credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Годовщина печали... или надежды? Впрочем, как и Пасха

10 апреля 1310 года – это еще и печальная годовщина казни Пейре Отье. Вот что говорит нам историк Анн Бренон.
«Костер Пейре Отье, после которого были уничтожены почти все его товарищи, окончательно и бесповоротно означал смерть их Церкви. Все то долгое время, когда я работала над документами, я не могла понять, как можно найти другой причины для этой смерти, кроме как методического процесса ее уничтожения, который, как мы видели, не прекращался практически ни на день. Последняя катарская окситанская Церковь не совершала самоубийства, ни тем более не умерла от жизненеспособности из-за «внутренней доктринальной слабости», как мы слишком часто читаем в трудах историографов старой католической традиции. Эта Церковь была сожжена живьем…
     
    Но Старший, на своем костре, Пейре Отье, привязанный к столбу и заваленный до пояса вязанками дров и соломой, Пейре Отье, который смело встретил мученическую смерть вместе со своим великолепным верующим Пейре Гийомом из Прюнет, смог ли он признать, что его Церковь умирает вместе с ним? Реалист в нем, без сомнения, признавал, что она обречена; оптимистический и энергичный устроитель, которым он себя показал, возможно, просчитал, что остается еще несколько Добрых Людей в этом мире, и что достаточно, чтобы были только двое из них – например, Пейре Санс и Пейре Фильс – чтобы восстановить Церковь. Но человек веры, которым он был по определению, не мог сомневаться, ни в том, что вечность принадлежит только Отцу Небесному, ни в том, что его благая Церковь однажды восторжествует. Зло, мир и время угаснут вместе, когда последняя душа, последний падший ангел, получивший утешение, вернется к Богу и Евангелию. Будучи дверью, открытой в небесную родину, Церковь не может умереть».


Наверное, поэтому, рассказ о жизни Пейре Отье – это еще и рассказ о жизни святого. То есть человека, который по вере Добрых Христиан вернулся к Отцу Небесному, обретя свою ангельскую природу. Претерпел до конца и спасся. Но разве ангелы, это не небесные вестники? По крайней мере, по своему характеру Пейре Отье всегда был таким. … Разве не безумной затеей было его возвращение из Италии, из практически безопасных мест, домой, где его ждали преследования и смерть?
Анн Бренон в биографии Пейре Отье пишет, что самым главным стержнем его характера, самой глубинной мотивацией был акт веры. Пейре Отье и его товарищи …»не были партизанами, участниками сопротивления, революционерами или политиками – даже если их демарш был похож на восстание; эти бунтовщики не собирались применять иного оружия, кроме оружия Духа…Они были монахами, следующими высшему промыслу, которое они не могли назвать иначе, кроме как божественным. Даже если эта формулировка кажется нам наиболее далекой от катарской концепции христианства, мы можем попытаться понять, что для Пейре и его друзей, Отец Небесный, даже не имея никакого отношения к конвульсиям этого мира, в этой авантюре великого возвращения был на их стороне. Он был в них.
С точки зрения неустрашимых верующих, рискнувших пуститься в путешествие в Ломбардию, чтобы получить посвящение, а потом отважиться вернуться в Окситанию как Добрые Люди, с точки зрения Пейре Отье и его братьев, Церковь не могла исчезнуть. …Неужели зря Отец Небесный послал в этот мир Своего Сына, чтобы призвать души к спасению? Добрые Люди знали, что Отец на их стороне и знали, что хотя зло в этом мире могущественно, но в вечности оно не может победить. И они были апостолами, наследниками апостолов Христовых….
Человек веры среди людей веры, апостол во главе группы апостолов, вот как следует представлять Пейре Отье. … Он и его товарищи верили в свою миссию. И на самом деле у них не было страха. Они знали, что даже если сегодня их инициатива обречена на поражение и их легион будет перебит, он все равно станет частью более широкого движения, все равно будет вписан в план Божий, который, в конце концов, одержит победу. Но они должны были помочь ему одержать победу. Они знали, сколь могущественными заповедями определена цель их жизни: всё это проповедовали апостолы первым ученикам Христа, жившим, как и они, в чрезвычайно враждебном окружении, и Церковь которых так же была травима: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды…» (1 Кор. 16, 13). Не бойтесь, будьте стойкими, confortamini, утештесь

Уже при жизни Пейре Отье был апостолом, человеком, готовым помочь Провидению?

Разве не поэтому он вновь вернулся к нам, и мы снова слышим его слова, обращенные к пастуху из Монтайю? «Пейре, я так счастлив встретить тебя. Мне сказали, что ты и в самом деле хочешь стать добрым верующим, и, если Богу так будет угодно, я покажу тебе путь к спасению Божьему, если ты захочешь мне поверить, как Христос показал Своим апостолам, которые не лгали и не обманывали. И это мы следуем их путем, и я скажу тебе причину, по которой нас называют еретиками: это потому, что мир ненавидит нас. И неудивительно, что мир ненавидит нас (1 Ио. 3:13), ибо так же он ненавидел Господа Нашего и преследовал апостолов Его. И мы сами ненавидимы и преследуемы по причине закона Его, которого мы твердо держимся. Ибо тех, кто благ и желает быть твердым в вере, враги, когда те попадают им в руки, распинают и побивают камнями, как они поступали с апостолами, отказывавшимися отречься от единого слова своей веры.
           Ибо есть две Церкви: одна гонима и прощает (Мф.10: 22-23), а другая владеет и сдирает шкуру; и только та, которая гонима и прощает, следует истинным путем апостолов; она не лжет и не обманывает. А та Церковь, которая владеет и сдирает шкуру, - это Церковь Римская.»


Мы слышим эти слова и, как говорил Жан Жорес, берем из прошлого огонь, а не пепел.


Die Hand des hl. Petrus mit dem Schlüssel vor dem Salzburger Dom ...
Tags: Пейре Отье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments