credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы ФБ. О хлебе насущном. Текст Тамары Бергман

"ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ..." (МФ 6:11)
"Это прошение, как кажется, касается меньше грядущего мира, нежели нужд людей в этом мире. Однако толкование этого прошения зависит от перевода греческого слова epiousios, передаваемого как "насущный" или "каждодневный". Это необычное слово со значением "насущный". Собственно, оно встречается еще лишь один раз в античной греческой литературе.

Его значение неясно, даже блаженный Иероним не знал, как передать это слово, переводя его как "сверхсущностный", не вполне уловив его значение. Перевод "насущный" или "каждодневный" - просто догадка. Конечно, он стал "традиционным" переводом. Однако это прошение, по-видимому, намекает на пир, часто используемый в качестве метафоры для Царства Небесного (см. Мф 8:11; 22:4). Это просьба не об обычной каждодневной человеческой нужде в пропитании, а об осуществлении Небесного Царства, где этой нужды больше не будет" -
из книги Лесли Дж. Хопп. "Беседы с евангелистом Матфеем".

Что ж, вполне или почти катарское объяснение! Понятие "сверхсущественный" (лат. supersubstantialem) часто заменялось также более используемым "присносущий", имеющим тот же смысл. С трактовкой этой Рим боролся упорно, используя исключительно формулировку из Евангелия от Матфея и употребляя термин "насущный". Речь не о прихоти, конечно же - одно прилагательное изменило бы не только смысл молитвы, но и базовые богословские установки.
Если Бог в силе давать хлеб, то, разумеется, и управлять всей природой - например, влиять на фактические наличие колосьев на полях путем частых или редких дождей. Здесь в наибольшей степени выражается образ Бога как создателя и хозяина всего физического мира.

Солидарность с средневековой римской ортодоксией не исчерпана даже по сей день - при плохих погодных условиях или природных катаклизмах крестные ходы практикуют и в 21 веке.

Добрый Люди же вовсе отрицали влияние Бога на материальный мир как непосредственно, так и через по средствам каких-либо предметов, ибо Он в материальном не проявляется и не воплощается в него ни на каком уровне. Так что хлеб, упоминаемый в Pater, был для них исключительно Словом Божьим, а не буханкой.



31543264_2079152982372513_7705247221096120320_o
Tags: Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments