credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Истинный образ катаризма

Поскольку Дювернуа я еще долго буду набирать, а перевод самой известной (и первой) книги Анн Бренон о катаризме я уже закончила, то параллельно буду размещать и его. Точно так же как и с книгой Дювернуа, в этом посте и в последнем буду апдейтить ссылки. Поиск по тэгу "Анн Бренон. Истинный образ". Это книга, написанная в 1988 году, и следует заметить, что с тех пор взгляды и выводы автора претерпели некоторые изменения, хотя в целом это не влияет на ценность данного исследования.
АНН БРЕНОН ИСТИННЫЙ ОБРАЗ КАТАРИЗМА ФОТОГРАФИИ ЖАНА-ЛУИ ГАСКА ПОСВЯЩАЕТСЯ ЖАНУ-ЛУИ ПРЕДИСЛОВИЕ
            Катаризм с истинным лицом… Лицо, которое могло смотреть, глаза, в которых отражались страх, радость, доверие; уши, которые слышали проповеди, смех, крики страданий; рот, который мог говорить о сотнях повседневных дел и очень серьезно о Боге, который диктовал писарю диалектические аргументы, пересыпанные цитатами из Евангелия, или, еще чаще, излагал свои воспоминания в виде показаний перед Инквизицией... Катаризм с человеческим лицом, с живым лицом. Лица, которым уже шестьсот лет, кому больше, а кому меньше; лица расплывающиеся, незавершенные, скрытые в тени или в тумане, как и те средневековые манускрипты, где запечатлена память, сотканная из этих древних слов, правдивых или уклончивых, слов, выдающих слабости, сомнения и неуверенность, но также несущих незаменимые свидетельства.  Чего здесь не будет - так это тщетных конструкций «наполненного пустотой воображения», по выражению Симоны Вэйль - которые возводили столько авторов с конца XIX столетия, фабрикуя мифологические, но, увы, коммерческие катаризмы. Не будет рассказов о спрятанных сокровищах, пиренейских Граалях, неизданных трудах Платона, буддийской и гиперборейской экзотики, или пошлого эзотерического оккультизма. Эти сфабрикованные образы катаризма не являются лицами: они искажают истинное лицо. Мы не будем говорить здесь о «ложных образах катаризма». Это - исторический феномен, имеющий человеческое измерение, и из уважения, а почему бы и не из любви к этим людям, мы можем теперь попытаться вновь восстановить их человеческую реальность во всей ее невесомой и иррациональной тяжести. Эта их реальность существует в мире, параллельном миру смехотворных и безликих артефактов. Целью этой книги является, по меньшей мере, опровержение одного за другим всех старых фантазмов - как катарофильских, так и антикатарских - которые до сих пор кружат в современном восприятии, опровержение путем неустанных попыток открыть взгляду истинный образ жизни Церкви Добрых Христиан.             И первым из этих лопнувших мыльных пузырей будет фальшивая «аура» таинственности, окружающая катаризм. Уже в 1988 году у нас достаточно оснований, чтобы понять эту религию. Вполне возможно, если найти время, прочитать и изучить средневековые источники, разбросанные и считавшиеся пропавшими в течение многих столетий, но отныне известные, каталогизированные, и во многих случаях опубликованные и переведенные. Исторические исследования и работы на основе документов продемонстрировали нам, что ничего таинственного в катаризме нет.             Это архаическая - хотя в определенном смысле и новаторская - форма христианства, буквально интерпретирующая предписания Евангелия, но с дуалистической точки зрения. Она знала периоды взлетов и падений, и просуществовала на довольно обширной территории - от Малой Азии до Западной Европы - с Х по XV века. Это течение, прекрасно распознаваемое в море средневековой ортодоксии, было организовано в независимые Церкви по образцу раннего христианства: эти Церкви в общем и целом были связаны друг с другом тесными связями, но иногда различались по доктринальным вопросам.             Последователи этого христианского течения, однако, недвусмысленно определяли себя как непосредственных и единственных наследников аутентичного послания Христова. Это была Церковь Добрых Христиан, или Истинных Христиан, Добрых Людей, противопоставляемая узурпаторской Римской Церкви. По укоренившемуся литературно-историческому обычаю, для ее обозначения теперь принято употреблять термин «катары». Это была отдельная Церковь, со своими таинствами, экклезиологией, метафизикой, верными, клиром и моралью Спасения.             Ее метафизика и экклезиология известны нам по двум теологическим трактатам, один из которых происходит из Северной Италии (Книга о двух началах, найденная во Флоренции и впервые опубликованная отцом Донденом в 1939 году), а второй, возможно, из Каркассес, но это всего лишь гипотеза (Анонимный Трактат, частично содержащийся в опровержении, написанном Дюраном де Уэска, вальденским полемистом, перешедшим в католицизм, и найденный в двух копиях - в Праге и в Национальной Библиотеке Парижа все тем же отцом Донденом, но опубликованный Кристин Тузелье в 1961 году). Метафизика и экклезиология известны нам также по многочисленной литературе «идеологической борьбы», созданной католическими интеллектуалами, цистерцианцами и братьями-проповедниками, вступавшими в дискуссии, в том числе и публичные, с тезисами катарских докторов, несомненно, «основанными на Писании». Для того, чтобы быть эффективными и приводить убедительные аргументы, католические полемисты должны были знать, о чем говорят оппоненты, и потому совершенно не следует сбрасывать со счетов этот тип источников. Один из авторов этих «антиеретических Сумм» в прошлом был катарским иерархом, обратившимся в католицизм и ставшим инквизитором: Райнерий Саккони.             И катарские, и антикатарские трактаты в основном происходят из Северной Италии. Доктрина Церкви Добрых Христиан известна нам еще и по трем Ритуалам - прежде всего, по Латинскому Ритуалу, копия которого была прикреплена к Книге о двух началах, но также и по двум другим Ритуалам на окситан, один из которых, по-видимому, происходит с Юга, с территории современных французских департаментов Арьеж или Од (копия этого Ритуала была прикреплена к Катарской Библии, находящейся в Муниципальной Библиотеке Лиона), а второй, скорее всего, из провансальско-альпийского региона (фрагмент Дублинского Ритуала). Кроме того, сами реестры Инквизиции дают нам всевозможную информацию о социологии и этнологии «живого» катаризма на территории трех главных регионов Окситании: графств Фуа и Тулузского и виконств Тренкавеля - Каркассон, Альби и Разес.             Можно сказать, что теоретический и доктринальный катаризм лучше известен нам по северо-итальянским источникам; но катаризм семейный, человеческий, катаризм, живший в менталитете и сердцах, мы знаем лучше по Окситании. Однако, фрагменты проповедей совершенных катаров Лаурагэ, сохранившиеся благодаря показаниям перед Инквизицией, как и догматические положения окситанских Ритуалов, не особенно разнятся от этих великих теологических трактатов. Тем не менее, ясно, что больше всего богатых документальных источников сохранилось именно об окситанском катаризме, и потому мы лучше знаем о его историческом развитии.             Такова дорога - возможно, с приключениями - куда я вас приглашаю. Это не будет подробное описание крестового похода против Альбигойцев, или история завоевания и постепенной аннексии Юга Франции централизованной королевской властью: Эпопея катаров Мишеля Рокбера (в пяти томах) вполне определенно, ясно и четко описывает эти события, и я буду на нее ссылаться.             Итак, я приглашаю вас оставить ложные пути мифологических идей прошлого, чтобы шаг за шагом узнать это религиозное меньшинство, задушенное Историей, во всей его аутентичности, различить его специфику в пульсирующем и вибрирующем контексте средневекового христианства, намного более сложного, подвижного и гибкого, чем это обычно представляется. Приглашаю прислушаться к эху стука посохов Добрых Людей, раздававшемуся на мостовых бургад или в коридорах замков, в городах и весях. Приглашаю поискать отзвуки памяти, застывшие в словах верующих, увлеченно следовавших за теми, кого они любили, по дороге их рвения и веры, и нередко плативших за это жизнью. Вот это истинное лицо, лицо самих катаров, которое мы можем различить в зеркале, отполированном текстами и временем.

 

Монсегюр, лестница катарской деревни Монсегюр, лестница катарской деревни.

 

Истинный образ катаризма. Часть 1-я. Средневековое христианство
Истинный образ катаризма. Ч.1 Контекст. Окончание
Истинный образ катаризма. Ч.2 Катары среди собратьев
Истинный образ катаризма. Ч.III. Одни против всех
Истинный образ катаризма. Ч.4 Узнаваемые повсюду

Истинный образ катаризма. Ч.4 Узнаваемые повсюду. Продолжение
Истинный образ катаризма. Ч.4 Узнаваемые повсюду. Окончание
Истинный образ катаризма. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика.

Истинный образ. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика. Продолжение.

Истинный образ. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика. Продолжение. 
Истинный образ. ч. 5. Gleisa de Dio. Метафизика. Окончание
Истинный образ. ч. 6. Gleisa de Dio. Религия.

Истинный образ. ч. 6. Gleisa de Dio. Религия. Продолжение
Истинный образ. ч. 6. Gleisa de Dio. Религия. Окончание
Истинный образ катаризма. Ч. 7. Особенный орден.
Истинный образ. ч. 7. Особенный орден.Окончание

Истинный образ катаризма.РАЗДЕЛ 2. Ч. 8.
Истинный образ катаризма. Р 2. Ч. 8. ОКСИТАНСКИE ЦЕРКВИ. Продолжение
Истинный образ. Р 2. Ч. 8. ОКСИТАНСКИE ЦЕРКВИ. Окончание
Истинный образ. Р 2. Ч. 9. ЦЕРКВИ ИТАЛЬЯНСКИХ КАТАРОВ.
Истинный образ. Р 2. Ч. 9. ЦЕРКВИ ИТАЛЬЯНСКИХ КАТАРОВ. Продолжение
Истинный образ. Р 2. Ч. 9. ЦЕРКВИ ИТАЛЬЯНСКИХ КАТАРОВ. Окончание
Истинный образ. Р 2. Ч. 10. Экономика, общество, культура
Истинный образ. Р 2. Ч. 10. Экономика, общество, культура. Продолжение
Истинный образ. Р 2. Ч. 10. Экономика, общество, культура. Окончание

Истинный образ. Р 2. Ч. 11. Катаризм и места жительства
Истинный образ. Р 2. Ч. 11. Катаризм и места жительства. Продолжение

Истинный образ. Р 2. Ч. 11. Катаризм и места жительства. Окончание

Истинный образ. Р.2. Ч. 12. Катаризм и места жительства: бурги

Истинный образ. Р.2. Ч. 12. Бурги. Продолжение
Истинный образ. Р.2. Ч. 12. Бурги. Окончание

Истинный образ. Р.2. Ч. 13. Города
Истинный образ. Р.2. Ч. 14. Катарские женщины
Истинный образ. Р.2. Ч. 14. Катарские женщины. Продолжение
Истинный образ. Р.2. Ч. 14. Катарские женщины. Окончание

Истинный образ. Р.2. Ч. 15. Катарские женщины. Искренние сердца
Истинный образ. Р.2. Ч. 15. Катарские женщины. Искренние сердца. Окончание

Истинный образ. Р.3. Искоренение из истории.
Истинный образ. Р.3. Искоренение из истории.Продолжение
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Огнем и мечом. Продолжение
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Огнем и мечом. Продолжение 1
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Огнем и мечом. Окончание
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Пастырская деятельность и репрессии
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Пастырская деятельность и репрессии. Продолжение
Истинный образ. Р.3. Искоренение. Пастырская деятельность и репрессии. Окончание.
Истинный образ. Раздел 3. Монсегюр.
Истинный образ. Р.3. Монсегюр. Продолжение
Истинный образ. Р.3. Монсегюр. Продолжение 1
Истинный образ. Р.3. Монсегюр. Окончание
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье. Продолжение
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье. Продолжение 1
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье. Продолжение 2
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье. Продолжение 3
Истинный образ. Р.3. Церковь в подполье. Окончание

Истинный образ. Р.3. Европа забыла о катаризме
Истинный образ. Р.3. Европа забывает. Продолжение 
Истинный образ. Р.3. Европа забывает. Окончание.

Истинный образ. Р.3. Социальные ереси
Истинный образ. Р.3. Социальные ереси. Окончание.

Истинный образ. Эпилог
Истинный образ. Эпилог. Окончание.

Истинный образ катаризма. Хронология
Истинный образ катаризма. Хронология. Продолжение
Истинный образ катаризма. Хронология. Продолжение 1
Истинный образ катаризма. Хронология. Окончание.


 

Tags: Анн Бренон. Истинный образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments