credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Б

Б

Баньоло/баньолистыЕпископство и школа итальянских катаров, выделившаяся, начиная со сторонников Оттона из Баньоло (возле Мантуи) под конец XII века. К ним примкнули катары региона Милана. Согласно итальянским доминиканцам, баньолисты придерживались в XIII веке взглядов, средних между альбанистами и гаратистами.

Бегины/бегинкиВ окситанских землях в середине XIII века так называли членов третьего францисканского ордена. Некоторые бегинажи, как бегинаж святой Дуселины в Рубоде, в Провансе, были абсолютно ортодоксальными очагами францисканской духовности[1]. Лангедокские и итальянские бегины и бегинки конца XIII – начала XIV века следовали за францисканцами-спиритуалами в их отрицании жажды богатства и власти Римской Церкви и вместе с ними стали жертвами процессов и костров доминиканской Инквизиции.

Бедность Один из трех обетов религиозной жизни вместе с целомудрием и послушанием. Бедность также является сущностным требованием христианской средневековой духовности с ХI века. На протяжении ХII века носителями этого «лозунга» были диссиденты и еретики[2], протестовавшие против власти и богатства Церкви. Требование бедности основывается на евангельском призыве оставить всё и следовать за Христом нагим следовать за нагим Христом», как говорили вальденсы), отказаться от материальных благ, чтобы достичь Царствия Божьего. В начале ХIII века эта идея вдохновляла нищенствующие ордена. В особенности Франциск Ассизский сделал из бедности фундаментальную ценность своего образа жизни.

Бедняки Название «бедняки» применялось к некоторому количеству евангельских движений, более-менее диссидентского характера, между XI и XIII веками. «Лионские бедняки» были товарищами Вальдо, то есть вальденсами, близкими к ломбардским беднякам, с которыми они смешались в начале ХIII века. Католические бедняки и примиренные бедняки – это группы вальденсов, которые между 1207 и 1210 годами воссоединились с папством, формируя также нищенствующие ордена, которые, однако, долго не просуществовали.

Бедняки Христовы После свидетельству Эвервина из Штайнфельда, Рейнские катары середины ХII века в контексте евангельского требования к бедности, сами себя называли «бедняками Христовыми». Как и все христианские монахи, катары приносили обет бедности и не имели собственности. В отличие от католических орденов (бенедиктинцев, цистерцианцев и т.д.), их Церковь не обладала земельной собственностью – полями, лесами, виноградниками – и не эксплуатировала арендаторов. Источником денежных средств, которыми она располагала для своего существования, был труд ее членов. [3]

БезьеЭтот епископский город был в XII веке престолом виконта Тренкавеля, как и Каркассон. Этот город был сильно разрушен, а его население уничтожено в начале Альбигойского крестового похода в июле 1209 года. Тем не менее, он достаточно быстро восстановил свое экономическое и демографическое развитие, и в 1229 году был присоединен к королевскому сенешальству Каркассона. См. также Резня в Безье.

БелибастСм. Гийом Белибаст

БеллесманцаИтальянский катарский епископ Церкви Дезенцано в течение всей первой половины XIII столетия. Когда он умер в довольно пожилом возрасте, ему наследовал его Старший Сын Джованни де Луджио.

Бенуа де ТермВозможно, происходя из аристократической семьи де Терм, Бенуа стал диаконом катарской Церкви Каркассес. В 1207 году он участвовал вместе с Арнодом Отом и Гвибертом де Кастром в диспуте в Монреале против Диего из Осмы и Брата Доминика. Он был избран первым епископом новой Церкви Разес во время собора в Пьёссе в 1226 году, и был посвящен Гвибертом де Кастром. Удалившись в Керибюс (относившийся к владениям его семьи), он умер в неизвестную дату около 1235 года. Его преемник Раймонд Агюйе появляется в Монсегюре, начиная с 1240 года и находится там до конца осады в 1244 году.

Бернар де Ла ГаригьюРодом из региона Монтальзат (Керси), Бернат де Ла Гаригью упоминается в 1250 году в изгнании, в Ломбардии как Старший Сын катарского епископа Альбижуа Аймери дю Коллета. Он появляется в Альбижуа и Нижнем Керси около 1269 года. Арестованный Инквизицией, он становится ее сотрудником в 1283 году, играя, возможно, роль двойного агента подле своих бывших братьев. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Бернард ГиПосредственный теолог, не весьма успешный дипломат на службе у Святого Престола, этот лимузенский доминиканец прекрасно справился с функцией инквизитора, которую он ревностно и методично исполнял в Тулузе с 1307 по 1323 год. Вместе с Жоффре д'Абли, а потом Жаком Фурнье, он фактически принадлежит к поколению религиозных судей, которые занялись тем, чтобы вернуть инквизиторской институции, выдохшейся и скомпрометированной, прежнее доверие и эффективность. Так было до того, пока они не добились фактического исчезновения катаризма в Окситании. Он является автором «Practica Inquisitionis», учебника для инквизиторов, написанного между 1319 и 1323 годами. Бернард Ги особо отличился тщательностью своих расследований и суровостью приговоров [4].

Бернар ДелисьеФранцисканский спиритуал, родился в Монпелье около 1260 года. Был лектором францисканского монастыря в Каркассоне. В 1296 году Бернар Делисье энергично проповедует против злоупотреблений доминиканской Инквизиции. Он был глашатаем народной революции, называемой «Каркассонским безумием». В 1305 году это движение закончилось повешением нескольких десятков горожан и консулов в Каркассоне и Лиму. Ослабленный и измученный, помещенный в монастырь в Безье, Бернар вновь выступает на стороне спиритуалов своего ордена в 1317 году. Арестованный в Авиньоне, он стал фигурантом длительного процесса. Под пытками он признал, что способствовал еретикам в их борьбе с Инквизицией. Осужденный и униженный, он умер в застенках в 1320 году[5].

Бернар де КоЭтот доминиканец родом из Аженэ руководил расследованиями Инквизиции в Керси вместе с Жаном де Сен-Пьер перед 1242 годом. Затем оба доминиканца действовали в Тулузен и Монтобане. Начиная с 1245 года этот тендем организовал грандиозное расследование в Лаурагес. Реестр показаний этого расследования сохранился (рук. 609 Тулуза)[6]. Бернар де Ко прекратил активную деятельность с 1249 года, удалившись в доминиканский монастырь в Ажене, где и умер в 1252 году.

Бернар ОливПоследний известный катарский епископ Тулузен, Бернар Олив впервые упоминается в Фанжу в 1264 году. Он бежал в Италию и жил в Павии в 1270 году, потом в Сирмионе, где его видели в 1272 году, как он уделял посвящения вместе с епископами Франции и Италии. Тогда он был  Старшим Сыном. В 1276 году он жил в Генуе с товарищем диаконом, что позволило ему избежать облавы в Сирмионе и костра в Вероне. Его след утрачивается с 1278 года.

Бернар РаймондПервый известный катарский епископ Тулузен, Бернар Раймонд упоминается в Хартии Никвинты в контексте Ассамблеи в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году. Он был избран своей Церковью – которая уже была структурирована - потом посвящен епископом богомилов Никитой. Десять лет спустя вместе со своим  Старшим Сыном Раймондом де Баймиаком он становится главным героем миссии Анри де Марси, аббата Клерво и папского легата, предшествующей крестовому походу. Они оба, Бернар Раймонд и Раймонд де Баймиак, были отлучены в 1178 году и арестованы в 1181. Тогда они выступили с довольно экстравагантной самокритикой, возможно, продиктованной Сито, чем заслужили покаяние и места каноников: в соборе Сен-Сернен стал служить Раймонд де Баймиак, а в кафедральном соборе Сен-Этьен – Бернар Раймонд [7].

Бернар (Святой)Называемый при жизни «Светочем Сито», Бернар (1090-1153), аббат Клерво, был в середине XII века яркой фигурой в христианстве. Он сделал все для сближения своего ордена с папством и обосновал преследования еретиков, как и священную войну против неверных. Отвечая на письмо Эвервина из Штайнфельда от 1143 года, он посвятил ряд проповедей на тему «Песни Песней» опровержению катаризма. В 1145 году он направился в Тулузу и Альби с миссией антиеретической проповеди, которая оказалась не особо убедительной. Он был канонизирован в 1174 году.

Бернар де СиморрВторой известный нам епископ катарской Церкви Каркассес, Бернар де Симорр стал преемником Жирота Мерсье в начале  XIII столетия. Уже в качестве епископа он участвовал в 1204 году в Каркассоне в диспуте с легатами Папы. Его качества образованного интеллектуала вновь проявились во время теологической дискуссии в 1207 году, где он противостоял аббату Сито и Ги из Во де Сернэ. Он жил в Сервиане, в Биттеруа, до начала крестового похода. Затем его точный след утрачивается, но о нем упоминают еще в 1224 году.

Бертран МартиКатарский епископ Тулузен, живший в Монсегюре и умерший со всеми членами своей Церкви на костре 16 марта 1244 года, по-видимому, происходил из очень простой семьи в Каильявель (Од). Он упоминается как Добрый Человек и диакон в 1225-1226 году. Он участвует в собрании в Пьёссе, где была создана катарская Церковь Разес. В 1236 году он наследовал епископу Тулузен Гвиберту де Кастру в Монсегюре. Он был Старшим Сыном епископа с 1233 года. Дающие показания перед Инквизицией рисуют его образ как человека уважаемого, мужественного и обязательного. Но он также постоянно посещает различные местности Лаурагес и Тулузен со своими диаконами и Добрыми Людьми, несмотря на опасности Инквизиции, до самой осады Монсегюра.

БиблияСвященное Писание катаров было тем же, что и в целом христианстве. То есть, это была Библия (собрание книг Ветхого и Нового Завета). Но в этих Писаниях не было позднейших текстов Отцов Церкви и Соборов, которые были основанием католицизма.
Еретики заявляли также, что все их религиозные практики, начиная с consolament, полностью и исключительно основаны на авторитете Писания. Однако, они предпочитали Новый Завет[8] Ветхому, и в особенности отвергали Книгу Бытия, которая была для них рассказом о злом творении злого творца. Возможно, катаризм, согласно высказыванию Рене Нелли, «родился из критического прочтения Библии».

Благословление хлебаЦеремония катаров, соответствующая католической евхаристии или протестантской трапезе, в воспоминание жестов и слов Христа во время Его последней вечери. За столом перед каждой трапезой благословляли хлеб, а затем разделяли его между всеми гостями, в том числе и мирянами. Эту церемонию совершал самый старший из присутствовавших монахов. Хлеб символизировал Слово Божье, которое распространялось апостолами, но не являлся объектом пресуществления[9] тела и крови Христовой.

БогОбвиняемый своими противниками в вере в двух богов, одного - благого, а другого – дурного, катары, однако, признавали Богом только  Отца, провозглашенного Христом – «Господа истинного Бога», который, будучи по природе своей неспособным желать и причинять зло, как они полагали, тем не менее, является единственным и всемогущим в вечности. Все их формулировки сосредоточены на описании единственного «истинного Бога»[10], противостоящего лживому божеству, под которым они подразумевали князя мира сего. Хотя в своем дискурсе  катары использовали термины Сын и Дух Святой, кажется, что они не слишком придерживались тринитарного догмата Римской Церкви о едином Боге в трех лицах, поскольку \ без каких-либо споров соглашались с тем, что Отец и Творец занимает главенствующее место. Это позволяет определить катаризм как дуалистический монотеизм.

Бог-Отец – Для христиан катаров Бог прежде всего является Отцом. Они отличали по этому качеству Бога любви Нового Завета и Откровения Христова Отца всех душ человеческих, пробужденных Христом – от творца Книги Бытия, который, с их точки зрения, не был истинным Богом, а кем-то наподобие Демиурга или дьявола. Нет сомнений в том, что среди трех лиц Троицы они особо почитали именно Отца. [11]

БогомилСлавянское имя, означающее «Милый Богу», соответствующее греческому Теофил. Возможно, его носил до 950 года диссидентский проповедник, поп Богомил. Но это имя очень быстро сделалось общим прозвищем движения еретиков, распространенных в Болгарском Царстве и Византийской империи. Известные по многочисленным источникам с XI – начала XII веков, богомилы греческого христианства [12] очень сильно напоминают родственное западноевропейским катарам движение. Их общины и обряды, возможно, являются первоначальными. Впрочем, западноевропейские источники упоминают о связях между катарами и богомилами в XII- XIII веках.

БородаПрозвище, которые верные, начиная с XIV века, давали вальденским служителям. Реестр Инквизиции Жака Фурнье отмечает также, что он мог применяться и к Добрым Людям (Las bonas barbas, на окситан). Являлось ли это намеком на бороды (и длинные волосы?) еретических проповедников? Этот термин, одновременно уважительный и нежный, в более общем смысле означал «дядюшка». Напомним, что боснийские еретики называли своих епископов «дед».

Брак Как и многие еретики XI и XII веков, катары отрицали таинство брака – самое позднее из установленных Римской Церковью (XI век), поскольку не желали смешивать Бога и сакрум с чисто социальными и материальными событиями. Они проповедовали, что это «один и тот же грех, познать свою жену, как и чужую женщину». Но это совершенно не мешало катарским верующим заключать браки – перед кюре или Добрым Человеком – и заводить детей.[13] При принятии катарских монашеских обетов, женатый/замужняя послушник или послушница освобождались от супружеских уз своим спутником жизни.  См. также Деторождение.

Брак духовный С точки зрения катаров о брачном союзе говорится в Писании (Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Матф. 19:6) [14]. То есть, они считали единственным истинным браком духовный брак между душой и духом посредством cоnsolament, воссоединяющим божественное творение, разорванное падением.

Братства (белое и черное)Начиная с 1210 года, в Тулузе цистерцианский епископ Фулько Марсельский, который открыто занял сторону Крестового похода против графа, организовал среди католических жителей города «белое братство», целью которого было терроризировать друзей еретиков. Сторонники графа ответили созданием «черного братства». Белое братство Фулько, настоящая городская милиция, поддерживала крестоносцев Монфора во время осады Лавора в мае 1211 года.

Братья-минориты Другое название францисканцев. См. также Франциск (Святой).

Братья-Проповедники Другое название доминиканцев. См. также Доминик (Святой).

Брачные узы В еретических общинах XI века, как и в катарских Церквях, существовавших в XII и XIII веках, случалось так, что бывшие муж и жена, став Добрыми Христианами должны были жить вместе, но в абсолютном целомудрии. [15] Принимая катарские обеты, супруги взаимно освобождали друг друга от брачных уз. См. также Целомудрие.

БугрОскорбительный термин, этимологически означающий болгарина, но очень быстро превратившийся в обозначение развратника и содомита, и применявшийся в начале XIII века к еретикам западноевропейского христианства.

БытиеПротивостояние между миром и Царствием – фундаментальный христианский дуализм, который в Средние века особенно проявлялся у катаров  - в XIII веке был обоснован на более философский манер под влиянием схоластики, как противостояние между бытием (Божественным) и ничто (небытием), которое является миром зла. Бытие включает также, согласно Джованни де Луджио, автору Книги о двх началах, совокупность «универсальных категорий блага», которые существуют реально и в вечности – то есть принадлежат Богу.

Бытие (Книга) Первая книга Ветхого Завета, Книга Бытия содержит библейские рассказы о творении мира и человека. Именно этот текст Ветхого Завета решительно отбрасывали катары, которые ассоциировали Иегову, творца, о котором говорит Книга Бытия, с дьяволом, создателем этого мира и ответственным за него [16]. Отбрасывая Книгу Бытия, они, прежде всего, не воспринимали рассказы о творении и о грехе Евы, которые служили основанием католической доктрины о первородном грехе, а также католической мизогинии.




[1] Бегины Брюгге Известные бегинажи севера Фландрии принадлежали третьему не францисканскому, а доминиканскому ордену. 
[2] Бедняки Христовы. В ХII веке катары критиковали лицемерную бедность католических монахов: «Но вы, – говорят они нам, – вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть всё-таки владеют» (свидетельство Эвервина из Штайнфельда).
[3] Бедные и гонимые. Сами о себе они говорят: «Мы, бедняки Христовы, бежим, гонимые из города в город (Mт.: 10, 23), как овцы среди волков (Mт.: 10,16), и мы сносим гонения как апостолы и мученики (Эвервин из Штайнфельда, 1143). 
[4] Бернард Ги и История В отличие от того, что показано в конце фильма Имя розы, Бернард Ги не умер в результате несчастного случая в пути. Он был посвящен в епископы в 1323 году, а в 1324 году занял престол в Лодеве, где мирно окончил свои дни в 1331 году. 
[5] Последняя милость? Цистерцианцу Жаку Фурнье, епископу Памье и епископу Сен-Папуля, Папа в 1319 году доверил довести до конца процесс Бернара Делисье. Оба судьи, не поддавшиеся давлению королевской власти, немедленно облегчили приговор, осуждающий Бернара на «тесный Мур» по причине пожилого возраста несчастного. 
[6] Тулузская рукопись 609 Расследование в Лаурагес Бернара де Ко в середине XII века является чрезвычайно важным документом. Он состоит из более 5600 показаний, и поэтому может даже стать основой для статистических исследований по поводу укоренения ереси.
[7] Катар и каноник Жан Дювернуа в шутку заметил, что, кажется, не так уж «неправдоподобно,  чтобы бывший катарский епископ однажды – будучи каноником кафедрального собора – мог быть избран тулузским епископом…» Подобный случай был в Невере в ту же самую эпоху – каноник и архидиакон Гийом был одновременно Добрым Человеком и убежденным катаром.
[8] Лионская Библия.  В Муниципальной Библиотеке Лиона сохранилась катарская Библия на окситанском языке, датируемая началом XIII века. Речь идет о полном тексте Нового Завета (Евангелия, Деяния и Послания), основанном на латинской вульгате, написанной святым Иеронимом в IV столетии.
[9] Предкатары? Некоторые диссидентские группы начала XI столетия уже практиковали благословление хлеба. Так, монах Эрбер обличает еретических служителей в Перигоре: «Они не чтят мессу и учат, что следует не причащаться, а только есть кусочки благословленного хлеба».
[10] Христианский Бог. Джованни де Луджио начинает вступление своей Книги о двух началах инвакацией к Отцу, Сыну, и Святому Духу.
[11] Молитва Отцу. Христиане катары молились исключительно Богу-Отцу, произнося Pater, Отче Наш. Даже молитва верующих начала 14 века, переданная нам реестром инквизитора Жака Фурнье, начинается словами «Отче Святый, Боже правый добрых духов/ Pere saint, Dieu juste des bons esprits…».
[12] Относительная терпимость? Греческая православная Церковь не организовала систематического преследования еретиков, подобного латинской Инквизиции. Богомилы исчезли в XV веке в связи с вторжением турков в Болгарию и Боснию .
[13] Браки между верующими. Примеры браков межу катарскими верующими, устраиваемые и заключаемые перед Добрым Человеком – но без таинства – упоминаются в инквизиторских источниках.  
[14] Священный союз. Следует отметить, что только Грегорианские реформы под конец XI века запретили брак священников и в то же время установили для мирян сакрализованный брак..  
[15] Целомудренное сожительство. В своих проповедях на тему Песни Песней против еретиков Бернард из Клерво так издевался над претензиями еретиков на целомудренное сожительство: «Жить рядом с женщиной и не познать ее (телесно) – это более великое чудо, чем воскрешение из мертвых!   
[16] Злой творец. Согласно катарским теологам, именно о деяниях злого творца и его злого творения говорится в Бытии и первых книгах ВетхогоЗавета (Левит, Числах, Второзакония).
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments