например, в Средние века существовал миф доминиканского происхождения, описывавший катаров как секту самоубийц, и сегодня их нередко считают теми, кто желал привести человечество к вымиранию. Иногда можно даже прочесть, что костер Монсегюра был чем-то сродни коллективного самоубийства, аналогичного тому, которое практикуется сектой Солярного Храма.
[7] Последняя молитва. Свидетель рассказывает перед Инквизицией о смерти Доброй Женщины. «Означенная Кондорс произнесла тогда молитву еретиков, а именно «Поклонимся Отцу, и Сыну, и Святому Духу», - и так она умерла в Водрейуль в доме своих братьев.».
[8] Отдельная церемония. Церемония передачи Святого Слова будущему христианину могла непосредственно предшествовать consolament, но иногда производилась за несколько дней или даже недель до этого обряда.
[9] Вера в двух богов? Средневековые противники катаров – особенно, доминиканцы – иногда заявляли, что эти еретики верят в двух богов, одного благого, а другого злого; на что добрые люди отвечали, что только Отец вечный и всемогущий является Богом, а дурной творец имеет временное могущество во зле.
[10] Храм побежденных. Мы обязаны арьежцу Наполеону Пейра «новым открытием Монсегюра», которое он с энтузиазмом совершил в 1870 году. Своим вдохновенным пером он создал вокруг этого места романтический нимб. Влияние Пейра было настолько сильно, что до сих пор некоторым людям трудно принять, что «храм Параклета» - это на самом деле маленький французский замок XIV века.
[11] Окситанская деревня. Пользуясь реестром Инквизиции Жака Фурнье, опубликованным Жаном Дювернуа, Эммануэль Ле Рой Лядюри написал книгу «Монтайю, окситанская деревня», сделав известными многих персонажей катарской Монтайю: кастелянку Беатрисс де Планиссоль, ее любовника и еретического кюре Пьера Клерга, славного пастуха Пьера Маури и так далее.
[12] Отрывок из письма консулов против Галанда – посмотреть .
[13] Пример Христа. «Эта Церковь страдает от преследований и гонений и принимает мученичество во имя Христа, как и Он сам пострадал,… как сказано в Евангелии от Святого Иоанна (Ио. 15, 20) „Если Меня гнали, будут гнать и  вас”.- говорится в Дублинском Ритуале катаров.     
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments