credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

В

Вальденсы Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или вальденсы быстро распространились в Бургундии и в Лангедоке, а в Италии к ним присоединились Ломбардские Бедняки. Движение, прежде всего, сосредоточилось на требовании евангельской бедности и свободе проповеди для мирян. Затем оно радикализировалось в XIII веке, и поставило под вопрос ценность религиозных практик Римской Церкви. Первый  костер, на котором погибли вальденсы, загорелся в 1214 году в Морльоне в Керси. Но еще долгое время вальденсы, соперники катаров, свободно проповедовали в Лангедоке. Начиная с 1233 года, после установления Инквизиции, их потихоньку начали травить, а затем уничтожать в Лангедоке. Они эмигрировали в Центральную Европу, где в XV столетии присоединиись к гуситам. Другие бежали в итальянские Альпы, где присоединиись к протестантской Реформации в 1532 году. См. также бедняки. [1]

Вальдо из Лиона Сегодня с большой осторожностью говорят о человеке, которого классическая и романтическая историография называла Пьером Вальдо, а средневековые документы называли просто Valdesius. Этот богатый лионский купец около 1170 года обратился и стал призывать к бедности и евангельским идеалам. Он раздал все свое добро и проповедовал в городе, будучи мирянином среди своих товарищей мирян - Лионских Бедняков. В начале Вальдо поддержал реформаторский епископ Гишар. Но в 1182 году Вальдо и его сторонники были изгнаны из Лиона преемником Гишара Жаном Беллесменом. Они были подвергнуты анафеме на Веронском Соборе в 1184 году. Таким образом, Лионские Бедняки были отвергнуты Церковью вначале в схизму, а потом в ересь. Но евангельское призвание и бедность их основателя Вальдо породили поколение, представителем которого был Франциск Ассизский. Его движение было уже хорошо принято папством. Обстоятельства смерти Вальдо около 1210 года выглядят очень смутными. Возможно, он проповедовал в Лаурагес и Керси перед Альбигойским крестовым походом. [2]

Варфоломей из КаркассонаЭтот, без сомнения, великий представитель катарской Церкви Каркассес [3], известен также под именем Варфоломей де На Лаурета, который в 1227 году в своем доме в Лор-Минервуа накрыл банкет для еретиков на 70 персон. Он стал жертвой фальсификации со стороны цистерцианской пропаганды, жаждущей организовать новый крестовый поход в 1223 году, и представлявшей его совершенно мистической фигурой викария антипапы Центральной Европы.

ВасилийЭтот византийский врач и к тому же влиятельный богомильский иерарх около 1100 года стал жертвой процесса против ереси, о котором подробно рассказывает Анна Комнина и Евфимий Зигабен. Он был сожжен со своими учениками на ипподроме в Константинополе по приказу императора Алексиса I. Личность и мужество Василия произвели сильное впечатление на очевидцев.

Вегетарианство Катары были вегетарианцами на средневековый манер. Будучи особо аскетичными христианскими монахами, они постоянно постились. Но хотя им было запрещено употребление продуктов животного происхождения – мяса, яиц и молочных продуктов – у них не было никакого запрета на рыбу, которая, как считалось тогда, рождается в воде, как водоросли. Но возможно, они просто хотели придерживаться того образа питания, что и Христос, который проповедовал толпе в пустыне и умножал хлеб и рыбу, и все это ели, как сообщают Евангелия.

Ведьмы и колдуны В эпоху Тысячелетия католические клирики обличали и описывали еретиков как практикующих колдовство, чтобы привлечь сторонников: их обвиняли в том, что они делали волшебный порошок из пепла детей, рожденных от инцеста, поклонялись дьяволу на шабаше, использовали сатанинские заклинания и т.д. Само слово «катар», впрочем, по всей вероятности означает «колдун, поклоняющийся коту». Начиная с конца XII столетия, этот тип аргументов против катаров был заброшен, как совершенно не соответствующий действительности. Но сама охота на ведьм началась только в XIV столетии, переняв эстафету от охоты на еретиков, которых Инквизиция практически уничтожила. Эта охота на ведьм продолжалась вплоть до Нового времени.

Великий ПостПериод воздержания или ритуального религиозного ограничения в пище. В католическом христианстве речь идет о сорока днях перед Пасхой в покаяние Страстей Христовых. Катары придерживались трех  великих постов в год по древнему обычаю.

Верона (костер) См. Сирмионе.

ВерующиеСогласно Эвервину из Штайнфельда, в середине XII века в Рейнских землях верующие (на латыни credentes) представляли собой переходной этап между простыми верными (слушателями) и клиром еретиков – христианами/христианками или избранными. Эти верующие тоже получали крещение путем возложения рук и представляли собой эквивалент послушников, ожидающих принятия обетов. Но в Лангедоке в XIII веке Инквизиция знала только простое разделение между верующими и еретиками, поскольку катехумены были возведены в ранг еретиков. Верующие же представляли собой массу верных, «верящих в то, что говорят еретики, и в то, что их посредством можно спастись» - так звучит формулировка Инквизиции. В начале XIV века Пьер Отье определял верующего как человека, который знает, как ритуально приветствовать Добрых Людей и просит их благословления через обряд melhorier.

ВечеряПроисходя от латинского «cena» («стол»), это слово означало последнюю трапезу Христа, разделяемую с апостолами перед Его арестом. Из рассказа об этой последней (тайной) вечери в Евангелиях, католическая  Церковь выводила таинство евхаристии; а протестанты – обряд общей трапезы, когда они в своем культе разделяли хлеб и вино.
Что до катарских монахов, то они практиковали благословление и преломление хлеба в начале каждой трапезы в память о Тайной Вечере.

ВечностьБудучи дуалистической, христианская теология катаров противопоставляла вечность времени, а Царствие Божье этому миру. Книга о двух началах особо четко разъясняет, что вечность, где «всё несокрушимо и ничто не портится» является «универсальной категорией блага», и таким образом, принадлежит одному истинному Богу. А вот время, где всё подвержено разрушению, разложению и смерти, принадлежит злому творцу. Из этого следует, что этот мир является добычей зла и времени, и должен придти к своему концу, тогда как Царство Божье пребывает в вечности, и только ему принадлежит вечность. Поэтому вечный ад, согласно окончательной логике катаризма и концепции катаров об универсальном спасении, невозможен.

Вивент Катарский епископ Тулузен в изгнании в Италии, Вивент упоминается в документах с 1253 приблизительно по 1264 год, чаще всего в Кремоне и Пьяченце, со своим Старшим Сыном Гийомом Дельпеш из Сен-Мартен-Лаланда. Один раз он упоминается в бастиде в Апулии. Известно, что около 1270 года его преемником стал Бернард Олив.

Видение Исайи Это название апокрифической библейской книги, датируемой эпохой раннего христианства. Она сохранилась в нескольких версиях – греческой, латинской, славянской и эфиопской. «Видение Исайи» было хорошо известно и использовалось в Средневековье. Оно рассказывает о видениях пророка Исайи на тему окончательной победы Христа над князем мира сего, особенно о путешествииИсайи через семь небес («седьмое небо» - наиболее духовное), и о последней битве между дьявольскими и божественными силами в весьма дуалистическом ключе. Возможно, этот текст вдохновлял, среди прочих, и катарских проповедников. В любом случае, этот текст очень точно цитировался Гийомом Белибастом.

Виллеруж-Терменез Деревня Виллеруж в Терменез (Од) в XII веке была спорной собственностью, на которую претендовали сеньоры Терма. В XIII веке она окончательно попала под власть архиепископов Нарбоннских, построивших здесь в конце XIII – начале XIV веков замок, возвышающийся и сегодня в центре этой красивой и укрепленной деревни. Эти богатые прелаты являлись и светскими сеньорами деревни, и часто здесь жили. Именно архиепископ Бернар де Фарж в 1321 году приказал казнить на костре последнего известного катарского Доброго Человека Гийома Белибаста. [4]

Воздержание Часто ассоциируется с целомудрием в монашеских обетах.  В отличие от поста, который является ограничением в употреблении пищевых продуктов, воздержание – это правило христианского смирения[5] плоти, которое исключает мясо и продукты животного происхождения. Монахи у катаров практиковали постоянное воздержание и постились один день из двух на хлебе и воде. Католические монахи также практиковали воздержание в Пепельную Среду, в Страстную Пятницу и в целом по пятницам.

ВоздержанностьОдин из монашеских обетов, эквивалентных целомудрию: воздержание от удовольствий и дел плоти.

Возложение рук Литургический акт, известный с ранних времен христианской Церкви. Новый Завет (Деяния) упоминает о том, что апостолы практиковали его для крещения в Духе для верных, которые уже были крещены водой. Католическая Церковь впоследствии сделала из этого особое таинство, конфирмацию, в котором помазание епископом вскоре заменяет возложение рук, а крещальные функции закрепляет только за крещением водой. Однако этот обряд сохранился до наших дней в практике возложения рук и Книги во время посвящения епископов. В духе той же раннехристианской традиции катары практиковали возложение рук и Книги во время ритуала крещения и посвящения. См. также consolament.

Воплощение Католическая Церковь обожествляла плоть, исповедуя веру в воплощение Христа, Сына Божьего, ставшего настоящим человеком, оставаясь истинным Богом (двойная природа Христа). Катары же отказывались принимать то, что Сын Божий мог воплотиться в материальное тело, созданное злом и подверженное разрушению и смерти. Будучи докетистами, они верили только в одну божественную природу Сына[6].

Вотенение/вотенитьсяТермин “adombratio”, применявшийся катарами, чтобы подчеркнуть неявственность воплощения Христа в Святой Деве, буквально означает «нарисоваться», «пройти под сенью». Их концепция состояла в том, что «вотенившись в Деве Марии», то есть, войдя в нее как в укрытие, в тень, Христос не взял от нее ничего, но вел земную жизнь в теле по-видимости.

Время Время в катаризме является категорией в высшей степени преходящей и изменчивой, свойственной этому миру, и таким образом, атрибутом зла. Оно противостоит вечности, свойственной Царствию и являющейся атрибутом Бога. Дьявол «не способный сделать ничего прочного и устойчивого» может демонстрировать свое иллюзорное творение, отягощенное тленностью и смертью только в категориях времени. Время придет к своему концу, так же, как и этот мир, тогда как Царствие прибудет в вечности. См. также Ад.



[1] Современные вальденсы. Хотя сегодня не существует катаров, но вальденская Церковь дожила до наших дней, присоединившись к реформаторским Церквям. В основном Вальденская Церковь сосредоточена в так называемых ваьденских долинах Пьемонта, ее престолом является город Торре Пеличе, а еще у них есть теологический факультет в Риме. 
[2] Проповедник с Писаниями. После своего обращения Вальдо использовал остатки средств из своего бывшего состояния, чтобы перевести на романский язык отрывки из Библии для проповедей Лионских Бедняков.
[3] Проповедник? Современные историки Крестин Тузелье и Рене Нелли выдвинули гипотезу, согласно которой Варфоломей из Каркассона может быть автором Анонимного Трактата Катаров.
[4] Последний Добрый Человек. Гийом Белибаст был сожжен в Виллеруж возможно потому, что пастух, которого он убил перед тем, как принять катарские обеты, происходил из этой местности. Кроме того, архиепископ Нарбоннский был его светским сеньором. 
[5] Еретическая аскеза. «Мы ведем жизнь святую  и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе…» - заявляли Рейнские катары по свидетельству Эвервина из Штайнфельда..
[6] Ереси и природа Христа. Споры о воплощении Сына являлись источником раннехристианских ересей: монофизиты тоже отвергали принцип двойной природы Христа; адапционисты считали, что Христос был человеком, которого Бог принял как Своего сына; и, наконец, Присциллиан из Авилы в конце IV века был казнен как еретик за то, что отрицал реальность человеческой природы Христа..
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments