credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы ФБ. О книге «Колдовство и ведьмы в средние века». Текст Тамары Бергман

О книге Джеффри Бартона Рассела «Колдовство и ведьмы в средние века» (спойлер - там катары!).
Недавно в одной серьезной группе по медиевистике встретила книгу Джеффри Бартона Рассела «Колдовство и ведьмы в средние века».
Поскольку этой темой я тоже в свое время занималась, то решила освежить память… И тут… «Глава V. Демонология, катарская ересь и ведовство с 1140 по 1230 гг.»
После объединения с легкой руки демонов, катаров и ведьм – и все это в рамках 12-13 веков (а ведьмовские процессы активно стали появляться лишь в 15 веке) - я сразу порылась, что это за автор. При том, что автор Претендующий, судя по всему сочинению, рассматривающему феномен ведомства с 300 года аж до 1486! Я решила, может Джеффри Бартон Рассел, скажем, современник Генри Ли? Тогда объяснения всему нашлось бы легко и стоило просто закрыть эту книгу.

Однако, уповая на истинность информации в Сети, оказалось, что данный автор - вполне современный, очень маститый ученый. Получил докторскую степень в Университете Эмори в 1960 году. В настоящее время почетный профессор истории в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре, также преподавал историю и религиоведение в Беркли, Риверсайд , Гарварда, Нью-Мехико и Нотр-Дам. Издал семнадцать книг и множество статей по истории теологии.
"Переварив" такое, я не могу не ужаснуться измышлизмам его сочинения… Ибо в нем - помимо традиционных перлов о катаризме - масса новшеств, вероятно, его собственного сочинения. Боюсь, что их Рассел тоже преподавал на в курсе религиоведения своим студентам, подавая как научные факты…
1.«Через иудейскую мысль эпохи вавилонского пленения и позднее через учение ессеев персидский дуализм проник в зарождающееся христианство» - пишет автор, разумеется, о катаризме… И далее очень подробно - от Вавилона до Платона, и через него аж до первых христианских Церквей.
[На дворе какой год, не подскажете? Если 1950е, то все ОК… Но теперь писать такую околесицу в серьезных научных текстах уже – моветон. Оставьте в покое и персов, и есеев, и иудеев, и дуалистов, если можно]
2.«Раннее христианство унаследовало все эти традиции. Раннехристианские произведения, как и иудейские, и гностические писания того времени, содержат подробную демонологию, ставящую знак равенства между демонами и падшими ангелами и отождествляющую и тех, и других с языческими богами».
[Что курил данный автор? И зачем так много?
Какая-какая демонология приравнивает демонов, падших ангелов и языческих богов? И она прямо их гностических текстов? Не видела в текстах ни греческих, ни ранее христианских гностиков таких «песен»]
3.«В 1140—1230 гг. огромное влияние на демонологию и ведовство оказало еретическое движение катаров. Внутреннее, сущностное сходство между катарством и христианством объясняет популярность идей катаров в западном христианском мире. Дуализм персов, нашедший выражение в идее борьбы между духами добра и зла, и дуализм греков, противопоставлявших материю и дух, объединились в своем влиянии на иудео-христианскую мысль еще в I в. до н. э.»
[В каком смысле «сущностное сходство между катарством и христианством»? Мнение о том, что катаризм не был христианством – это атавизм 19го века, и то, возможно, еще раньше. Тот же Генри Ли (которого автор критикует), родом из 19 века, уже признавал катаризм – христианским течением]
4. Далее целый набор классических идиом о катаризме, в настоящее время разбитых в пух и прах всеми возможными научными способами. В частности:
а) «недоверие — у некоторых авторов переходящее в отвращение — к плоти как антитезе духа…»
[не было в катаризме никакого отвращения к плоти – в отличие, кстати, от католичества]
Б) «…и к 1230 г. альбигойская ересь была побеждена»
[а ничего, что последний катарский клирик был сожжен в 1321 году?]
В) «…изолированные очаги катарской ереси, иногда тесно связанны с ведовством… Основные догмы катарского учения внесли огромную лепту в развитие феномена ведовства…»
[за катарами , конечно, иногда оставляли «шлейф» поклонников дьявола – но лишь в веке Тысячелетия, последующие ересиологи уже прекратили приклеивать им этот ярлык. Различия между ересью и колдовством были более, чем серьезными – изучите тексты анти-катарских полемистов с 12 века (например, Монета Кремонский). Автору, вероятно, это неизвестно]
Г) «Самый страшный грех — это грех деторождения, ибо идея продолжения рода делает душу рабом плоти»
[да-да-да, и поэтому у большинства Добрых Людей было множество детей и внуков!]
Д) «Их основным таинством было таинство «утешения», когда путем наложения рук с человека снимали вину за все совершенные им грехи. Как правило, через этот ритуал человек проходил один раз в жизни. Только те, кто в полной мере усвоил наставления Учителя и доказал свою добродетельность, удостаивались «утешения» в середине жизни (остальные принимали его на смертном одре), после чего их причисляли к рангу совершенных и считали абсолютно безгрешными людьми. Все остальные, еще не принявшие «утешение», назывались credentes, что означает «верующие»; им полагалось постигать наставления Христа и неустанно умерщвлять плоть, чтобы скорее заслужить «утешение». Однако некоторые «верующие» нарушали это предписание и жили в грехе и разврате, надеясь снять с себя вину в конце жизни».
[Катарские верующие вовсе даже не умерщвляли плоть – они пили, ели, веселились и рожали детей. Более того, жили даже свободнее, чем католические прихожане. Заслужить Утешение вообще никак не выйдет – Его не нужно заслуживать, это таинство происходит по желанию. Абсолютно безгрешных людей не бывает в помине, среди Добрых Людей тоже оказывались не способные хранить обеты и приводило их к необходимости принять Утешение повторно. Автор, видимо, не знает про необходимое предсмертное Утешение и Гийома Белибаста, который из-за нарушения обетов многократно крестился заново. И да – хватит называть Добрых Людей «совершенными», от этого уже сыпь! «Совершенные» - это унизительная именование для катарских монахов, выдуманное на страницах инквизиторских реестров]
е) «При поверхностном взгляде может показаться, что катары, боявшиеся и ненавидевшие дьявола даже больше, чем католики, не могли иметь ни малейшего отношения к ведовству. Однако связь между катарским учением и ведовством несомненно существует. Именно тогда, когда в Западной Европе появились катары, выросла обеспокоенность властей ведовством. Несмотря на то, что катарское движение достигло своего пика в начале XIII в., а эпидемия ведовства начала разворачиваться только спустя столетие, инквизиция использовала против ведьм те же обвинения, которые прежде предъявлялись катарам. Ведовство получило наибольшее распространение там, где было сильно влияние катаров,— в Нидерландах, в Германии, Франции и северной Италии. В Испании, Скандинавии и на юге Италии, где катарское движение не имело широкого размаха, не было развито и ведовство».
[Автору хотелось бы посоветовать освежить знания основных богословских идей катаризма – Добрые Люди совершенно не боялись дьявола, и уж точно его не ненавидели И как проповедовал Жаум Отье, один из последних Добрых Людей 14 века, никому нельзя делать зла, даже дьяволу. А вот как раз католики-то сделали целый культ из страха ада… Касаемо прямой связи между катаризмом и ведьмами – ни одного аргумента не приведено. Факт одновременного присутствия двух явлений в одном и том же месте не является доказательством их связанности между собой и взаимовлияния! Кстати, чего это на юге Италии и в Англии не было катаризма?]
Ж) «Именно такая логика мышления, извращающая в равной мере и учение катаров, и католическую доктрину, просматривается в доносе 1208—1213 гг., повествующем о верованиях катаров. Согласно этому доносу, некоторые ере­тики утверждают, будто злой бог наличествует без начала и конца и будто власть его объемлет все протяжение и множество земель, небес, человеков и тварей, равная власти милосердного Создателя. Этот мир, изрекают они, никогда не придет к концу и не обезлюдится".
[Снова нет ссылки – что за донос, его автор, место, год? Идеи «доноса» абсолютно фантазийны, да и действует автор не профессионально, используя пустые ссылки]
З) «Из всех обвинений, связывающих катарство с ведовством, самым распространенным является обвинение в распущенности нравов. В настоящее время мы имеем немало свидетельств, подтверждающих, что во многих дуалистических и гностических сектах поощрялась свобода половых отношений, а Нигран даже предположил, что заявления язычников-римлян о распутстве христиан не были столь уж безосновательными и были справедливы если не в отношении обычных христиан, то в отношении гностиков. Готфрид Кох, который, как и Вернер, является одним из лучших марксистских исследователей средневековой ереси, предполагает, что свобода половых отношений естественным образом вытекает из презрительного отношения дуализма к материи... В любом случае приписываемые катарам вольности поведения можно было с легкостью перенести на ведьм. Жоффруа Осерский писал в 1150 г., что катары проповедуют свободные половые сношения; в 1157 г, реймский собор осудил оргии еретиков. Примерно в 1180 г. Иоахим Флорский, говоря о нравах еретиков, которых он называет «патаринами», намекает на то, что они устраивают оргии, и это мнение о патаринах подтверждает Уолтер Man в 1182 г. К 1150—1160-м годам относится описание чрезвычайно странных ритуалов, исполнявшихся еретиками в Германии. На рассвете, в полдень и вечером еретики совершали торжественный обряд жертвоприношения дьяволу, которого, согласно источникам, они называли Бельфегором (это имя носил языческий бог любви и плодородия, и оно упоминается в Ветхом завете). В его честь они устраивали пиры, на которых после тушения огней вступали в кровосмесительные сношения. Хайзиг считает, что это гностический культ василидского направления и что сперма в данном случае символизировала животворную силу, Святой Дух, отождествлявшийся некоторыми раннехристианскими авторами с logos spermatikos (сперматическим логосом) неоплатоников".
[Все смешалось… И не только люди и кони, как это говорится, но и гностики, марксистские исследователи, оргии Рейнских апостолов, и даже logos spermatikos… Курение чего-то очень крепкого автору нужно прекращать, хотя бы - для начала - в столь неумеренных количествах! Но давайте по порядку…
- В распущенности нравов катаров обвиняли, но опять же только в эпоху Тысячелетия. В 12 веке – уже нет. Даже инквизиторы уже признавали твердость их моральных принципов, обвиняя лишь по догматическим статьям.
- Может быть какие-то «дуалистические и гностические секты» и поощряли свободу половых отношений, но к катаризму отношения это не имеет никакого.
- Готфрид Кох может предполагать, что пожелает, но фраза «свобода половых отношений естественным образом вытекает из презрительного отношения дуализма к материи» снова не о катарах, хотя бы потому, что они не имели никакого презрения к материи.
- Патарены – это никакие не катары. Автору нужно немного освежить ересиологию.
- У Добрых Людей не было отвращения к браку и сексу. До того, как принять крещение у большинства катаров были семьи и дети.
- Ни о каком «гностическом культе василидского направления» катары понятия не имели! И уж явно не творили что-то там со спермой на алтаре… Уважаемый, Джеффри Рассел, надо немного иметь не только научные регалии, но и здравый ум!]

Боюсь повториться, на автору хорошо бы вместо (и, несмотря на) профессорских степеней, вагона изданных текстов и преподавания в известных мировых ВУЗах, иметь здравый ум!
Хочу напомнить, что все это переписал не Пупкин Вася, студент 1 курса, пользуясь одной только Википедией с телефона на большом перерыве, а ныне живущий, западноевропейский профессор религиоведения…
И это снова о ниве современного изучения ереси, и в том числе катаризма. Как это говорится: «Осторожно! Не все «научные тексты» одинаково научны!».


( верхняя иллюстрация - схема из описываемой книги, страница 163)



31743599_2079530592334752_90068165731549184_n
31727759_2079530652334746_8900524649499066368_n
Tags: Как не надо писать о катаризме и снимать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments