credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы ФБ. Об аде. Текст Тамары Бергман

На эти рассуждения меня натолкнула статья Мегана Хеннинга «Ад» (Meghan Henning, «Hell»), которая ничего не утверждает, но не сделать из нее определенные выводы очень сложно…

1.Откуда мы вообще знаем об аде?
Разумеется, скажете вы, из Библии. Наверное, из Ветхого Завета.
Но именно термина «ад» на его страницах вы не найдете - речь пойдет лишь о преисподней, где находятся души умерших. Причем, всех умерших. Например, Быт. 37:35; 1 Цар. 2:6; Ис. 28:15.

Кроме того, появляется так страстно любимое христианскими ортодоксами понятия «геенна», однако, снова не в смысле котлов с грешниками, а как реальное топологическое место, где языческие племена приносили человеческие, в том числе детские, жертвы своим богам. Например, Иер. 7:31; Иер. 19:4-5; Иер. 32:35; 4 Цар. 16:3; 4 Цар. 21:6; 2 Пар. 28:3; 2 Пар. 33:6.
Так, что «классического» понятия ада в Ветхом Завете нет, оно появилось значительно позже. Рассуждая об этом, Хеннинг предполагает, что «В некоторых апокалиптических книгах, написанных в период между еврейской Библией и Новым Заветом, таких как 1 Енох, геенна начала ассоциироваться с огнем, судом и наказанием».

2.Появляется ли, в таком случае, «классический» образ ада именно в Новом Завете?
Честно говорят, сам термин «ад» там есть, но то самое, привычное нам, значение – не отыщется.
Иисус говорит об аде в Евангелие от Луки (Лк 16:19-31), повествуя о смерти богача и бедняка, первый из которых попал в ад (употреблено именно это слово) и там мучился. Но! Сюжет дан не в качестве запугивания (это вам не огроменные фрески в храмах), а, скорее, как напоминание о необходимости заботиться о людях, которых мы сейчас назвали бы, социально необеспеченными слоями общества. О том же можно найти и в Мк. 9:42-48; Мф. 5:22-30; Мф. 18:8-9; Мф. 25:30-46; Лк. 16:19-31.
Понятию ада отводится значительное место в Апокалипсисе Иоанна: зверя и лжепророка бросают в озеро огненное, Откр. 19:19-21 (которое должно бы ассоциироваться у верующих с адом), а потом и все души грешников, что были в аду, заново осуждаются Богом: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» Откр. 20:12-15. Однако в этих словах нет и намека на то, чем же этот ад является.
В Письмах Апостольких и Деяниях совершенно нет прямых упоминаний об аде. Правда, это не мешает кое-кому так рьяно их искать, что трактовать многие фрагменты насколько удобно широко – особенно о тех, кто Царствие Божие не наследует. Вроде бы, есть только два пути – не наследуешь Царствие, значит прямиком в ад. При чем, такой, очень классический – с жерновами, сковородками и профпригодными чертями. Те же, кто потрудится посмотреть на саму цитату, из которой делаются столь долгоиграющие выводы, увидит, что в ней ни о каком аде и мысли нет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9). Да, перечисленный «контингент» не возвращается в Царствие, но это вовсе не означает, что третьего не дано - и он тут же попадает в ад.
Апостол Павел многократно пишет к Церквям апокалиптические наставления (1 Тим. 1:9-10; Рим. 2:5; Рим. 5:9; 2 Кор. 5:10), но это снова не пугалки будущим, а наставление о верном поведении, ведь пишет он общинам крещеных.
Таким образом, и в Новом Завете мы не встретим того образа ада, который обычно представляет себе обыватель.

3.Насколько вероятно, что «классический» образ ада, транслируемый ортодоксальным христианством – это всего лишь дело привычки?
В эпоху Тысячелетия образы ада, демонов и Последней битвы Добра и зла были чрезмерно востребованы. Страшные пасти адовы продолжали смотреть на вас со всех икон, фресок и гравюр и позже тысячного года – ад превратился из идеи покаяния в крайне реалистичное место пыток. При чем, как бы убого и ужасно вы не жили – это ничего, вы еще в аду не были!
Понятие ада, каким мы его знаем, родилось в какой-то – далекий от раннего христианства – момент и использовалось прямо-таки умело. Оно подходило для агитации почти всего – ведь любое непослушание господствующей Церкви неминуемо туда и приводило. Иными словами, сейчас мы литературно разъясним, зачем нужно сдавать на всевозможные церковные нужды, покупать свидетельства о выкупе родственников из Чистилища и сдавать еретиков, а если маловато, то можем и продемонстрируем наглядно – у нас есть «веселые картинки» во всю церковную стену.
Страх ада, транслируемый в культуре в бесконечном количестве вариаций – от икон до художественных текстов, вроде Данте - так крепко засел в нас, что проник не только в мышление, но и в язык (поговорка «Гореть тебе в аду» употребима и в 21 веке). Но если, обдумывая саму возможность ада, мы киваем на Библию, то, увы – наша классика про вечные камеры пыток вовсе не оттуда.

4.Что если ада нет вообще?
Такая идея вызывает легкое недоумение, ибо привычка – это вторая натура. А привычка, передаваемая поколениями, крепка в сто крат сильнее. Как легко мы делим мир на доброе и злое, так и понятия «ад» и «рай» впечатались в мышление коренным образом. Полное отсутствие ада приводит лишь к непониманию – а где тогда наказания для грешников, они так и останутся безнаказанными? Разумеется, сюда еще накрепко примешивается восприятие Бога как судьи и надмирового супер полицейского, который за всем следит и в режиме онлайн наказывает по полной.

5.Что бы сказали об аде Добрые Люди?
Их концепция разворачивалась из идеи Бога Добра, который, прежде всего, не наказывает и не судит, а потому и не отправляет никого на принудительное перевоспитание в ад. Более того, Бог не имеет никакого отношения к физическому миру, Его место – Царствие. Человеческие души есть падшие ангелы, которые находятся в физическом мире настолько продолжительное время, что мир начинает казаться им вечным, хотя вечным является только бытие Бога – которое они уже позабыли. Идея о вечности душ приводит к их вынужденному перемещению из одного тела в другое, поскольку все материальное, включая физические объекты, рано или поздно уничтожается. Наслаждаются ли они этим? Нет, но всякая их попытка вырваться из физической реальности тщетна.
Уверена, что вы смотрели хотя бы один триллер с подобным сюжетом – где персонаж ходит кругами по замкнутому пространству дома в поисках выхода, да только вечно попадает в комнаты, где уже был. Затем сдается – в конце концов - сдается, полагая, что, вероятно, это ад и дом его победил. Так вот, да, по мысли катаров, мир, где все разрушается, поскольку основано на зле, ничего не предсказуемо, но, в то же время, из него не выбраться – это ад. В нем, как раз и остаются все те, кто Царствия Божия не наследуют – совершавшие грех. Остальные же – немногочисленные – возвращаются в Царствие, которое и есть рай в обыденном понимании. Вот о чем предупреждали апостолы, и писал Павел – креститесь (примите Святого Духа), будьте бдительны и не совершайте греха, ибо это единственный путь вырваться в Царствие.
Но поскольку Бог есть Добро, Он не оставит ни одну душу в материальном мире навечно, хотя мир будет существовать до тех пор, пока всякие души – и даже совершившие страшные грехи – не поймут верный путь и не раскаются. Неверующие ослеплены материальным миром, пишет Павел, поэтому Господь и пусть в Царствие им не ведомы: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет…» (2 Кор.4:3-4). Наказывает ли их за это Бог? Нет, все потому, что Он вообще не наказывает. Как пишет тот же Павел, Бог долготерпит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13:4).
И вот, когда абсолютно все души вернутся в Царствие (а будет это ужас как не скоро, ибо много ли вы видели вокруг себя кающихся и совершенно отказавшихся ото зла?), наступит конец мира. Это событие не будет уже иметь никаких последствий для душ, а Иоанн, описавший Апокалипсис, мыслил аллегорически, а не давал точную посекундную хронологию событий.
Иными словами, Бог всех любит, ада нет, рано или поздно мы все будем в Царствие, где вечное Добро, в отличие от нашего непостоянного мира, где – как получится…

Довольно странно после этого обвинять Добрых Людей в ненависти к миру, пессимизме и, прямо-таки, диагностировать депрессивное расстройство личности. Сравните-ка это с ортодоксальными прелестями будущего, где каждый третий навечно в аду потому, что «не дотянул», Бог следит за всеми и если что, то мало еще никому не казалось, а, в конце концов, мир ожидает глобальный суд, в процессе которого - запаситесь валидолом и корвалолом - все будет страшно, ну а после – и того хуже.

(статья Мегана Хеннинга «Ад» взята с www.bibleodyssey.org, по этой ссылке можно ознакомится с ее переводом на русский язык https://vk.com/@bstudies-ad
На иллюстрации - сверху: "Карта ада", 1482 г., снизу: Simon Marmion, "Ахерон - зверь, поглощающий проклятые души", 1475г.)

30167374_2074596106161534_3079799742297412810_o

30821733_2074596146161530_8699016050570759957_o

Tags: Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments