credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарский словарик. Буква А.

А

Августин (Святой)Епископ Гиппона Августин (354-430), вначале был манихейцем, а затем стал одним из главных Отцов Церкви. Будучи автором важного догматического труда, он до XIII столетия представлял собой непреложный теологический авторитет в христианстве. Все западноевропейское Средневековье – в том числе и еретики - знали манихейство исключительно по трудам Августина, который его опровергал.

АвиньонетВ мае 1242 года трибунал Инквизиции, в составе доминиканца Гийома Арнода и францисканца Этьена де Сен-Тьибери, остановился переночевать в этом городе в Тулузском Лаурагес. Ночью 29 мая отряд фаидитов Монсегюра под предводительством Пьера Рожера де Мирпуа и благодаря сообщникам из местных жителей, казнил двух инквизиторов и их свиту и уничтожил их реестры. Тем самым был также подан сигнал к народному восстанию, которое должно было помочь войне графа Тулузского против короля Франции. Поражение Английского короля и графа де Ла Марш в 1243 году заставило графа покориться, а Монсегюр стал для короля «головой дракона [ереси], которую следует отрубить.

Агилар – Этот замок принадлежал к ряду красивых королевских крепостей, построенных Филиппом Смелым и Филиппом Красивым для защиты южной границы королевства в высоких Корбьерах. Сегодня они эксплуатируются туристической индустрией под фантастическим названием «катарские замки». Его первая полоса укреплений была реконструирована еще в XVI столетии, чтобы приспособить замок к использованию артиллерии. После многочисленных штурмов испанцами в XVI веке это место, по видимому, было покинуто еще до Пиренейского мира (1659 год).

АдСогласно дуалистической логике катаризма, Царство зла проявляет себя только во времени. Ад – это видимый, иллюзорный и преходящий мир, который придет к своему концу, в «конце времен», когда последняя получившая «утешение» душа покинет его. Тогда все души будут спасены и пребудут в вечности Царствия Божьего [1]. А зло и этот мир вернутся к своему небытию, что исключает возможность вечного проклятия.


Адам Первым человек, сотворенный Богом, как говорит Книга Бытия, Адам испытал в мифах катаров различные приключения. Возможно, наиболее древняя интерпретация этого мифа принадлежит так называемому умеренному дуализму. По видимому, он приписывал союзу Адама и Евы происхождение всего человеческого рода, как тел, так и душ, через традуцианизм. Первородный грех первых родителей, возникший из-за искушения Евы, передался всему человечеству. Это не очень отличается от католической интерпретации. Так называемый абсолютный дуализм отбрасывает миф об Адаме в пользу мифу о падении ангелов.
Адам стал просто символизировать все собрание ангелов, которые пали не по свободной воле, без первородного греха.

Адорация (преклонение) – Термин из инквизиторского словаря, обозначающий на уничижительный манер обряд просьбы о благословении, который катары называли на окситанском языке словом melhorament или melhorier. Акцентируя внимание на жесте почитания, земного поклона, производимого во время этого обряда, Инквизиция стремилась создать впечатление гротескной практики почитания еретиков их верующими.

Ажен/АженэЕпископство катаров, возможно, поминаемое в 1167 году в хартии Никвинты – если, как предполагается сегодня, форма arаnensis (долина Арана?) в тексте XVII века действительно происходит от неправильного прочтения слова agenensis (Аженэ). Раннее упоминание 1150 года явственно свидетельствует о том, что еретики в то время уже были многочисленны в Аженэ. Церковь Аженэ вновь упоминается в 1220-1235 годах (ее епископ Теуто появляется в Монсегюре в 1232 году) и, наконец, в начале XIV века в связи с иерархом Раймондом из Кастельно. Однако в 1250 году Райнерий Саккони отмечает, что эта Церковь практически уничтожена.

Аймери дю КоллетДиакон Отпуля и Старший Сын своего брата Жана после 1238 года, Аймери дю Коллет в 1242 году стал епископом катаров Альбижуа. Около 1255 года инквизиторские преследования вынудили его бежать в изгнание в Италию, где он упоминается вплоть до 1270 года.

Аллан ЛилльскийДоктор Парижских школ, был в Лангедоке около 1180 года. Является автором важных теологических трудов. Около 1200 года вступил в цистерцианский орден и участвовал в идеологической борьбе с отступниками. Он написал в Монпелье обширный трактат О католической вере, против евреев, мусульман, вальденсов и катаров[2], богатый исторической информацией. Он умер в 1203 году в Сито.

АльбанистыИтальянские доминиканцы обозначали этим названием albanenses членов Церкви катаров Децензано (возле озера Гарда), возможно, основанной епископом по имени Альбанус, который в конце XII века был оппонентом другого епископа, по имени Гаратус. В XIII веке альбанисты следовали учению абсолютного дуализма епископа Беллесманцы и его Старшего Сына Джованни де Луджио, автора книги О двух началах, который, в свою очередь, стал епископом около 1230 года.

Альби/АльбижуаКатарская Церковь, упоминающаяся с перерывами с 1165 (диспут  в Ломбере) и с 1167 (Хартия Никвинты) годов. По-видимому, это одна из самых старых окситанских катарских Церквей. У нас есть не так уж много информации о ее существовании в течение XIII века. Последний известный епископ этой Церкви Аймери дю Коллет упоминается в Ломбардии около 1270 года. Последний иерарх этой Церкви Бернар де Лагарик играл очень странную роль по поводу сотрудничества с Инквизицией в 1280 году.

Альбигойский крестовый походРезультатом идеологии священной войны, изобретенной реформаторским папством под конец XI века для отвоевания Испании и Святой Земли у неверных (мусульман), стал крестовый поход в христианские земли против еретиков и их защитников[3]. Предвосхищенный под конец XII века миссиями аббата Клерво, папского легата в Тулузских землях, альбигойский крестовый поход был провозглашен папством и орденом Сито, и длился с 1209 по 1229 годы. Он сделался поражением в религиозном плане, несмотря на массовые казни на кострах. Но он привел к захвату Лангедока Французским королевством. Впоследствии была введена Инквизиция для восстановления  религиозного порядка в завоеванной стране. Различают две последовательные фазы в ходе этих религиозных войн: крестовый поход баронов, и королевский крестовый поход.

АльбигойцыНазвание, данное в конце XII столетия еретикам катарам на юге современной Франции, против которых, а точнее, против их защитников – графа Тулузского, виконта Тренкавель, сеньора Безье, Каркассона и Альби – был объявлен в 1209 году так называемый крестовый поход против альбигойцев. Возможно, это название свидетельствует о древности укоренения катарской Церкви Альби по отношению к другим окситанским Церквям[4]. Это слово, использовавшееся вплоть до современной эпохи, было, в конце концов, было заменено словом «катары» во второй половине ХХ века.

Амиель из ПерльАмиель д'Отриф, из мелкой аристократии высокогорного графства Фуа, был уже в солидном возрасте, когда он был посвящен как Добрый Человек в Италии в последние годы XIII века. Он вернулся на родину в составе маленькой группы Пьера Отье в 1299 году и участвовал в последней попытке катарского пробуждения. Около 1304 года в связи с тяжелым нарушением правил, он вернулся в Италию, чтобы получить повторное посвящение. Арестованный Инквизицией и препровожденный в Мур Тулузы в сентябре 1309 года, он был приведен на очную ставку с Пьером Отье. Он был сожжен 23 октября того же года по приговору Бернарда Ги, по ускоренной процедуре, поскольку объявил голодовку.

АнгелыАнгелы символизировали для катаров благие и духовные творения Бога в Его Царствии. Человеческие существа в этом мире хранят их в себе как искру[5]. Речь идет о духах людей, которые, согласно катарской интерпретации Откровения, представляли треть ангелов, похищенных дьяволом, и заключенных в «телесные тюрьмы» - преходящие тела. Для некоторых катаров Дева Мария и Евангелист Иоанн тоже были ангелами Божьими, посланными помогать Христу в Его земной миссии. См. также Падение ангелов.

Андре из ПрадеОколо 1280 года Андре Тавернье, ткач из Праде в землях д’Айю, называемый Праде Тавернье, продал все свое имущество и отправился в Каталонию на поиски Добрых Людей, в обществе двух верующих женщин благородного происхождения – Стефании де Шатоверден и ее дочери Каталаны. Однако только в Италии он был посвящен и сделался Добрым Человеком под именем Андре из Праде. Он вернулся под Рождество 1299 года в обществе братьев Отье, вместе с которыми он посвятил себя катарской евангелизации высокогорного графства Фуа[6]. Будучи сам скромного происхождения, он демонстрировал даже некоторую зависть в отношении своих собратьев, бывших именитых людей, которых все еще хорошо принимали в высшем обществе. Однако его веру и мужество невозможно отрицать. Арестованный впервые в 1305 году вместе с Жаком Отье, он бежал с ним. В 1308 году, переодетый дровосеком, он еще раз избежал ареста во время облавы в Монтайю. Пойманный в 1309 году, он был сожжен в Каркассоне по приговору Жоффре д’Абли.

Анна КомнинаВизантийская принцесса, написавшая повествование о долгом правлении своего отца, императора Алексия Комнина (1081-1118). В этой хронике – «Алексиаде» - содержится интересная информация о еретиках греческого христианства: богомилах и павликианах. Она рассказывает в частности, о длинном процессе и костре врача Василия.

Анонимный трактат катаров Если автором Книги о двух началах может быть Джованни де Луджио, то мы не знаем автора другого средневекового трактата катаров, дошедшего до нас, и потому его называют просто Анонимный трактат катаров. Написанный на латыни, он появился в Лангедоке в начале ХIII века. Его можно частично и искусственно восстановить из отрывков, переписанных в антикатарской Сумме, датирующейся 1220-1230 годами, Liber contra Manicheos (Книга против Манихеев), авторство которой долгое время приписывалось Дюрану из Оска. Здесь речь идет в основном о собрании авторитетных цитат из Писания (Библии), возможно, о памятке или учебнике, целью которых было снабдить аргументами дуалистическую проповедь Доброго Человека. В этом трактате нет теологических разработок, подобно как в Книге о двух началах. [7]

Ансельм АлександрийскийДоминиканский итальянский инквизитор конца XIII века, автор хорошо документированной антикатарской Суммы.

Апокалипсис (Откровение) – Последняя книга Нового Завета, приписываемая евангелисту Иоанну. Эта пророческая книга описывает сражение сил зладьявола, дракона, Вавилона, зверя, с народом Божьим и Христом. Последний предстает в образе Агнца, который побеждает и заключает зло до конца времен. Катары видели в этом описании не столько пророческое, сколько историческое повествование. Для них борьба архангела и дракона уже имела место, и предшествовала падению ангелов в этот мир[8].

АпокрифСлово греческого происхождения, означающее «то, аутентичность чего не установлена». Так говорится о некоторых книгах Библии, которые Церковь не признала каноническими. Существуют также апокрифические Евангелия, более поздние, чем четыре канонических Евангелия, как, например, Евангелие от Никодима или от Фомы. Катары в целом практически не использовали апокрифы, за исключением очень распространенного в Средние века «Видения Исайи», а также произведения богумильского происхождения «Interrogatio Iohannis».

АпостоликиНазвание, данное движению религиозного протеста, призывающего к насилию и  направленного против Церкви Римской в Италии начала XIV века. Это движение отличалось также утопическим евангелизмом с ярко выраженной социальной направленностью, вдохновленной идеалами францисканцев-спиритуалов. Апостолики следовали также надеждам пророческих писаний калабрийского цистерцианца Иоахима Флорского. Как Жирардо Сигарелли из Пармы, так и Фра Дольчино из Новары, а также их последователи были массово убиты и сожжены в 1307 году.

Апостольская преемственностьЕретики, называемые катарами, в Средние века особенно настаивали на том, что они происходят по прямой линии от Церкви Христа и апостолов. Римскую же Церковь они считали отступницей и узурпаторшей. Именно по этой причине, согласно свидетельству Эвервина из Штайнфельда, они сами себя именовали апостолами. Катары связывали эту апостольскую преемственность с практикой consolament, духовного крещения Иисуса Христа, которое, как они считали, передавалось со времен Пятидесятницы и апостолов. Эту связь представлял Дух Святой [9].

АпостолыТак именуют двенадцать учеников Христа, наделенных миссией проповедовать Благую Весть (Евангелие). В XII веке еретики, которых мы знаем под более поздним именем «катары», сами называли себя именем «апостолы», поскольку считали, что они являются единственными законными наследниками апостолов, от которых они получили власть отпускать грехи и спасать души путем consolament. Эвервин из Штайнфельда, который сообщает об этом, называет их апостолами Сатаны. См. также Апостольская преемственность.

АрианинВ строгом смысле этого слова сторонник Ария. Этот термин, как и манихей, многие католические полемисты употребляли для описания еретика как такового, чтобы обозначить катаров. Так поступали особенно во второй половине XII века, в том числе и для того, чтобы отличить последних от вальденсов, считавшихся менее опасными еретиками. См. также арианство.

АрианствоЕресь пресвитера Ария (256-336 годы), осужденного в 325 году на Никейском Соборе за позицию относительно природы Сына в учении о Троице. Ариане отрицали единосущность Сына и Отца, утверждая, что только Отец является вечным и что Он является началом Сына. Арианство, несмотря на осуждение, являлось формой христианства, которую приняло большое количество варварских королевств, особенно вестготских королевств Испании и Аквитании – вплоть до Каркассона [10]с IV по VII век.

Арнольд АмальрикАббат Сито и легат папы Иннокентия III, Арнольд Амальрик с 1204 года возглавлял в Лангедоке цистерцианскую миссию проповеди против ереси. Явный провал этой миссии послужил толчком к призванию Доминика.  С 1208 года на него возложена обязанность проповедовать крестовый поход против альбигойцев, в том числе и при французском дворе. Будучи человеком Папы, он лично возглавил крестоносную армию в 1209 году. Он несет полную ответственность за массовые убийства и костры во время крестового похода. Хотя в 1209 году он поддержал Симона де Монфора, в 1212 году, когда он сделался архиепископом Нарбоннским, вступил с ним в продолжительную и яростную борьбу. Он умер в 1225 году[11].

Арнольд из Брешии//арнольдистыКаноник из Брешии, товарищ Абеляра и вместе с ним осужденный на Соборе в Сенсе Бернаром из Клерво, Арнольд проповедовал в Риме, начиная с 1145 года реформаторский евангелизм с социальной окраской. В 1155 году город Рим попал под интердикт Папы. Арнольд, пойманный императором Фридрихом I, был выдан им кардиналам. Он был повешен и затем сожжен. Его пепел впоследствии был брошен в Тибр. Его сторонники – арнольдисты – представляющие радикальный сектор религиозного сопротивления в Италии, под конец XII столетия, возможно, присоединились к катарам..

Арнот РожерТулузский аристократ и член капитула, посвященный Добрый Человек, избранный Старшим Сыном Церкви Тулузен, после смерти Гвиберта де Кастра, он стал катарским епископом Тулузен при трагических обстоятельствах. Это произошло в 1244 году после смерти Бертрана Марти и гибели большей части людских ресурсов Церкви на костре Монсегюра. В тот же год Арнот Рожер бежал в Рабат, в высокогорном графстве Фуа, а затем документы о нем больше не упоминают. Ушел ли он в Италию? Его преемник Вивент упоминается в Кремоне в 1253 году.

Аррас (еретики из Арраса)В 1025 году группа жителей Арраса, подозреваемые в том, что они - еретики, были арестованы и приведены в епископский суд Жерара, епископа Камбрэ. Они признались в том, что были «обучены заповедям Евангелия и апостолов», неким итальянцем по имени Гондульф. Их «закон и дисциплина» состояли в том, чтобы отречься от мира, жить целомудренно и делать добро. Они объясняли свое отрицание крещения Церкви Римской тем, что ее священники недостойны, а младенцев крестить  - тщетно. Их также обвиняли в том, что они отрицают таинство брака, а также реальное присутствие тела Христова в евхаристии. Их пример выявляет фундаментальный евангельский аспект религиозных споров XI века[12].




[1] Ад и рай. Как проповедовал Добрый Человек Пейре Отье «После конца света весь видимый мир будет пожран огнем, и это я называю адом. Но все души людские будут тогда в раю».
[2] Котопоклонники. Именно Аллан Лилльский придал слову «катар» более правдоподобную этимологию, привязывая ее к латинскому слову «catus», «кот», а не к греческому «catharos», «чистые», как это сделал Экберт из Шёнау..
[3] Современное название. Выражение «альбигойский крестовый поход» не является средневековым. Оно было изобретено в XIX веке романистом Клодом Форьелем, первым издателем Песни о крестовом походе (против альбигойцев).
[4] Еретики-альбигойцы. Употребление термина «альбигойцы» для обозначения еретиков, возможно, связано с диспутом в Ломбере в Альбижуа в 1165 году: Констанция Французская, отвергнутая жена Раймонда V Тулузского, которая участвовала в этом диспуте по дороге обратно во Францию, впоследствии при дворе своего брата Людовика VII говорила об «альбигойских еретиках». .
[5] Падшие ангелы. Поэт Ламартин, ничего не зная в ХIХ веке об интерпретации средневековых Добрых Людей, писал, что человек «это падший ангел, который помнит о Небесах».
[6] Народный катаризм? Религиозные практики скромного Андре из Праде, по-видимому, оставались достаточно неразвитыми. Он даже осмелился уделить consolament больному грудному ребенку – то есть ребенку, не достигшему сознательного возраста, что противоречило всей практике его Церкви. По этому поводу Пьер Отье подверг его критике.
[7] Записная книжка Бенуа де Терма? Выглядит не таким уж невероятным, что Анонимный трактат катаров был записью тезисов для поддержки представителя катарской стороны во время одного из дебатов с цистерцианскими легатами и Домиником в 1206-1207г.
[8] Воображение романской эпохи. Во времена появления катаризма между 950 и 1050 годами Откровения читали исключительно в монашеской среде. Рукописи с комментариями Беатуса, аббата Льебана, украшенные яркими иллюстрациями, свидетельствуют об определенной «модной тенденции» воображения романских времен, особенно в том, что касается борьбы между добром и злом.
[9] От апостола до Доброго Человека. «Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних добрых людей к другим, и так будет до скончания веков.» (Лионский Ритуал катаров)
[10] Территория катаризма? Не исключено, что остатки арианского христианства в Лангедоке могли сохраняться, несмотря на то, что это учение было уничтожено в целом в течение нескольких столетий, и это могло быть одним из благоприятных факторов для укоренения катаризма.
[11] Историческая оценка. Этот крестоносец в душе, воплощавший в жизнь теократическую политику Святого Престола, без сомнения, как считают современные историки, является «худшимпорождением Сито».
[12] Евангельские споры Случай еретиков Арраса задокументирован епископским актом очень высокого качества. Своей серьезностью он контрастирует с фантасмагорическими рассказами хронистов эпохи Тысячелетия, которые дают нам информацию о Лиотаре, орлеанских канониках или группе из Монтефорте.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон книги, Словарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments