credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы ФБ О богомилах Ч.2 . Текст Тамары Бергман

О родственной катаризму Богомильской Церкви.
Часть 2.
(о единстве (по многим пунктам) "догматики" Добрых Людей и богомилов, которые, кстати, также как Добрые Люди, называли себя только "христиане").

Кроме сходного внешнего вида монахов и самоназвания (обе Церкви именовали себя только "христианами", несмотря на множество сторонних названий), богомилов относят к родственной катарам христианской группе согласно нахождению у них значительного числа аналогичных богословских идей.

Множество богомильских речей передают напрямую анти-еретические тексты их современников. Доподлинно неизвестно - перефразировали ли авторы этих текстов (считавшие богомилов врагами) реально слышанное, полностью цитировали или же
это (возможно, частями) - расхожие слухи. Однако исторически документы считаются достоверными, поскольку мы знаем, например, монах Ефимий из Акмония имел возможность лично общаться с ними проживая в Малой Азии, где активно распространялось богомильское учение.
Итак, будем иметь в виду, что большинство упоминаний, так или иначе, начинаются со слов: "Они (богомилы) говорят...", то есть, возможно, не совсем точны, однако...

1. "Богомилы, по мнению Козьмы, говорят: "Мы не почитаем Давида и никого из пророков, но только Евангелия. И мы живем не по закону Моисеевому, но по закону апостолов"
(катары также признавали только Новый Завет, хотя в конце-13 начале 14 вв. стали трактовать Ветхий Завет аналогично Евангелию аллегорически)
2. "Церковь еретиков – это Вифлеем, поскольку в ней родился Спаситель. Православная же Церковь – это Иерусалим, звезда, Закон Моисеев" (катары также полагали, что сами являются истинной Церковью, в то время как католическая Церковь олицетворяла для них подчинение злу)
3. "Они считают дьявола создателем людей и всего созданного Богом. Тем не менее, некоторые из них из глубины своего невежества называют его падшим ангелом, а иные делают из него дурного управителя (Лука, 16:8)… "
(аналогична идея катаризма о создании материального мира богом Ветхого Завета)
4.По мнению Козьмы, солнце также является продуктом дьявольского творения: Это не Бог создал небо, землю и весь видимый мир. Это по воле дьявола все это существует: небо, солнце, звезды, воздух, земля, человек, церкви, кресты; всё то, что принадлежит Богу, они отдают дьяволу
(аналогично катары отрицали принадлежность к божественному любых материальных предметов и, соответственно, их почитание. Кроме того, отрицали влияние Бога на природу мира)
5. "По поводу пребывания Святого Духа в совершенных:
Говорят, что их единоверцы, в коих обитает Дух Святой, являются и каждый из них называется «Богоматерью», поскольку зачинают Слово Божье, вынашивают его и производят в мир, когда проповедуют другим (Зигабен)"
(в катаризме крещенные, носящие в себе Дух Святой, воспринимались аналогично, и сами считались Божьим храмом)
6."Христос сошел с неба, проник в правое ухо Девы, принял тело, которое казалось материальным человеческим телом (хотя на самом деле оно было нематериальным и божественным) и вышел так же, как и вошел. Дева не ощутила ни его вхождения, ни выхода, но попросту нашла его спеленатого и лежащего в гроте. Он делал и совершал то, что делают в теле, и учил тому, о чем пишут Евангелия. Но Он только по видимости поддавался человеческим чувствам, по видимости был распят, умер и воскрес"
(докетизм в классической форме, что и у катаров)
7."Согласно Козьме, Христос не совершал материальных чудес:
Это все только притчи. Евангелия представляют избавление от грехов как излечения от немощей".
(катаризм также отрицает материальные чудеса Нового Завета и сакрализацию физических предметов, Бог не воплощается в материальном)
8. "Те, которые глумятся над Иоанном Предтечей и говорят, что он происходит, как и крещение водой, от Сатаны, и которые по этой причине отказываются от крещения водой, а крестят без воды, говоря только «Отче Наш», да будут прокляты (Синодик царя Борила)".
(Добрые Люди скептически относились к Иоанну Крестителю, но не так резко - если верить приведенному источнику о мнение богомилов)
9. "(Те, которые облечены в Дух Святой) говорят, что они не умирают, а изменяются (аллюзия к 1 Кор. 15:51) как будто во сне, и без труда покидают этот плащ из плоти и земли, чтобы облачиться в нетленное и божественное одеяние Христа. Став подобными Ему в теле и сущности, они вступают в Царствие Отца, где предшествуют им ангелы и апостолы. А тело, которое они покидают, обращается в прах и тлен, и никогда больше не воскресает (Зигабен)"
(аналогично по свидетельствам прото-катары считали, что выйдут из костра прямо в Царствие к Отцу)
10."Евфимий из Периблептоса утверждает, что нет Страшного Суда" (полное согласие с катарским мнением относительно ада и Страшного суда)

(Все цитаты из анти-еретических текстов взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров"
на иллюстрации православная икона "“Св.Наум и богомилы”)



30708857_2071124419842036_8009868537084963704_n
Tags: Богомилы, Катехизис, катары и богомилы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments