Иногда, читая отчеты Международной Амнистии о вопиющих нарушениях прав человека в разных странах, когда смотришь новости по телевизору, и просто, при общении с отдельными агрессивными отморозками, приходит желание расправиться со злом очень простым и эффективным способом, а именно: прекратить зло, прекращая существование его носителей. Ведь это так действенно – предотвратить гибель других людей, невинных людей!, остановив одного сумасшедшего с бритвой/террориста с бомбой/бандита с автоматом/ кого-нибудь с красной кнопкой/список можно продолжать. Всё в этом мире говорит, нет, кричит нам: «Добро должно быть с кулаками!», «Лом ломом вышибают» и «Если ударят тебя в правую щеку, ответь хуком справа». Но что это дает? То есть, что это дает по большому счету? Зло, как бумеранг, скосив ближнего твоего, возвращается к тебе и поражает прежде всего тебя. Оно разъедает совесть, оно губит душу. Насилие порождает только насилие, и война ради установления стабильности и мира такое же противоречие в определении, как и изнасилование ради целомудрия.
Христианство - по крайней мере, как мы его понимаем - уникально тем, что несет в себе абсолютное требование ненасилия. Тот, Кто «не воспрекословит, ни возопиет…, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Исаия 42:2-3), принес и нам Свои заповеди блаженства: «блаженны кроткие…, блаженны милостивые, блаженны миротворцы…». «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас. Потому что Отец Небесный повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф., 5 и Лука, 6).
Мне могут возразить, что в этом мире для лечения тела врачи прибегают к ядам, небольшая доза коих благотворно влияет на организм, убивая болезнь. Если отрешиться от побочных эффектов такого лечения, то все равно, тело – это то, что от этого мира, и живет оно преимущественно благодаря смерти других существ, стоящих внизу пищевой цепочки, поэтому сравнение малого количества зла для достижения великого блага кажется мне надуманным. «Спасительная ложь» - это ложь, «ошибки ради правды» (как цветасто охарактеризовал Иоанн-Павел II деятельность Инквизиции) – это насилие и убийства, помноженные на ложь. Все наше земное правосудие – это лишь попытка если не отомстить носителю зла, то, по крайней мере, интернировать его от общества. И за скобками остается спасение его души, которая лишь огрубевает и ожесточается.
Дьявол, чтоб удержать души в своем царствии, использует как злые устремления людей (зависть, гнев, желание обладать), так и добрые (сочувствие, требование справедливости, желание жить в мире ненасилия). И, как умелый шулер, тасуя те и другие, дьявол подбивает нас избирать насилие для достижения мира без насилия, использовать месть для торжества справедливости. Тогда как на суде Отца Небесного никто не будет осужден, и никто не уйдет обиженным. И это про такого Судию и про такой суд сказано: «доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Исаия, Матф.: 12:20-21).
А посему, лучше пытаться «удерживаться от всякого рода зла», как увещевал Апостол (1 Фес. 5:22). Хотя бы пытаться. Нелегко будет выйти из-под власти того, кто покорил всякую тварь воле зла, но будем знать, что лучший способ выиграть шахматную партию с дьяволом – это перевернуть шахматную доску. Не будем играть по его правилам. Лучше всего играть по правилам Справедливости и Правды Добрых Людей, которые вразумляли бесчинных, утешали малодушных, поддерживали слабых и были долготерпеливы ко всем. Потому что верен Призывающий вас, Который и сотворит это (то есть, даст вам силы стать свободными от зла). Это невозможно для людей, но для Бога все возможно.