credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы фб. О богомилах Часть 4. Текст Тамары Бергман

О родственной катаризму Богомильской Церкви.
Часть 4. Окончание
(о формальных различиях в концепциях богомилов и катаров, проистекающих из склонности средневекового Востока к мифологичности, а Запада - к схоластике)

Нельзя сказать, что разница между катаризмом и богомильством совершенно незначительна, но со стороны, "зрительно" ее найти непросто. Единая обрядность и основополагающие богословские идеи заставляют углубиться в вопросы "подачи материала" обеими Церквями, а также деталей "догматики". Материал для анализа также берется в основном из анти-еретических сочинений, поэтому может быть неточным.

Например, Зигабен пишет о сожженном богомиле Василии: "Ересиарх (Василий) утверждал, что в их Евангелиях содержатся следующие слова Господа: «Почитайте демонов не для того, чтобы они были вам полезны, но чтобы они не содеяли вам ничего плохого». Они говорят, что в Евангелиях также содержатся слова: «Старайтесь уцелеть любым способом», что значит "с помощью ловкости и изобретательности притворяйтесь, что разделяете веру тех, кто вас преследует". На самом ли деле Василий утверждал такое - нельзя сказать абсолютно достоверно, но обе приводимые идеи (почитание демонов и ложь во имя спасения от преследований) прямо противоречит катаризму. Возможно, Зигабен пересказывает расхожие в его период мифы о богомилах, хотя формулирует их так, как если бы лично общался с ними: "Я взял в руки книгу Евангелий этого доктора и, хоть старательно ее просмотрел, не нашел ни того, ни другого фрагмента. Те четыре Евангелия были такими же точно, как и наши, и ничем от них не отличались. Я отдал их ему. Тогда как он, обиженный и разозленный, признался, что никогда не мог найти этих двух отрывков, хоть часто читал Евангелия".

Подобные же отрывки, будто слышанные прямо из уст богомилов, приводятся анти-еретическими авторами и по поводу нескольких других радикально отличных от катаризма идей:
1. Дьявол был первичнее Христа, до тех пор пока не пал.
Зигабен приводит следующие "их слова": "Они говорят, что демон, которого Спаситель называет Сатаной, также является урожденным Сыном Отца. Они называют его Сатанаилом, старшим, чем Сын-Слово, и более могущественным, поскольку он – старше. Таким образом, они – братья. Но Сатанаил был управителем и вторым после Отца, и он имел то же обличье и ту же одежду, и сидел он на троне по правую руку от Отца, и отдавали ему хвалу сразу же после Отца. Это упоило его гордыню так, что он сошел с ума... Для подтверждения своих бредовых слов, они цитируют притчу из евангелиста Луки о неверном управителе, который уменьшал долги должникам господина своего".
(катары видели в дьяволе падшего ангела, но никогда не возвышали его над Христом)
2. "Они говорят, что падшие ангелы, услыхав, как Сатанаил обещал Отцу, что заполнит опустевшие их места в небе расой людей (см. Матф. 18:29), стали похотливо смотреть на дочерей человеческих, и взяли их себе в жены, чтобы их семя вернулось на небо, на место их отцов. Ведь сказано: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены» (Быт.6:2)… Из этого союза родились гиганты, которые восстали против Сатанаила и заявили людям о его отступничестве. Вот поэтому он, разгневанный, низринул на них потоп и истребил им всякую жизнь. Только Ной, который не имел дочери, не знал о его отступничестве и продолжал служить ему и дальше (Зигабен)"
(никакой мифологии подобного типа в катаризме не наблюдается, для Добрых Людей падшие ангелы не было материальными, поскольку для того чтобы существовать в мире, им понадобилась "одежда кожаная", то есть физические тела)
3. «Они говорят, что низвергнутый сверху Сатанаил, не имея возможности отдохнуть на воде (ведь сказано же «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1:2)), все еще сохранял свой божественный вид, одеяние и могущество творца. Он собрал силы, которые пали вместе с ним, придал им мужества и молвил: «Если Бог сотворил небо и землю (сказано ведь: «В начале сотворил Бог небо и землю»), я создам другое небо, как второй Бог, и всё остальное». И он сказал тогда: «Да будет небосвод», и он появился (и т.д., как это говорится в книге о сотворении мира). Позже он из смеси воды и земли сформировал Адама и поставил его на ноги. К его правой стопе пролилась жидкость, которая через большой палец ноги вылилась на землю, свернулась клубком и приняла вид змия. Сатанаил вложил свое дыхание в созданное им тело и вдохнул в него жизнь. Но это дыхание, пройдя через ногу и большой палец стопы, вылилось на землю и оживило змия, который начал ползать. Вот поэтому змий и является таким мудрым и изобретательным (Бт. 3,1), поскольку у него вместо души дыхание Сатанаила. Видя это, новый демиург понял, что работал зря. Тогда он попросил Отца, чтобы Тот послал Свое дыхание, и обещал, что человек, если получит жизнь, будет принадлежать им двоим, и что его потомство вновь заполнит места, с которых изгнали ангелов. Бог в Своей доброте согласился и вдохнул дыхание жизни (Быт. 2:7) в создание Сатанаила. Человек тут же стал одарен душой живой, которая озарила его тело и наградила его многочисленными милостями. После чего точно так же была создана Ева, которая точно так же была озарена этим светом. Из-за этого завистливый Сатанаил изменил свою позицию, и стал чинить козни против своих же созданий. Проскользнув в нутро змеи, он искусил Еву, соединился с ней телесно и сделал ее беременной, для того, чтобы его семя опередило семя Адама и по возможности заглушило его, не давая ему расти и размножаться. Вскоре Ева стала терпеть боль и родила Каина от своей связи с Сатанаилом, а также сестру Каина, имя которой было Каломена. В свою очередь Адам, обуянный ревностью, соединился с Евой и родил Авеля. Каин его тотчас же убил и привел в мир убийство. Вот поэтому апостол Иоанн говорит, что «Каин был от лукавого» (1 Ио. 3:12).Однако, когда Сатана без стыда соединялся с Евой посредством змия, он тотчас же был лишен своего божественного статуса и одеяния, своей власти демиурга и божеского титула (до того времени его называли Богом). Лишенный всего этого, стал он темным и отвратительным. Добрый Бог сдержал свой гнев настолько, что позволил ему остаться князем мира и господином тех, которых он создал вследствие своего падения".
(катаризм не имел мифологии связанной с Адамом,Евой и змием, поскольку идея первородного греха совершенно отрицалась Добрыми Людьми. Аналогично и с иного рода мифологией родом из Ветхого Завета).
4. "В небе Христос не назывался Иисусом, а носил другие имена и был ангелом. Он был Аминь из Откровения (Откр. 3:14), согласно подшивке анафем из синодальных книг Православной Седмицы: один ангел, называемый Аминь, Сын («свидетель верный и истинный, начало создания Божия»). Согласно Зигабену: Они говорят, что этим Словом и этим Сыном является архангел Михаил. Ведь сказано: «И нарекут имя Ему Великого Совета Ангел». Называют его архангелом, поскольку он выше всех других; Иисусом (на иврите Спаситель) – поскольку он излечивает всякую болезнь и всякую боль; а Христом – поскольку он воплотился. Сын и Святой Дух не существовали до 5500 года. И они снова растворились в Отце, от которого произошли. Начиная с 5533 года, Он снова является единым, бестелесным, но в человеческом образе (Зигабен)".
(в катарской традиции упоминается в некоторых местах, что другое имя Христа, который считался ангелом, было Иоанн. Однако ни архангел Михаил, ни молитвенная формула "аминь" не имели к этому отношения. Мифология, связанная с датировкой возникновения Святого Духа, совершенно отсутствует в катаризме)
5."Верблюжья шерсть - это предписания Закона Моисеева, нечистого, как верблюд, поскольку он позволяет употребление мяса, брак, присягу, жертвоприношения, убийство и подобные вещи.
Кожаный пояс – это для них святые Евангелия. Саранчу они снова трактуют как Закон Моисея. Дикий мёд – это вновь Евангелия и так далее".
(катары трактовали некоторые места Евангелия аллегорически (как в последствие и Ветхий Завет), но не имели установленной символики).
6. "Богомилы говорят, что только перед ними одними убегают демоны, которые, как пущенная из лука стрела, вселяются, каждый из них, в других людей и склоняют тех к греху… То, что в каждом человеке живет демон, они научились от месалиан (Зигабен)"
(вероятнее всего, это расхожие на момент написания текста слухи о богомилах).
7. "(Они говорят, что) не нужно изнурять себя мирскими делами, поскольку Господь сказал: (Матф. 6:25; 30-32). Поэтому некоторые из них ведут праздный образ жизни и не пачкают своих рук никакой работой. Ходят от дома к дому и проедают добро ближних"
(по поводу отношения богомилов к труду существуют противоречивые свидетельства, в то время как катары считали физический руд обязательным для всех членов Церкви)
8. "Когда их спрашивают: «Так ли вы поступаете и то ли говорите?», они тут же отрицают это и свидетельствуют под присягой: «Мы не таковы, за которых нас принимаете». И так энергично отрицают свои практики и свои молитвы, что можно подумать, будто на них нет никакой вины".
(право лгать для спасения своей жизни - принципиальный момент в списке отличий богомилов и катарской Церкви. Неизвестно, на самом ли деле богомилы поступали подобным образом, но сама возможность права лжи была бы совершенно неприемлема для Добрых Людей).

Из приведенных примеров (принимая достоверность свидетельств анти-еретических авторов) видно, что богомилы довольно часто использовали мифологические образы, вместо которых катаризм применял исключительно схоластические методы изложения. Логические выкладки и доказательная база, основанная на рационализации, была, вероятно, чужда богомилам, как не "добрались" они и до четкого оформления дуализма (противопоставление Бога и мира). При чем, нельзя полностью отрицать наличие у катаров мифологии, она существовала в их богословии - но крайне слегка и в основном для упрощенного разъяснения сложных идей простым верующим (см. например катарские мифы о Пеликане или лошадиной подкове).

Достоверно известно о существовании в конце 12 века пяти богомильских Церквей (Церковь Романии (Византия), Драговицы (Македония), Меленгии (Пелопоннес), Болгарии и Далмации) - об этом свидетельствует на Соборе в Сан-Фелис в 1167 году богомильский клирик из Константинополя Никита. Церкви эти были автономными, но дружественными друг другу - чего и желал гость родственным катарским общинам.

Несмотря на то, что на некоторых территориях Восточной Европы богомильство являлось общепризнанной Церковью (например, в королевстве Босния 14-15 вв.), к концу 15 века, после того как Константинополь был взят турками, эта Церковь исчезла.
Но смерть ее была не таковой, как у катарских братьев.
"Посмертная судьба катаров Востока тоже достаточно сильно отличалась от судьбы их западноевропейских братьев. Освободившись в XIX веке от "турецкого ига", современная Болгария увидела в скромных еретиках настоящих национальных героев, символ славной независимости средневековых болгарских царств от византийских и турецких империалистических завоеваний. Сегодня им посвящены два больших зала в Национальном Болгарском музее в Софии. В исторических книгах и на университетских кафедрах богомилы с того времени заняли официальное место – что совсем не так в Окситании по поводу катаров...". (цитата из Анн Бренон "Богомилы: катары Востока", Pirenees cathares, 2004).

(Все цитаты из анти-еретических текстов взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров" Часть 3. Происхождение и сходство.


на иллюстрации изображение любимой богомилами притчи о дурном управителе, 11 век)

31131738_2074592692828542_2658317866899427726_n

Мой комментарий - очень многие свидетельства православных источников о богомилах - это мифы и пропаганда. Но разница между катаризмом и богомильством состоит также в том, что источники о богомильском богословии - более раннего происхождения - 10-12 века, а о катарском - более поздние - 12-13 века. Возможно, здесь сыграло роль также развитие теологии.

Tags: Богомилы, Катары и богомилы, Катехизис
Subscribe

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • О Воскресении

    «…и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и…

  • Что дает нам Страстная Пятница?

    Пилат сказал Ему: что есть истина? И вышедши к иудеям, сказал им: Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не…

  • Причастие или благословленный хлеб

    «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14). В Страстной Четверг прелаты великих Церквей отмечают…

  • О Пальмовом воскресенье

    «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим (благовествовать приход Царствия божьего). Но Он сказал им…

  • О чем на самом деле была Благая Весть?

    О чем на самом деле была Благая Весть? Сегодня в большинстве стран мира празднуют Благовещение, то есть день, когда ангел возвестил Марии о рождении…

  • О правах женщин

    Когда оправдывают дискриминацию женщин, то часто ссылаются на религиозные авторитеты. Жены ваши в храмах да молчат, и ходят с покрытой головой, и…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments