credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква И

И

Игуменья Добрая женщина, стоящая во главе катарской женской общины, эквивалент Старшего. В некоторых достаточно редких документах таких женщин называли приориссами.

Идолы Первые христиане называли так разукрашенные изображения языческих божеств. Катары приравнивали католический культ статуй святых к идолопоклонничеству языческого типа, цитируя по этому поводу пример апостола Павла, разрушившего статуи Артемиды и выступавшего против «идолов народов» во имя всеобщего и невидимого Отца [1].

Иегова Иегова (или Яхве) – это на иврите имя Бога еврейского народа – единственное имя, которое появляется в Ветхом Завете. Речь идет о Боге-Творце из Книги Бытия, в котором катары отказывались видеть Бога-Отца, провозглашенного Христом. И действительно, первые книги Ветхого Завета содержат примеры разного рода насилия и злодеяний. В частности Джованни де Луджио в Книге о двух началах со смертоносной иронией приводит аргументы по поводу слишком человеческих злоупотреблений этого ревнивого, лживого и гневливого творца[2].

Иерархия (религиозная) Катары осуждали иерархию Церкви Римской, которую они считали испорченной - начиная с верховной власти папства, и до кюре, которые обслуживали приходы. Сами они были организованы в автономные Церкви, каждая из которых управлялась епископом и его Сыновьями или коадьюторами, а также состояла из диаконов и Старших. Все вместе они составляли иерархию Ордена святой Церкви. Речь идет о собственно религиозной иерархии, которая, возможно, основывалась на организации ранней Церкви и представляла для катаров скорее порядок апостольской преемственности, чем какой-либо инструмент светской власти. См. Орден.

Изарн де Кастр Брат Гвиберта де Кастра. Последний был Старшим Сыном, а потом епископом Тулузен. Изарн упоминается в начале XIII века как катарский диакон Лаурака. В 1208 году он участвовал в теологическом диспуте с вальденсом Бернардом Примом. Его след теряется в 1209 году, когда разразился крестовый поход.

Избранный/ныеСогласно терминологии, применяемой Эвервином из Штайнфельда в 1143 году, избранные мужчины и женщины представляли собой высшую степень иерархии вовлечения в ересь, то есть смешанный клир, который нес ответственность за общины слушателей и верующих. Этот термин является синонимом христианина/христианки, и в целом соотносится с тем типом людей, которых в Лангедоке называли Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами.

ИзгнаниеХристиане-катары использовали библейский термин изгнания в мистическом смысле. Оно для них символизировало вынужденное пребывание божественных душ в этом мире вдали от небесной родины, подобно тому, как еврейский народ - овцы Израилевы – были изгнанниками в плену египетском и вавилонском. В подтверждение своим проповедям, они цитировали книги Ветхого и Нового Завета, иллюстрируя этим тему изгнания и возвращения в Землю Обетованную [3].

Иконы Обобщенный термин, обозначающий собрание изображений в церквях, где фигурируют Бог и святые. Катары отвергали эту практику и культ, который они считали предрассудками. В этом они представляли собой наследников традиции иконоборчества, существующей в христианстве как минимум с VIII века (конфликт иконоборцев и иконопочитателей Византии), очень распространенной среди еретиков XI века в Западной Европе. Эта традиция была жива и у гугенотов в XVI веке. Что касается катаров, то они также отрицали и всякий символизм, ведущий к сакрализации видимого – поскольку, с их точки зрения, Бог проявляет Себя только в невидимом, а все видимое принадлежит миру зла.

Индульгенции Избавление Папой или прелатами, которым он делегировал эти полномочия, от всех или части наказаний, предназначенных для грешников в ином мире. Эта практика появляется в XI веке с идеологией крестового похода (полная индульгенция, обещанная Урбаном II крестоносцам в 1096 году) и развивается в XIII веке параллельно с развитием доктрины о Чистилище. На Латеранском Соборе 1215 года Иннокентий III дает индульгенции теологическое определение. Эта практика финансового искупления потусторонних кар с выгодой для Церкви всегда осуждалась христианами-диссидентами вплоть до Мартина Лютера (1483-1546). [4] Даже и теперь протестанты-кальвинисты (реформаторские Церкви Франции и Швейцарии) отказались участвовать в Юбилее 2000 года вместе с католиками, поскольку Папство возродило ради этой оказии практику индульгенций.

Инквизиция По латински inquisitio означает «расследование». Вначале это было следствие с целью юридически преследовать религиозных уклонистов.  Она называлась ординарной и осуществлялась церковным судом епископов (епископская Инквизиция). Затем ей была доверена особая юрисдикция (Папская Инквизиция или собственно Инквизиция). Основанная в 1233 году Папой Григорием IX и доверенная нищенствующим орденаминквизиторская институция играла двойную роль. Во-первых, она представляла собой странствующую исповедальню, куда должны были являться все жители данной местности, и ее целью было примирить с католической верой население регионов, по которым недавно прошел крестовый поход (покаянная функция). Во-вторых, это был религиозный трибунал, основанный на доносительстве, и его целью было уничтожение ереси, ушедшей в подполье (полицейская функция) [5]. Инквизиции потребовалось столетие, чтобы стереть с лица земли окситанский катаризм. Под конец XV века испанские короли создали систему королевской Инквизиции, которая много столетий преследовала еретиков, отступников и инакомыслящих на Иберийском полуострове и в Новом Свете. 

Иннокентий III Родившийся в 1160 году, Лотарь Конти ди Сеньи был избран Папой в 1198 году и принял имя Иннокентия III. Будучи блестящим юристом, он являлся фанатичным сторонником понтификальной теократии, провозгласив превосходство папской власти над властью светских сюзеренов, и утвердив свой статус как главного викария Бога на земле. После организации крестовых походов против Южных еретиков (1209 год) и сарацинов Испании (1212 год), он созвал Вселенский Собор в Латеране в 1215 году, где реорганизовал западноевропейское христианство. Он умер в 1216 году, до того, как смог организовать новый крестовый поход в Святую Землю

Иоанн Евангелист Автор четвертого Евангелия был, без сомнения, тем евангелистом, которого чаще всего цитировали Добрые Люди в своих проповедях и обрядах. Евангелие и Первое Послание Иоанна и в самом деле представляют всю аргументацию, противопоставляющую Бога и этот мир -корни христианского дуализма. Пролог Евангелия от Иоанна цитировался во время consolament. Некоторые катарские интерпретации представляют Иоанна как ангела, посланного Богом, чтобы помогать Христу в Его земной миссии.

Иоанн Креститель Персонаж Нового Завета, представляемый как кузен Иисуса. В некоторых интерпретациях катаров он появляется как  демон. Но в целом катары, наоборот, считали его предшественником[6], проповедовавшим приход «Того, кто больше [его]», то есть Христа, которого Иоанн крестил водой в Иордане и признал в Нем посланца Божьего.

Искупление – Христианская теологическая концепция искупления грешного человеческого рода Христом благодаря Его Страстям и жертвенной смерти на кресте. Катары отвергали положение об искупительной смерти и искупительном страдании, поскольку, с их точки зрения, смерть и страдания являются исключительно оружием зла. Впрочем, они не признавали и концепции первородного греха, который нужно было искупать. Они считали, что Христос пришел спасти «погибших овец Израилевых» посланием Евангелия и крещением Духа. [7]

Италия  (катарские епископства) См. Ломбардия (епископства).



[1] Катарский юмор «Почему ты поклоняешься этой Маруське (статуе Девы) – спрашивал Белибаст. – Разве ты забыл, что ее сделал человек из куска дерева железным орудием?
[2] Бог-Уничтожитель. «Таким образом, Отец Иисуса Христа не мог во времени и в этом мире уничтожить на глазах у всех столько мужчин и женщин с их малыми детьми, особенно когда сказано, что Он «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3), как утверждает Апостол. (Книга о двух началах, о злом творце).
[3] Пастырь добрый «И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас.»  (Иер.29:14). «И по этой причине Иисус Христос был послан Господом, чтобы искать народ, который был изгнан и спасти его, как Он сам говорит в Евангелии…» (Дублинский Ритуал катаров).
[4] Катарский юмор. В начале XIV века Добрый Человек Филипп д’Алайрак иронизировал, ссылаясь на Евангелие по поводу индульгенций, обещанных Папой арагонским крестоносцам: «Взгляните, как эти люди собираются достичь Спасения – убивая других людей!».
[5] Террор и костер. Папская Инквизиция, несмотря на свою мрачную репутацию, убивала относительно мало, хотя с 1256 года она приняла разрешение использовать пытки. Она методически уничтожала только еретических служителей и рецидивистов, но ее психологическое воздействие было ужасным. Основанная на доносах, она представляла собой настоящую систему официального терроризма, которая разорвала узы солидарности всего общества.
[6] Предшественник Христа. Катарские проповедники основывали легитимность consolament на словах Иоанна Крестителя, переданных Евангелиями: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.»
[7] Спасение верой. Добрые люди считали недопустимым, что Бог-Отец, Бог любви и жизни, послал Своего Сына на землю, чтобы Он страдал и умер, как животное на бойне. Как благое дерево может порождать только благие плоды из притчи о благих и дурных деревьях – так и смерть не может стать средством спасения.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments