credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буквы Е - З

Е

ЕваЛичность Евы, первой грешницы, является основой традиционной христианской мизогинии, но редко появляется в теологии катаров.  Отвергая истории о сотворении Евы из ребра Адама, ее искушении змием, а также считая Книгу Бытия рассказом о злом творении злого творца, катаризм не видел в женщине существо, отличное от мужчины и более грешное, чем он. Для Добрых Людей души равны между собой, а разница между полами - это простая иллюзия зла. Возможно, поэтому катары проявляли наименьшую мизогинию среди других христиан.

Евангелие/яСлово, означающее «Благая Весть» и используемое для обозначения четырех книг Нового Завета, передающих рассказы о жизни и послании Христа евангелистов Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Христиане катары придавали им огромную ценность и постоянно ссылались на них в своих проповедях, в своей теологии, а также согласовывали с ними свой образ жизни. Они основывали на них весь комплекс своих религиозных концепций и использовали  евангельские предписания в качестве настоящего устава[1]. Они признавали и использовали только четыре канонических Евангелия, входящих в корпус библейских текстов, исключая многочисленные так называемые апокрифические Евангелия. В целом они противопоставляли послание Евангелий – Благой Вести, провозглашенной Христом, - учению Ветхого Завета.

Евангельские заповеди – Так называется совокупность всех предписаний Евангелия. В средневековом католицизме евангельские заповеди, касающиеся моральных практик и покаяния, должен был исполнять весь христианский народ (не убивать, не лгать, не судить и так далее). Их отличали от евангельских советов, которые, с точки зрения клира, касались только тех, кто хотел быть совершенным – бедность, целомудрие и послушание, составлявшие три монашеских обета. Заповеди и советы были даны Христом в Нагорной проповеди. Для катаров в особенности этот «закон Евангелия», то есть заповеди и советы, были даны для того, чтобы заменить Моисеев Закон Ветхого Завета. См. также Праведность и истина. [2]

Евфимий ЗигабенВизантийский теолог, нанятый императором Алексисом Первым, чтобы кодифицировать и опровергнуть тезисы богомильского ересиарха Василия, которого впоследствии сожгли на ипподроме Константинополя в 1100 году. В трактате Евфимия Зигабена под названием Panoplia dogmatica (догматический Паноплион) основное внимание уделяется фундаментальному библейскому дуализму, исповедуемому Василием. Этот вид дуализма итальянские доминиканцы XIII столетия квалифицировали как умеренный. Он близок к идеям, высказываемым в Interrogatio Johannis.

Евфимий из ПериблептосаЕвфимий из Акмонии в начале XI века был монахом в большом монастыре Периблептос (Перивлепта) в Константинополе. Мы обязаны ему очень документированным трактатом о богомилах Византийской империи, Epistola invectiva (обвинительное письмо). Он подробно описывает фаундагиагитов, богомильских монахинь и монахов, которые странствовали и проповедовали в Малой Азии, и приводит детали их учения, практик и ритуальных формул, подобных тем, которые употреблялись западноевропейскими катарами во время consolament.

ЕвхаристияТаинство тела и крови Иисуса Христа под видом хлеба и вина, посвящаемых на мессе священником и распространяемых среди верных во время причастия. В Средние века евхаристию называли «таинством на алтаре». Это главное таинство римского католицизма. Катары полностью отвергали ее по причинам здравого смысла[3], и пользуясь аргументацией докетизма. Они не верили ни в реальность тела и крови, ни в смерть Христа. Они не придавали никакой искупительной ценности жертве Христа на кресте. Они не верили в Пресуществление (превращение) облатки на алтаре в настоящее тело Христово. В память Тайной вечери они практиковали простое благословление хлеба, который они воспринимали как символ Слова Божьего, которое следует распространять – так же, как это делают современные протестанты. Возможно, именно это было их главной ересью с точки зрения Церкви Римской.

Епископ/епископствоОбщины катаров управлялись посвященными епископами, подобно тому, как это было в ранней Церкви. Как и католические епископы, эти епископы имели право посвящения в христианских общинах своей Церкви или епископстве. Как и православные епископы, они были также монахами. О первых еретических епископах упоминается в Рейнских землях с 1135 по 1145 годы. Под конец XII столетия существовали Церкви Франции, Ломбардии и четыре епископства Окситании: Церкви Тулузен, Альбижуа, Каркассес, Аженуа. Каждая Церковь имела своего епископа. Нам неизвестно о какой-либо верховной власти над епископами, подобно папству у католиков. В Окситании в 1225 году из Церкви Каркассес выделилось пятое епископство – Церковь Разес. В Италии Церковь Ломбардии под конец XII века разделилась на шесть катарских Церквей. Их епископы, по-видимому, не управляли определенными территориями, но стояли во глав школ или общин, которые находились под влиянием епископов, принадлежавших к различным направлениям. Таким образом, различаются епископства Дезенцано, Конкореццо, Баньоло, Флоренции, Марки Тревизо и долины Сполето. Боснийские христиане и богомилы, жившие на территории греческого христианского влияния, также были организованы в Церкви, которыми управляли епископы или «дьеды».

Ересь/еретик В этимологическом смысле слово «ересь» имеет греческое происхождение и означает выбор (выбор между священными текстами, выбор определенного религиозного мнения). Но в более широком смысле это слово вскоре стало обозначать заблуждение, мнение осужденное и представляемое как ложное и опасное по отношению к тому, что религиозные власти определили в качестве нормы. Таким образом, была противопоставлена ересь и ортодоксия. Различаются также христианский еретик, уклоняющийся от правильного пути и неверный, то есть не-христианин. Появившись в эпоху Тысячеления, после многих столетий молчания, обличение-репрессии ереси стали ключевым пунктом средневековой идеологии. В XIII веке в реестрах Инквизиции слово еретик, как правило, означает члена катарского клира, то есть монахов, которых инквизиторы называли совершенными.

Ж

Жак Фурнье Жак Фурнье родился в 1280 году в Савердене. Будучи цистерцианцем и магистром теологии, в 1311 году он был аббатом в Фонфруад, пока в 1317 году его не избрали епископом Памье. В 1319 году Папа доверил ему задачу судить Бернара Делисье. Чуть позже Жаку Фурнье была поручена обязанность возглавлять Инквизицию в своей епархии – полномочия, делегированные ему инквизитором Каркассона. Он продолжил следственные процедуры Жоффре д’Абли в графстве Фуа. Он проявил себя как суровый и методичный судья, тщательно уничтожавший всё, что оставалось от катаризма в графстве Фуа. Он был избран Папой в Авиньоне в 1334 году и принял имя Бенедикта XII. Именно тогда он скопировал свой Реестр Инквизиции, который дошел до нас – лучший из существующих документов о последнем окситанском катаризме[4]. Бенедикт XII умер в Авиньоне в 1342 году.

Жан Галанд Доминиканец, инквизитор Каркассона в конце XIII века. Как и его собрат Бернард де Кастанет в Альби, он проводил свои следственные дела с такими злоупотреблениями и был столь непреклонен, что против него возник заговор в 1283-1285 годах, с целью уничтожить его реестры. Его поборы и другие компрометирующие действия, как и у его предшественника Николя д’Аббевиля, стали одной из причин народного восстания, получившего название Каркассонское безумие.[5].

Жан де Сен-Пьер Мы не слишком много знаем об этом доминиканце, инквизиторе, который принадлежал к окружению Бернара де Ко между 1242 и 1249 годами, особенно во время массовых процедур в Лаурагес.

Жан дю Коллет Катарский епископ Альбижуа первых времен Инквизиции. Некоторые показания говорят о том, как он скрывался от преследований в подполье в лесах и бургадах северного склона Монтань Нуар, особенно в Отпуле[6]. Его следы теряются в 1242 году, когда его брат Аймери сделался его преемником.

ЖенщинаВ теологии катаров не было никакого теоретического обоснования дискриминации женщин, которые, с их точки зрения, были созданы, как и мужчины, божественными душами, павшими и заключенными в созданные дьяволом и разделенные по половым признакам тела[7]. И в самом деле, женщины были многочисленны в рядах клира и верных окситанского и итальянского катаризма, который, разумеется, в отличие от Римской Церкви, создал для женщин нечто вроде привилегированного религиозного пространства. В целом катаризм представлял собой форму христианства с минимальным уровнем мизогинии. См. также Добрые женщины.

Жерард Сегарелли См. апостолики.

Животные Следуя евангельским заповедям, катары не убивали живых существ, даже животных. Попав в руки Инквизиции, многие из них предпочитали признать, что они – еретики, чем убить собаку, петуха или курицу[8]. Исходя из той же точки зрения, они не ели никакого продукта животного происхождения – ни мяса, ни яиц, ни молочных продуктов – за исключением рыбы (в ту эпоху считалось, что она рождается из воды). В XIV столетии Белибаст полагал, что некоторые животные – жабы, мухи, змеи – дьявольского происхождения, но другие, полезные, - лошади, коровы, овцы - дары Бога. Это противоречит теологии катаризма, для которого всё материальное творение – дьявольского происхождения, а не только то, что кажется вредным.

Жирот Абит Диакон катарской Церкви Тулузен в регионе Лавор. Упоминается с 1209 года. Жирот Абит не стал жертвой костров крестовых походов, потому что он еще служил в Нижнем Керси в 1220-х годах. В 1226 году, после смерти на костре Пьера Изарна, епископа Каркассес, он был избран его преемником, что, кажется, указывает на кризис, охвативший Церковь во время реконструкции. Мы не знаем об обстоятельствах его смерти. Его преемник, епископ Пьер Польян, упоминается с 1240 года.

Жирот Мерсье Первый известный катарский епископ Каркассес, он был избран советом своей Церкви, которым управлял тогда Пьер Катала на Соборе в Сен-Фелис-Лаурагес в 1167 году. Мы не знаем о том, как сложилась его судьба. Его преемник Бернард де Симорр, упоминается с 1204 года.

Жоффре д’Абли Доминиканец из Шартра, магистр теологии, Жоффре д'Абли был назначен в 1303 году вместо Николя д'Аббевилля на посту инквизитора Каркассона, в то время, когда город восстал против злоупотреблений Инквизиции. Он взялся за дело со всей суровостью, сумел восстановить порядок и посеять страх до самой Монтайю. Сохранился фрагмент реестра его процедур против катаров в высокогорном графстве Фуа между 1308 и 1309 годами. Он умер 10 сентября 1316 года.

З

Завет В Библии различают Ветхий Завет, состоящий из священных книг, предшествующих рождению Иисуса Христа, и Новый Завет, состоящий из священных книг после Его рождения.

Замки катаровТермин, использующийся в современной туристической индустрии для произвольного обозначения ряда великолепных военных крепостей, построенных королем Франции на южных границах его владений по окончании альбигойского крестового похода. Среди них: Керибюс, Пейрепертюз, Пьюлоранс, Агуйяр, Термез, Рокфиксад, Ластурс-Кабарет, но также Пьюверт и Монсегюр, которые находятся в частном владении. Некоторые из этих мест были известны еще раньше, до королевского периода, и представляли собой деревенские поселения типа castrum, которые могли укрывать катаров и которые были снесены во время строительства цитаделей. В любом случае, все утверждения о катарских строителях и архитекторах этих замков следует считать легендой, очередным воплощением мифа о Монсегюре.

Зло Существование и проявление зла является фундаментальной духовной проблемой, особенно в христианской религии, для которой всемогущий творец этого мира является и абсолютно благим Отцом, в то время, как этот мир явно лежит во зле – в нем господствует смерть, насилие, страдание, тленность – и это кажется, как минимум, противоречивым. Можно кратко изложить позицию христиан-катаров следующим образом. Они отрицали причастность Бога любви Евангелий к возникновению зла, ответственным за которое считали злое начало, внешнее, по отношению к Богу.

Злобная Церковь Римская Выражение malignant gleisa romanaзлобная Церковь Римская») означала в терминологии окситанских катаров Римскую Церковь-преследовательницу, могущественную и богатую, которая тем самым показывала, что она не истинная христианская Церковь. «Есть две Церкви, - проповедовал Добрый Человек Пьер Отье в начале XIV века. – Одна бежит и прощает, а вторая преследует и сдирает шкуру…».[9] См. также Рим.



[1] Правила жизни. Во время ритуала consolament послушник или послушница объявляли о своем желании «отдаться Богу и Евангелиям».
[2] Закон жизни. Проповедь об истинной Церкви Божьей, находящаяся в Дублинском Ритуале катаров, последовательно перечисляет все предписания и советы Евангелия, которые исполняет катарская Церковь: «Эта Церковь хранит и придерживается всех заповедей закона жизни…».
[3] Катарский юмор. Добрые Люди постоянно высмеивали «людоедскую практику» евхаристии, говоря, что если бы даже тело Христово было таким большим, как гора, его бы уже давно съели по маленьким кусочкам облатки.
[4] Документ исключительной важности. Фрагмент Реестра Инквизиции Жака Фурнье сохранился в библиотеке Ватикана и был издан (1965 год, три тома на латыни), а затем переведен (1978 г., три тома на французском) Жаном Дювернуа. Эта публикация перевернула наши познания о катаризме.
[5] Инквизиторское исступление. Поразительные реестры Инквизиции Жана Галанда содержат дела о преступлении ереси, открытые против наиболее важных именитых людей города, членов высшего каркассонского клира и даже офицеров короля Франции.
[6] Портрет еретического прелата. Одно из показаний перед Инквизицией описывает епископа Жана дю Коллета, читающего Библию, опираясь спиной о дерево, сидя на лужайке.
[7] Равенство рождения. Добрые Люди проповедовали, что все души – мужчин или женщин – являются «благими и равными между собою и что только дьявол создал разницу в телах».
[8] Еретическая чуткость. Свидетельство перед Инквизицией говорит нам о том, что один Добрый Человек, проходя мимо бойни, заплакал… печалясь и о душах мясников..
[9] Церковь-преследовательница «Все эти слова Христа противоречат злобной Церкви Римской, ибо ее не преследуют ни ради добра, ни ради справедливости, ни ради чего иного; наоборот, именно она преследует и приговаривает к смерти всякого, кто не соглашается с ее грехами и преступлениями.» - отмечается в Дублинском Ритуале катаров.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments