credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы ФБ О книге Отто Рана. Текст Тамары Бергман

О книге Отто Рана "Крестовый поход против Грааля", 1933 г. (перевод на русский и издание 2004 год).
(Нет смысла критиковать книгу 40х годов, но есть смысл поставить некоторые вопросы к ее современным почитателям)
Отто Вильгельм Ран – немецкий писатель эпохи Второй мировой войны, разделявший нацистскую идеологию и продвигавший парадоксальный тезис, о том что катары были арийцами и прятали Грааль. С 1928 по 1932 годы он предпринял путешествие по некоторым странам Западной Европы с целью изучения материалов по катаризму, видимо, оттуда и привез свою идею. Еще парадоксальнее, что по одной из версий его смерти, как нам сообщает Википедия, он «…совершил ритуальное самоубийство в традициях катаров».
После этого заявления, уже, практически, понятно, что он мог излагать в «Крестовом походе против Грааля», который, кстати, и сейчас считается научно-историческим произведением…
Но давайте взглянем на оглавление данной книги:
Часть1. – Парцифаль
[Законы любви романтического мира миннэ - трубадуры - Арагонский дом - графы Тулузские - Дом Анжу-Плантагенетов - Бертран де Борн - Ричард Львиное Сердце - Третий крестовый поход - Иоaxuм Флорский - Раймонд V, граф Тулузский - Тренкавель из Каркассона - графы Фуа - земля Белиссены - трувер Гийом де Прованс - Вольфрам фон Эшенбах - Парсифаль и Герцелонда]
Часть 2. – Грааль
[Миннэ, милость, стыд и радость - Ева «повелительниц» и Ева «госпож» - молящийся стихотворец - церкви в пещерах - «Кафедральный собор» еретиков в Ломбриве - Геркулес и Пирена - бебрики, финикийцы и фокейцы - аргонавты ищут Грааль - Аполлон и гиперборейцы - Пифагор, ученик друидов - дельфийское сокровище в озере Друидов - Ариман и Ахурамазда - друиды и барды - как бард Талезин пришел в мир - легенда о барде Цервориксе - Христос, сын Божий - лес nрисцилиан – романская церковь миннэ - Люцифер и Иегова - миф о падении Люцифера и жертве Христа - благословение - «совершенные» и «верующие» - преломление хлебов у катаров - Манисола - консоламентум - эндура, церемония добровольной смерти у еретиков]
Часть 3. – Крестовый поход
[«Lapsit ех iШs» Вольфрама фон Эшенбаха - Фульк Марсельский - первый антиеретический крестовый поход против Тренкавеля из Каркассона - папа Иннокентий III - Арнольд из Сито - святой Доминик - крестовый поход против альбигойцев и первые nункты страданий еретиков: Безьер, Каркассон - смерть Парсифаля - Симон де Монфор - Петр Арагонский - смерть Симона де Монфора - Тулуза и конец романского мира]
Часть 4. – Апофеоз битвы аза Грааль
[Доминик де Гусман и инквизиция - убийство инквизитора в Авиньоне - разрушение Монсегюра, храма Параклета - сокровище еретиков было спасено в пещере Орнольяка - Жак Фурнье осаждает пещерные укрепления катаров и становится папой Бенедиктом XIII - Бернар Делисьё, монах-францисканец из катар - война в пещерах - последний еретик - желание рая]
На первый взгляд, сложно даже назвать байку, которая не нашла свое место в этом бесконечном потоке мифологем и выдумок…
Но критиковать слишком уж текст Рана нет резона – в период его написания о катарах была только та информация, что он передает в итоге. Другими словами: он собрал и перефразировал на свой лад какие слышал истории, и вероятно, какие смог достать документы. Никаких, действительно, серьезных научных источников и исследований на тот момент не существовало. К тому же, Ран преследовал еще и идеологические цели, поэтому нельзя этот текст воспринимать как чистый от идеологии Германии 40х годов.
Его книга породила небывалый всплеск поиска Грааля, экспедиций в район Монсегюра и скал ближайших «катарских» территорий. С момента написания «Крестового похода» там постоянно находили всякие «таинственные» знаки, относя их, разумеется, к катарам, там беспросветно «паслись» эзотерики, утверждающие, что им совершенно точно Нечто являлось…
Хорошо, все это могло иметь смысл до Часа Икс, когда были переведены и исследованы тексты самих Добрых Людей, а также проанализированы материалы инквизиторских реестров – то есть до 60-70х годов 20 века. Но далее? Несмотря ни на что, книга Рана и ее теории До Сих Пор будоражат умы огромного числа людей, она До Сих Пор широкому кругу читателей подается как Научная – и не только на словах, но и в большинстве книжных анонсов (по меньшей мере, в русскоязычной Сети).
Сложно поверить в такое? Вот одна из популярнейших рецензий, размноженная по множеству сайтов, где предлагается функция онлайн чтения (например, livelib.ru):
"Многое ли нам известно о безжалостной борьбе католической церкви со знаменитой `катарской ересью`? Страшная цитата `Убивайте всех подряд, Господь узнает своих`?.. Многое ли нам известно о самой `катарской ереси` - одной из самых интересных, оригинальных религиозно-философских систем средневековья? О поистине уникальной культуре, сумевшей оказать скрытое влияние на жизнь всей Западной Европы?.. Перед вами - `Крестовый поход против Грааля` Отто Рана. Книга, которая откроет читателю путь к пониманию и познанию `детей истинного Бога` - катаров...".
Честно говоря, я не могу найти ни одной разумной причины в Современное Время упираться в Научность данного текста в целом или даже какой-либо из его частей. Для иллюстрации своего мнения приведу несколько цитат:
1.
«А потом в Пиренеи пришли христиане. Христиане, преследуемые своими братьями, объявленные еретиками на соборе в Сарагосе (381 г.) и Бордо (384 г.). Их учитель Присциллиан с шестью ближайшими сподвижниками в 385 году по приговору папы Римского и епископа Ифация был подвергнут пыткам и казнен. Присциллиане (так назвали эту гностическую - манихейскую секту) были дружелюбно приняты друидами и поселили в лесу Серралунга и пика Святого Варфоломея, между альме и Сабарте. Им удалось обратить друидов в христианство. Из друидов и ватов вышли катары. Из бардов – трубадуры…».
[Отличный кроссовер, классический: манихеи, гностики, присцилиане и катары. Но тут еще и «изюминка» – друиды! Друиды дружили с катарами – это отличная тема для нового фильма из серии «Астерикс и Обеликс»]
2.
«Моральное учение катаров, как бы чисто и строго оно ни было, не совпадало с христианским. Последнее никогда не стремилось к умерщвлению плоти, презрению к земным творениям и освобождению от мирских оков. Катары – силой фантазии и силой воли - хотели достичь на Земле абсолютного совершенства и, боясь впасть в материализм римской церкви, переносили в сферу духа все: религию, культ, жизнь».
[Классика, о которой и говорить на сотый раз нет смысла… Ничего Добрые Люди не презирали, и никакое абсолютное совершенство в мирской жизни их не интересовало…]
3. «Помимо Рождества (Nadal) Пасхи (Pascos) и Троицы (Pentecosta), главным праздником катаров была Манизола, праздник Утешителя («mani» индийцев, «идеи» Платона,«mens» римлян). Одним из символов Духа, то есть Бога, который катары заимствовали из буддизма, Mani - сияющий драгоценный камень, освящающий мир и заставляющий забыть все земные желания. Mani - эмблема буддийского откровения, рассеивающего мрак заблуждений. В Непале и Тибете Mani считался символом любви к ближнему (Dhyanibodhisattva Avalokitecvara или Padmapani)».
[Да, это ж просто прелесть какая-то, уже и буддисты «подъехали»! А римляне как-то сами собой присоединились – среди манихеев, присцилиан, гностиков и друидов этих ребят даже и незаметно сначала - то было в «тусовке»]
4.
«…После неофит удалялся в пустынное место и 40 дней питался только хлебом и водой, хотя перед обрядом выдержал не менее долгий и строгий пост. Пост до и после принятия Consomentum назывался Endura. […] Часто случалось, что катары после принятия «утешения» во время поста совершали самоубийство. Их учение, как и у друидов, разрешало добровольную смерть, но требовало, чтобы человек расставался с жизнью не из-за пресыщения, страха или боли, но ради полного освобождения от материи. Такой способ дозволялся, если в мгновение ока они достигали мистического сияния божественной красоты и блага. Самоубийца, оборвавший свою жизнь из страха, боли или пресыщения, по учению катаров, ввергает свою душу в такой же страх, такую же боль, такую же пресыщенность. Так как еретики признавали подлиннной жизнью только наступающую после смерти, они говорили, что не следует себя убивать, чтобы желать «жить». От поста к самоубийству - один шаг.
[ …] Они постились всегда вдвоем. С братом, с которым катар провел долгие годы возвышенной дружбы и напряженного духовного совершенствования, он хотел соединиться в подлинной жизни и разделить созерцание красоты потустороннего мира и познание божественных законов, движущих Вселенной. Была еще одна причина для одновременного самоубийства двоих. Необходимость расстаться с братом причиняла боль. В минуту смерти душа не должна чувствовать никакой боли, иначе в мире ином она будет так же страдать от нее. Если человек любит ближнего как самого себя, он не может причинить ему боли разлуки. Боль, причиненную другому, душа будет искупать, странствуя от звезды к звезде (поступам чистилища, как сказал Данте), откладывая воссоединение с Богом. Уже предчувствуя Бога, она еще болезненнее будет ощущать отлучение от него. Катары предпочитали пять способов самоубийства. Они могли принять яд, отказаться от пищи,вскрыть вены, броситься в пропасть или лечь зимой на холодные камни после горячего купания, чтобы получить воспаление легких. Эта болезнь была для них смертельна, ведь больного, желающего умереть, не могут спасти самые лучшие врачи. Катар всегда видел перед собой смерть на костре инквизиции и считал этот мир адом. Когда он после принятия «утешения» и так умирал для этой жизни, он вполне мог «освободить себя», как тогда говорили, чтобы уйти из - этого ада и от костра, разведенного здесь для него».
[Сказать, что я испытываю удивление, читая такое – не достаточное определение… Возмущение – тоже (ибо с учетом, что это 40е годы). Скорее уверенность в том, что и в 2018 году Существуют «энтузиасты», уверяющие, что катары именно так и поступали! И более того, возможно, сами поступают также – ибо по примеру…].
Слушайте, сразу после прочтения Такого на каждой странице этой 306 страничной книги, не покажется ли вам (только честно!), что катары это - без вариантов - какие-то придурки, а что там христиане их истребили – да, и фиг с ними?
И да, их такими и полагают до сих пор очень многие! Причина проста: «Крестовый поход» все еще одна из самых доступных книг по истории катаризма в РФ– что в Сети, что на полках книжных магазинов, и ее до сих пор рекламируют как научную.
Нельзя, разумеется, возлагать вину на одного лишь Рана, кроме его работы есть множество других – и даже 19 века – которые считаются «золотой классикой» в строго научном смысле, хотя совершено не таковы, и давно заняли свое место в истории попыток изучения Церкви Добрых Людей.
Но, может быть, и в том числе, поэтому толпы народа до сих пор оккупируют пещеры Лангедока, утверждают, что это есть "церкви катаров", на «поле Сожженных» наступает некое «просветление», а Добрые Люди до последнего прятали Грааль?
Вот еще другой «отличный» вариант: вдруг осознают себя Воплощениями каких-нибудь катарских епископов и диаконов из 13 века – но это уже совсем другая история…
30226450_2066543010300177_5743845120379559569_n
Tags: если бы не было так грустно
Subscribe

  • Из "Оплота ереси" - "Монтань Нуар. Память камней"

    Патрис Тиссье-Дюфур. Монтань Нуар. Память камней

  • И еще немного Окситании

    Минуты бегут, а я не успеваю их фиксировать. Так хочется все посмотреть и наново отметиться. В этом году у меня сбылась еще одна "мечта…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тараскон и Пючсерда (Каталония)

    Рустем любил наблюдать за овцами, которые паслись на "длинном лугу", прямо из домика. Вот так. Еще его любимым делом в Тарасконе было…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тараскон, Мирамонт, Рабат

    Иногда мы просто гуляли по Тараскону. Здесь мне всегда хорошо, и я просто отдыхаю душой. Надеюсь, и Рустему нравится этот городок. Несколько лет…

  • Рустем в сентябре 2014 - Миглос, Аркизат, Марен-ле-Валь, Акс

    Поскольку Рустем был в Арьеже первый раз, мы решили по возможности посещать знаковые места - пока что не очень далеко от кемпинга. И прежде всего…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тулуза и Тараскон

    И вот мы в Тулузе. Первым делом навестили собор Сен-Сернен. До поезда в Пиренеи было еще куча времени, поэтому мы прошлись по Рю де Тор. А…

  • Прощание

    Самое значимое Я пишу эти слова в ТЖВ, которое несется из Бордо в Париж, и настроение у меня не самое радужное. Еще сегодня утром я смотрела,…

  • Старые места

    В этом году практически не получилось поехать из Тараскона куда-нибудь в новые места, зато исходили старые стежки-дорожки Добрых Людей. Да и Рустем…

  • Автостоп

    А с Рустемом, оказыватся, легко путешествовать автостопом. Весной мы купили в Германии такой специальный рюкзак для небольших собачек - его можно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments