credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы фб.Немного о павликианах. Текст Тамары Бергман

Немного о павликианах, которым любят приписывать основоположение катарской Церкви ( "песня" эта играет примерно с 11 века и давно стала "шлягером" на все времена...)

Одни из первых упоминаний о павликианах, относятся к тому периоду, когда все неортодоксальные группы автоматически "записывали" в манихеи (чем, собственно, и сейчас многие грешат). Происходило это в эпоху Анны Комнины и ее "Хроник" (около 1100 года).
"Поднялась огромная туча еретиков. Образ этой ереси был нов, полностью неизвестен до этой поры в Церкви. На самом деле, соединились две исключительно пагубные и примитивные доктрины, известные в древности: безбожность, если можно так сказать, манихеев, которые назывались также павликианской ересью..." - пишет она.

По ее же мнению, наибольшее их число проживает в городе Филипополис (современный Пловдив, Болгария), а появились они из Азии:
"Претерпел он (город) также и потому, что населяло его множество безбожников. Ведь населяли его как армяне, так и упомянутые выше богомилы… и также безбожные павликиане, отрубленная ветвь от секты манихеев… Эти ученики Мани, Павла и Иоанна, сыновей Калиники, которые не останавливались перед кровопролитием и отличались варварскими обычаями и жестокостью, были побеждены в войне этим славным басилевсом Иоанном Цимисхием (969-976). Он привел их как пленных из Азии и депортировал их из земель, населенных халибитами и армянами, до самой Фракии. Он заставил их поселиться в окрестностях Филипополиса… Поскольку все жители Филипополиса были манихейцами, за исключением небольшой горстки, они угнетали христиан, грабили их добро, и не обращали внимания на посланников басилевса…".
Кем, на самом деле, являлись именно эти, упомянутые Анной, люди, сложно сказать с достоверностью из-за скудности оставленной ею информации. Однако, это не помешало многим последующим анти-еретическим авторам и современным исследователям, по традиции, видеть в них совершенно различные "еретические" группы, в том числе и "попликан" (возможно, сами названия схожи?), а попликане "стали" катарами.

Какова доказательная база этого?
И хотя существуют армянские, арабские и латинские источники о них, прежде всего, упоминается труд византийского писателя IX в. Павла Сицилийского "Полезная история", в котором он опровергает павликиан, называя их манихеями. А раз признавать катаров манихеями считалось уже само разумеющимся, то сомнений более не возникало. Павликиане - они же: манихеи, попликане, катары.
Разумеется, аргументы шли не только от названия, но и от перечисленных Павлом элементов их догматики:
- отрицают Ветхий Завет
- исповедуют дуализм (вера в два начала) и докетизм
- отвергают распятие, крещение и причастие
С этого ракурса, не вдаваясь в детали, в павликианах и правда можно разглядеть то ли Добрых Людей, то ли богомилов...

Но если учесть, что труд Павла Сицилийского - это единственный наиболее полный источник, посвященный одному только опровержению павликиан, и на него последствие ссылались все, кто только касался данного вопроса, то возникает проблема научной верификации. Единственному источнику, при чем переписанному и цитируемому многократно, не грозит ли превратиться в рассадник баек? Например, известный своими свидетельствами о богомилах, богослов 11 века Евфимий Зигабен высказался и о павликианах, но информацию брал через "третьи руки" - в тексте Павла Сицилийского.

Кроме прочего, если сделать упор на иные отрывочные сведения о павликианах (независимо от их достоверности), то из них можно обнаружить, в частности, анафемы, анализ которых вынудит признать, что если описываемое учение - все еще катаризм, то совершенно противоположный тому, какой в это же время существовал в Западной Европе:
1. павликиане отрицают все христианские посты
(катары поддерживали три традиционных для всех христианских Церквей поста в течение года)
2. "в период, который они считают своим постом, они объедаются сырами и молоком"
(молочная пища являлась запрещенной для катаров)
3. у них незапрещено употребление в пищу мяса
(мясная и жирная пища была также запрещена у катаров)
4. почитают, кроме Евангелия, тексты своего епископа (пророка?) Сергия, жившего в 9 веке.
(катары не почитали никакие тексты, кроме Евангелия)

И, кроме прочего:
Как уже упоминалось у Анны Комнины, около 970 года базилевс Иоанн Цимисхий создал колонию павликиан около Филиппополя для охраны границы.
И этот факт точно заставит читателей представить павликиан не религиозной общиной, а скорее воинствующим народом.

Как бы то ни было и, несмотря на сумятицу с источниками, отсутствие доказательных разнообразных подробностей о догматике (поскольку тот же Павел Сицилийский явно видел в них последователей Мани и всю свою аргументацию подводил к этому же) и кивание в сторону катаризма только из-за "идейной близости", видно следующее:
- "идейная близость" (например то, что и павликиане, и катары отрицали Ветхий Завет) еще не говорит об идентичности. Похожий - не тот же самый (эта же ошибка всегда просматривается в сравнении катаров с манихеями, гностиками и богомилами и другими группами, признававшими дуализм).
- ни один аргумент богословского и исторического свойства не указывает прямо, что павликиане являлись основанием катарской Церкви.

Однако, история эта "гуляет" примерно с 11 века, и не теряет актуальности (даже в научной среде) до сих пор! А в серьезных источниках информации, между тем, у нас по-прежнему один Павел Сицилийский...

(Все цитаты из анти-еретических текстов взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров" Часть 3. Происхождение и сходство.
на иллюстрации - рисунок к "Житию басилевсов ромейских": "Побиение тех павликиан, кого смогли догнать"



30415584_2067576053530206_6602776638231905935_n
Tags: Катары катаризм, Мифы и сказки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments