credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Флорентийский (Латинский) Ритуал. Окончание

Флорентийский (Латинский) Ритуал катаров

Флорентийский (Латинский) Ритуал. Продолжение

2. Получение Consolamentum

Если верующий должен получить утешение сразу же после принятия Молитвы, то этот верующий должен тогда придти вместе со Старшим своего дома (de hospicio illius). Им следует трижды поклониться перед Посвященным и молиться во благо этого верующего. Сделав это, Посвященный, а также христиане и христианки должны семикратно помолиться Богу таким образом, чтобы иерарх ее слышал (был услышан?).{C}[1]{C} Затем пусть Посвященный скажет: «Братья и сестры, если я сказал или сделал что-нибудь против Бога или моего спасения молитесь Господу Богу, чтобы простил меня». Тогда Старший, стоящий близ иерарха, скажет: «Пусть Святой Отец, справедливый, праведный и милосердный, имеющий власть отпускать грехи, как на земле, так и на небе, отпустит все ваши грехи, совершенные в этой жизни, и пусть окажет вам милосердие в грядущей жизни». Посвященный должен ответить: «Amen! Fiat nobis, domine, secundum verbum tuum. (Аминь. Пусть будет, Господи, по слову Твоему прим. пер. И пусть тогда все христиане и христианки трижды преклонят колени, произнося: «Benedicite, benedicite, benedicite, parcite nobis. Если мы сказали или совершили что-нибудь против Бога или нашего спасения, просите Бога милосердия, чтобы простил нас. Benedicite, parcite nobisИ Посвященный ответит: «Пусть святой Отец, праведный, истинный и милосердный…», как выше.

Получение Книги

Сделав это, Посвященный ставит перед собой столик (круглой формы). Верующий должен предстать перед Посвященным и взять от него книгу в руки, совершая три коленопреклонения, как было сказано выше, когда он получал Молитву. Посвященный должен тогда сказать: «Джованни (к примеру), желаете ли вы получить духовное крещение Иисуса Христа и прощение ваших грехов через посредничество добрых христиан и возложение рук, и хранить его во всякое время вашей жизни в целомудрии, смирении и всеми прочими добродетелями, которыми Бог пожелает одарить вас?» Верующий отвечает «Да, на то моя воля, молитесь за меня Господу, чтобы он дал мне Свою силу». Посвященный затем должен сказать ему: «Пусть Бог дарует вам благодать, для Его славы и ради вашего спасения!»

Проповедь Посвященного (иерарха)

Тогда Посвященный начнет проповедовать такими словами, если верующий того пожелает:

«О Джованни, вы должны понять, что сейчас вы во второй раз{C}[2]{C} предстали перед Богом, Христом и Духом Святым, поскольку вы предстали перед Церковью Божьей, и это было показано вам выше Священными Писаниями. Вы должны понять, что находитесь здесь, чтобы получить прощение ваших грехов, благодаря молитвам добрых христиан и через возложение рук. Об этом духовном крещении Иисуса Христа и крещении Святым Духом сказал Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). А это значит, что сам Христос омоет и очистит вас через духовное устремление и добрые дела. Под этим крещением подразумевается духовное возрождение, о котором Христос говорил Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Следовательно, крещение означает: омовение и крещение свыше (Supertinctio). Из этого следует понимать, что Христос не придет, чтобы омыть оскверненную плоть, но дабы очистить от грязи души Божьи, созданные Богом и оскверненные общением со злыми духами. Как Господь сказал устами пророка Варуха: «Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, причислен к находящимся в аде, оставил источник премудрости. Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки» (Вар.3:9-13). Давид также сказал: Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Пс.78:1.). Народ Божий осквернился обществом злых духов.

Вот почему мы просим Отца Святого, чтобы он очистил народ Свой от осквернения грехами крещением Своего святого Сына Иисуса Христа, как блаженный Апостол сказал Ефесянам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25-28). 

Итак, благодаря пришествию Господа Нашего Иисуса Христа, могуществу нашего Святейшего  Отца, ученики Иисуса Христа были очищены крещением от скверны своих грехов. Они получили от Господа - как  и Он Сам получил это от Святейшего Отца возможность и власть в свою очередь очищать других грешников крещением Иисуса Христа. Мы и в самом деле видим в Евангелии от блаженного Иоанна, что Господь Иисус Христос сказал своим ученикам после Своего воскресения: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:21-23). В Евангелии от Матфея

Христос говорит Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Матф.18:18-19).  И еще: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:13-19). И Он также сказал Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар.16:15-19). В другом месте говорится: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:16-20).

Поэтому ни один разумный человек не поверит, что Церковь Иисуса Христа совершает это крещение через возложение рук, не опираясь на очевидные свидетельства из Писаний, а также не подумает, что Церковь Божья совершает свое освящение (ordinamentum) по причине смелых фантазий учеников Христовых, или по человеческому разумению, или же по некоему невидимому и неизвестному наущению духов.{C}[3]{C} Действительно (visibiliter), ученики Иисуса Христа следовали за Господом, и оставались с Ним, и они получили от Него власть крестить и отпускать грехи, как это делают теперь истинные христиане, которые, как наследники учеников, получили по старшинству (gradatim) власть Церкви Божьей действительно (visibiliter) совершать это крещение через возложение рук и отпускать грехи. Мы узнаем, благодаря свидетельствам из Писаний Нового Завета, что ученики Иисуса Христа после Его Вознесения действительно практиковали это служение: это очень ясно следует из Писаний. Ведь в Деяниях Апостолов сказано: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». (Деян.8:14-17). И еще сказано: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние провинции Азии, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав (то есть с тех пор, как вы стали «верующими», credentes)? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деян.19:1-7). В тех же Деяниях Христос говорит Анании: «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян.9:11-19). И в другом месте: «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его» (Деян.28:8). Апостол писал Тимофею: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). И еще: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим.5:22). И тот же Апостол в Послании к Евреям говорит об «учении о (разных видах) крещений, о возложении рук» (Евр., VI, 2).

Именно это крещение, как мы полагаем, также и блаженный Петр имел в виду в своем Первом послании, когда говорил: «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской (внешней) нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:20,21).

Но тут следует остановиться и поразмыслить, чтобы понять, что те, кто был спасен в Ноевом Ковчеге, согласно Ветхому Завету, по-видимому, не получили благого спасения (bene salvati), поскольку оказывается впоследствии,  что Ной вышел из ковчега этого Бога с сыновьями, женщинами и животными, что он посадил виноградник, напился неразбавленного вина, и, упав, лежал обнаженным. Он проклял  своего сына Ханаана, который был одним из спасенных в ковчеге, говоря: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт.9:25). Мы узнаем также из Ветхого Завета, что те, кто вышел из этого ковчега, как и их наследники, совершили множество грехов и самые гнусные преступления; а затем они очень страдали от ужасной нищеты и чрезмерного беззакония, так что убивали друг друга. В связи с этим следует думать, что блаженный Петр имел в виду не ветхозаветного Ноя или его ковчег, но Ковчег Завета, который Господь сотворил для спасения народа Своего, и об этом апостол сказал такими словами, обращаясь к Евреям: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). Иисус сын Сирахов также говорит нам: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом» (Сир.45:16-18). И нам следует считать, что именно об этом Ное блаженный Петр упоминает во Втором Послании: «(Бог) не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2Пет.2:5). Здесь имеется в виду, что Святой Отец дал закон и Ветхий Завет народу Своему; и все кто войдет в этот ковчег, то есть, будут соблюдать этот Завет, будут спасены; и что также будут спасены все, кто входит в ковчег Нового Завета и пребывает в нем.

Из этого мы понимаем, почему благословенный Петр говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает» (1Пет.3:21). Он хотел тем самым высказать следующую идею: как те, кто был спасен этим посвящением (per ordinamentum illud), так и христиане могут быть спасены только крещением Иисуса Христа, схожим по форме. То, что говорит пророк Давид, тоже согласуется с этой интерпретацией: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12); а также то, что говорит Исайя (на самом деле: Иеремия): «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены (Иер.8:20). Апостол, говоря о Христе, сказал о том же в Послании к Евреям: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр.2:10). И Петр: «21 Так и нас.. не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21); это все равно, что сказать: мы не можем спастись без этого крещения: но нас спасает не ритуал Церкви, а искреннее желание содержать наш дух в чистоте, стремление предстать перед Богом через посредничество служителей Христовых. Павел так выражает это в Первом Послании к Коринфянам: «Я покажу вам путь еще превосходнейший… Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.14:1),  (1Кор.13:1-3). Поймите: все это бесполезно для меня, если у меня нет

крещения духом любви. Из всех этих свидетельств следует сделать вывод, что истинные христиане, наставленные ранней Церковью, законно и в действительности практикуют этот ритуал возложения рук, без которого, как мы полагаем, никто не может быть спасен.

Принятие духовного крещения

Вот почему вы должны понимать причину, по которой вы предстали перед Церковью Иисуса Христа: для получения этого святого крещения через возложение рук и прощения ваших грехов, но также и для принятия обязательства в доброй совести стремиться к Богу через посредничество добрых христиан. Вот почему вы должны понимать, что так же, как вы предстали в этом мире перед Церковью Божьей, где духовно обитают Отец, Сын и Святой Дух, вы должны быть готовым предстать духовно, всей вашей душой, перед Богом, Христом и Святым Духом, быть готовым принять это Святое посвящение (ordinamentum) Иисуса Христа. И так же, как вы приняли в свои руки книгу с заповедями, словами и советами Христовыми, вы должны хранить Закон Христов в делах вашей души, и соблюдать его во все дни жизни своей, как написано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук.10:27). Вы также должны понимать, что вам следует любить Бога в истине, доброте, смирении и милосердии, в чистоте и иных благих добродетелях, потому что написано: «Целомудрие приближает человека к Богу, но развращение удаляет  его». И еще «Целомудрие и девственность очень близки ангельскому состоянию»{C}[4]{C}.  Соломон также говорит: «Чистота весьма приближает к Богу» (Прем.Сол.6:19) (в синодальном переводе «Бессмертие приближает к Богу», прим. пер.).

Точно так же вам следует понять, что необходимо, чтобы вы были верными и преданными, как в мирском, так и в духовном, потому что если вы не будете верны в мирском, то как мы полагаем, вы не будете таковым и в духовным; и посему мы не думаем, что вы сможете в таком случае спастись. Ибо Апостол сказал: «...ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Еще следует, чтобы вы дали Богу обет и пообещали, что никогда не совершите ни убийства, ни прелюбодеяния, ни кражи ни в публичном, ни в частном порядке, и что вы никогда и ни в коем случае умышленно никого не осудите, ни на жизнь, ни на смерть, потому что Давид сказал: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс.115:5-6). Вы также должны дать Богу обет, что никогда сознательно или по доброй воле не будете употреблять сыра, молока, яиц, ни мяса птиц, рептилий и животных, запрещенного в Церкви Божьей.

И точно так же ради праведности Христовой вам придется терпеть голод, жажду, издевательства, преследования и смерть; и вы пройдете через все это ради любви к Богу и вашего спасения.

И точно так же, вы должны обещать послушание Богу и Церкви, сколько хватит ваших сил, согласно воле Бога и Его Церкви, и обещать, что вы никогда не отвергнете этот дар, если Бог

изволит дать вам благодать получить его, несмотря на все, что может с вами произойти. Ибо Апостол сказал Евреям: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души» (Евр.10:39); и он снова говорит во Втором Послании Тимофею: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:3-4). Мы также читаем в Евангелии от Луки: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). Иисус, сын Сирахов, говорит нам: «Когда кто омывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его?» (Сир.35:24,25). И благословенный Петр в своем Втором послании говорит: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.

(2Пет.2:20-22).

Вот почему вы должны понимать, что если вы приходите получить этот дар Божий, очень важно, чтобы сохранять его во все время жизни вашей с чистотой сердца и помыслов.

Однако, не нужно считать, что вследствие крещения, которое вы желаете принять, вы должны отречься от прошлого крещения{C}[5]{C} или от прежнего состояния христианина, или от чего-либо доброго, что вы сделали или сказали до сего времени; но вы должны понять, что вам следует принять это святое посвящение Христово как дополнение того, чего вам не хватало для спасения.

И, наконец, пусть Господь Бог дарует вам благодать получить это добро для Его славы и ради вашего спасения. Parcite nobis.

Церемония Утешения

Затем иерарх должен взять книгу из рук верующего и сказать ему: «Джованни (если, к примеру, его так зовут), вы желаете получить это святое крещение Иисуса Христа в том виде, в котором, как вам напомнили, оно должно быть совершено, и хранить его во все время жизни своей, в чистоте сердца и духа, и не утратить этого стремления по какой бы то ни было причине?»  И Джованни должен ответить: «Да, на то моя воля, молите за меня благого Бога, чтобы Он оказал мне эту милость». Затем Посвященный должен сказать ему: «Пусть Господь истинный Бог дарует вам благодать, чтобы вы получили этот дар для его славы и вашего блага». Тогда верующий должен подняться, совершить коленопреклонение перед иерархом и повторить вслед за Старшим, стоящим подле Посвященного, а именно: «Я предстал перед Богом, перед вами, перед Церковью и перед вашим Святым Орденом, чтобы получить милость и прощение всех моих грехов, совершенных и содеянных мною с таких-то пор{C}[6]{C} до сегодняшнего дня. Молитесь Богу за меня, чтобы Он простил меня. Benedicite, parcite nobis». Посвященный должен ему ответить: «От имени Бога, и нашего, и Церкви, ее святого Ордена, ее святых заповедей и ее учеников, получите милосердие и прощение всех грехов, совершенных и содеянных вами с такой-то даты по этот день. Пусть Господь Бог милосердия простит вас и дарует вам жизнь вечную! Верующий должен сказать: "Аминь, да будет, Господи, по слову Твоему». Затем, поднявшись, он должен положить руки на столик перед иерархом. Тогда Посвященный должен возложить ему на голову книгу Евангелий, и все остальные христиане и члены Ордена, присутствующие на церемонии, возложат на него свои правые руки. Посвященный в этот момент говорит: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа»; и все, кто стоит рядом с ним, вслух скажут: "Аминь", как и все остальные. Иерарх затем должен произнести следующие слова: Benedicite, parcite nobis, amen. Fiat nobis, Domine, secundum verbum tuum, pater et filius et spiritus sanctus dimittat vobis et parcat omnia peccata vestra. Adoremus patrem et filium et spiritum sanctum, adoremus patrem, et filium et spiritum sanctum, adoremus patrem et filium et spiritum sanctum : Pater sancte, justus et verax et misericors, dimitte servo tuo, recipe eum in tua justitia. (Благословите и помилуйте нас, аминь. Да будет нам, Господи, по слову Твоему, пусть Отец, и Сын, и Дух святой да простят вас и отпустят вам все грехи ваши. Поклонимся Отцу, и Сыну и Святому Духу (трижды).  Отче Святый, праведный, истинный и милосердный, прости слугу Своего  и прими его в справедливости Своей. Прим. пер.)

Pater noster qui es in caelis, sanctificetur nomen tuum, et cetera (sic)... После чего Посвященный должен произнести пять молитв вслух (vociferando) и три раза: Adoremus; и еще один раз молитву, и трижды: Adoremus patrem et filium et spiritum sanctum Затем он должен прочесть Евангелие (от Святого Иоанна): in principio erat verbum et cetera... Когда чтение будет окончено, он должен сказать трижды: Adoremus patrem и Filium и Spiritum Sanctum, и еще раз молитву. Наконец, пусть он трижды произнесет Adoremus, и затем вслух произнесет слова gratia{C}[7]{C}.

Христианин должен поцеловать книгу и сделать три коленопреклонения, говоря: Benedicite, benedicite, benedicite, parcite nobis; deus reddat vobis bonam mercedem de illo bono quod mihifecistis amore dei. (Пусть Бог отблагодарит вас в милосердии Своем за то добро, которое вы мне оказали ради любви Божией. Прим.пер.)

Тогда все члены Ордена, христиане и христианки должны совершить servicium, в соответствии с обычаем Церкви.

(Пусть) все добрые христиане молятся Богу за того, кто написал эти слова.

René Nelli, Écritures cathares. La totalité des textes cathares traduits et commentés. La Cène secrète, Le livre des deux principes, Traité cathare, Le rituel occitan, Le rituel latin, Editions Du Rщcher, 1995, 349 p. Текст Ритуала рр. 239-259




{C}[1]{C}Дювернуа считает, что здесь может быть два значения: «не заглушать голоса епископа», или «чтобы епископ был выслушан». (Прим.пер.)

{C}[2]{C} Верующий впервые предстает перед Церковью Божьей, чтобы «получить» Молитву.

{C}[3]{C} «Или по необычному вдохновению невидимых духов» (Д. Роше).

{C}[4]{C} Эта идея встречается у многих авторов. См., прежде всего, Св. Бернара: «Continentia facit hominem proximum Deo. Ibi habitat Deus, ubi permanet continentia. Castitas jungit hominem coelo » (Liber de modo bene vivendi ad sororem, PL. 184, c. 1239).

См. на эту тему: А. Донден,. op. cit., p. 162, notes.

{C}[5]{C} Донден замечает: «хотя будущим крещеным не предлагают отречься от предыдущего крещения «в католической Церкви», другие документы рассказывают нам об отречении (abrenuntiatio) от этого таинства» (A. Dondaine, op. cit., p. 49). Эти документы – католического происхождения, и по утверждению Дювернуа,  упоминания о таком отречении встречаются только в заметках Петра Сернейского. Они относятся к клевете и пропаганде. Прим. пер.

{C}[6]{C}Верующий должен был указать эту дату, особенно если речь шла о новом consolamentum, заменяющем то, что он уже получил временно, например, во время тяжелой болезни, но оно утратило духовную пользу, когда он выздоровел и впал в грех. 

{C}[7]{C}Et levet gratiam. (Благодарение Богу, Gracia Domini nostri Ihesu Christi sit cum omnibus vobis. прим. пер.)

Musée du Catharisme de Mazamet - Salle 3-3 : Les rituels cathares
Tags: Источники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments