credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы ФБ Открытие катаризма. Личная история Текст Тамары Бергман

Сегодня очень экспериментальный пост в двух частях - по случаю.
О хейтерах, хейтерах в голове, преодолении их всех и, разумеется, катаризме.
Часть 1.
Все началось 10-17го или, примерно того, апреля 2017 года. Этот период до сегодняшнего дня  – был каким-то бесконечным преодолением обстоятельств и заборов, часть которых засела в моей голове, а вовсе не по округе.

Катаризмом я начала заниматься довольно давно, примерно в 2009 году. А до того - очень плотно - ересями и историей инквизиции, так что «в теме» новичком меня называть сложно. Но речь сейчас именно о нынешнем периоде.
Сначала были отношение людей и текст Анн Бренон «Ересь Добра».
Дело в том, что большинство людей вокруг меня относятся к катаризму как:
А) очень странному христианству, которое почило давным давно
Б) извращению, которое существовало давным давно, но мало ли раньше было извращений?
В) вере, которая также актуальна сейчас, как примерно древнеегипетский политеизм.

То есть, когда-то катаризм воспринимали всерьез, но теперь – это красивая и, местами, страшная сказка. Храмы Ра и Осириса теперь вот тоже музеи потому, что История переживала и выплюнула эту религию, признав ее «наследием», то есть мифами и былинами. Возможно, конечно, что кто-то теперь совершает те обряды и верит в тех богов не в качестве прикола, а от сердца, но это – уникумы, и мало ли каких странных людей земля не носит. Всем прочим их современникам ясно, что идеи древних, вымерших религий – это сказки. Откуда это известно? Конечно, из фактического материала истории: то, что сохранилось по сей день, то, вероятно, имеет силу и истинность, а от чего люди отказались, то признано «ненастоящим», неправильным и оправдано тем, что люди прежних веков были «темными», верили вообще во всякое! Вот примерна эта же судьба постигла и катаризм.
Однако, нет ни одного объективного аргумента, чтобы сказать: идеи прошлых веков – выдумка, а люди доказали, что только современного типа религии говорят истину. На самом деле, ничего они не доказали, и то, что какая-то вера исчезла, вовсе даже не означает, автоматически, что она - ложная. Чаще всего, в обстоятельства вмешивалась сила государства – если веру поддерживает военная мощь, она распространяется быстрее и широкомасштабнее. Первые поколения протестуют - но все последующие привыкают, транслируя, что так и должно быть. История пишется победителями, которые единолично признают себя истинными - на фоне побежденных. Так случилось с большим количеством идей, в том числе и с катаризмом. Его идеи не могут быть неверны только лишь потому, что эта Церковь исчезла 800 лет назад. Уже хотя бы по той причине, что ей очень «помогли» исчезнуть. В Западной Европе катарские поместные Церкви всегда находились на полу-запрещенном положении в связи с глобальным давлением римской ортодоксии, а история окситанского катаризма – единственной открытой структуры – закончилась агонией, опять же из-за вмешательства Рима. Вымерла бы она сама по себе или нет – история не имеет сослагательного наклонения, объективно – мы не знаем, если только не хотим фантазировать.
Осознав это, во мне случился какой-то переворот. Стало казаться, что я "одна такая ненормальная" - дошедшая до этой мысли… Поскольку, как 800 лет назад, так и теперь – если ты говоришь о вере, то общество готово долго и охотно тебя слушать, поддерживать и оправдывать даже, но вера эта должна быть неизменно ортодоксального толка. Для среднестатистического гражданина «поддерживать катаризм» - это фраза равнозначная примерно «верить в Тецкатлипока, ацтекского бога провидения». Нередко от людей я слышала понятие «ненастоящие», катары – ненастоящие, видимо, «настоящие» - это существующие и по сей день учения, остальные же - признаны «мусором истории» за ненадобностью…

Затем была книга «Ересь Добра». Я открыла ее мельком на работе для проверки качества текста, и потом ходила, как это говорится, под сильным впечатлением… Да, ведь там и не написано никаких чудес – и даже открытий и просветлений там не водится, а также эзотерических тайн или чего такого… Но к одному «голому» понимаю, которое было у меня до того, оттуда мгновенно присоединилось еще нечто, после которого я категорически перестала считать себя «одной такой ненормальной». Потом я ехала в поезде двое суток и все читала эту книгу… У каждого найдется текст испещренный подчеркиваниями, вопросами на полях, дописками, словами, обведенными в рамочки? Вот именно так у меня случилось с распечаткой «Ереси Добра». То чувство, что я испытала, читая ее впервые, было однозначным: «Это точно так» или «Возможно, немного иначе, но оттенки понимания бывают разными». То, что мне самой пришло по наитию совпало с реальной исторической объективностью материала, а в некоторых местах совпало настолько, что меня это потрясло. Потряс не сам по себе этот текст - а его почти 100% близость с моими собственными ощущениями. Были в вашей жизни тексты, речи, фильмы, песни, после которых вы смело сказали бы: «Да, я все понял»? Так, будто разом все стало разложено на простейшие составляющие, отвечено на все вопросы, растолкованы все неточности – и вы поняли не что-то одно, продолжая копаться в деталях, а махом и Все?

Затем я стала подробно читать Новый Завет. Не в первый раз и даже не в десятых, но теперь понимая, что без углубления в него, катаризм понять не выйдет. Очень быстро я узнала главное: какую бы строчку Нового Завета не «поскрести», внутри обязательно катары - ибо они не склонны были присочинить ничего, а только брали идеи, как они есть, не деля текст на «не исполняемое» и «исполняемое». И это тоже меня поразило. В современной – да и прежней – ортодоксии идеи иерархизированы довольно четко: «это исполняют все», «это можно и чуток исполнять», «это – для священников», «это – для верующих», «а это вообще какое-то заморочное - наверное, для святых». У катаров же в 90% случаев полному исполнению подлежат не догматические каноны (например, нерациональная вера в какое-либо событие), а только нравственные принципы, транслируемые в Посланиях апостолов: поступайте со всеми по совести, не лгите на каждом шагу, не ищите себе выгоды за счет других… Добрые Люди пытались строить свое общество на принципах первых христианских Церквей, основанных апостолами – это не может не вызывать уважения. Никакие посторонние, допридуманные детали не примешивались, хотя жили они через тысячу лет после этих первых Церквей.
Что меня всегда смущало в ортодоксальной трактовке – так это упор на чудо. Любое «А почему?» объясняется или древностью предмета беседы или чудом – то есть явлением, противоречащим законам природы, и потому совершенно уникальным. Поскольку в тексте Нового Завета чудес описано строго ограниченное количество, и все они совершались или с самим Иисусом или с апостолами, наличие безумного количества почитаемых чудес и знамений, взятых откуда-то помимо текста Евангелий, меня всегда ставило в тупик. Я очень рациональный человек, поэтому «волшебные конструкции» меня не впечатляют, просто поверить я не умею, мне нужно сначала понять. А в катаризме я впервые встретила очень разумный, сдержанный и совершено не «чудесный» подход, с упором скорее в этику, чем в махровый догматизм. Отсутствие упоенной радости и бесконечных печалей от бремени грехов и страха ада меня впечатлили окончательно (а где вы реально встречали упоенную радость в этой жизни?). На многие вопросы, которыми я задавалась еще с раннего детства, наконец-то нашелся разумный ответ – о природе зла, разнице между Новым и Ветхим Заветами, миссии и смерти Иисуса, роли и сути Святого Духа… Ибо объяснения из серии «Пути Господни неисповедимы» или «Бог так любил людей, что дал им убить часть себя, а потом ее же воскресил» всегда вызывали у меня только вопросы к логике автора. Мнение же о том, будто вера вообще не может быть логичной, ставит в тупик само себя.


31265433_2075616336059511_927124746505779682_n
Tags: Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • О Духе Рождества

    О Духе Рождества Как по мне, Рождество уже давно превратилось в феномен культуры. Санта-Клаусы, рождественские ярмарки, детские хоры, исполняющие…

  • Пятидесятница. Смысл установления

    «Приблизьтесь к Богу, и (Бог) приблизится к вам» (Иак.4:8) Можно сравнить иудейский праздник Песах и христианскую Пасху. Добрые Люди…

  • О Вознесении

    «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ио.12:32) Эту фразу в ортодоксальных Церквях принято толковать в том ключе,…

  • О третьем воскресении после Пасхи

    С Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! (Ио., 20:16) Третье воскресенье после Пасхи называется…

  • Пасха 2020

    «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ио.1:5) После того, что произошло на Голгофе, ученики и любящие Господа находились в…

  • Об искупительной жертве

    «Подумайте, что лучше будет нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Иоанн 11:50) И снова все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments