credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

А той третій празник...

А той третій празник – святого Василя… (украинская колядка).

14 января христиане православного обряда отмечали день Василия Великого. Поэтому мне хочется сказать об этом человеке несколько слов, ведь его историки катаризма, в частности, Жан Дювернуа, считают человеком, создавшим некоторые богословские традиции, а также правила, впоследствии воплощенные Церковью Добрых Людей.
Может быть, многие удивятся, но почитаемый православный святой и ортодокс мог приложить руку к созданию христианской деноминации, которая много столетий станет ересью по определению? Парадоксально, но это факт.
Вот несколько примеров

  • Крещение, согласно Василию – это переход в состояние, подобное монашеству. Как и другие его товарищи, Василий Великий принял крещение в позднем возрасте именно потому, что с его точки зрения, статус христианина накладывает определенные обязательства. Более того, Василий Великий разделял точку зрения Собора в Ганграх, где сам термин христиане был синонимом монахов – точно так же, как это было в катаризме. Сам Василий так сравнивает жизнь светского человека и крещенного христианина: Какого же пота требует целомудрие, если с развратника пот стекает ручьями?... Чем являются бессонные ночи для тех, кто проводит их в молитвах? Бди, брат. Ты имеешь помощников, если того желаешь: молитву, которая бдит в ночи, пост, который стережет дом, пение псалмов, которые ведут душу. Сделай из них своих товарищей.  (Цит. по Ж. Дювернуа «Религия катаров»). Сам Василий после крещения стал аскетом.

  • Василий Великий являлся адептом и создателем правил монашеского общежития, многие из которых нашли отражение в «Правилах праведности и истины» Добрых Людей. Василий недолюбливал одиночек и скиты. Он полагал, что в общине Святой Дух сходит на одних, а те передают его другим. С точки зрения Василия Великого само монашество является подражанием ангелам. Он первый назвал монашество «ангельским чином». Василий также полагал, что монахи должны жить трудом своих рук и заниматься, помимо духовных практик, ремеслом и сельским хозяйством. В созданных Василием монашеских общинах жили и мужчины, и женщины, но раздельно, как и в религиозных домах Добрых Людей.

  • Василий Великий разделял некоторые взгляды Оригена и пытался их распространять публично в смягченном виде. А ведь именно «оригенствующие монахи» признаются историками, начиная с Дювернуа, теми самыми «гнездами, в которых позже был взращен катаризм».


Вот так коротко я хочу помянуть сегодня этого великого человека.


Houghton_MS_Typ_1011_-_Saint_Basil_drawing_1421217262-1
Tags: Происхождение катаризма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments