credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Если бы катарская Церковь дожила до наших дней? Размышления Тамары Бергман

Экспериментальный пост о степени возможности существования катарской Церкви сегодня.

К размышлениям по этому вопросу меня подвигло нередкое мнение, будто катарская церковная структура настолько архаическое нечто, что в социальных реалиях 21 века невозможна в принципе. Ну, или это будет выглядеть, как пресловутые амиши в США.

Начну с того, что последний катарский клирик Гийом Белибаст был сожжен в 14 веке. С тех пор катарской Церкви, как организованной общности, не существует. Это напоминание на всякий случай – ибо теперь, да и уже довольно давно, многие около эзотерические группы абсурдно считают себя потомками катаров. Но об этом уже много говорилось ранее.
В связи с последней мыслью, все мои размышления – чистый мыслительный эксперимент.

1.Верующие.
Никого не удивляет ситуация, когда из поколения в поколения в некоторых семьях переходит какая-либо религиозная традиция. Ваши соседи всей семьей - православные\католики\мусульмане\иудеи, вас это пугает? Вряд ли.
Так вот, катарские верующие ничем от них не отличались бы.
И еще раз: нет, они не бездетные, нет, не лезут к вам с проповедями, нет, не морят детей голодом и себя - тоже… И да, они работают на обычной работе, развлекаются, ездят в отпуск, их дети ходят в школу и прочее. Для них не существует запретов и обетов: ни постов, ни посещений церкви ни прочего такого.

2.Клир.
Народ обычно пугается чисто внешнего вида. Встречаете вы в супермаркете православного батюшку, и редко кто не скажет (пусть и шепотом): «Смотри, смотри, священник!». А уж если монаха (или монахиню, что чаще) – вообще это чудо чудесное! Но в целом мы уже знаем, что встретить их где-то помимо храма – вполне возможный вариант.
Та же история была бы и с катарским клиром. Никаких расписных нарядов с коронами вы бы не увидели – или привычная по православию монашеская ряса или светская одежда.

3. Ритуалы и таинство.
Не стоит представлять себе это так, будто как только какой-то верующий, скажем, в супермаркете видит стоящего у кассы Доброго Человека, так подходит и прям бух на колени перед ним. Вот только Ералаша не надо! В любой ситуации нужно рассматривать уместность того или иного действия. Воцерковленные православные не целуют же немедленно руки всем подряд увиденным батюшкам - соответственно и с катарскими верующими также. Даже в средние века обряд Melhorier не совершался прямо чтобы Намеренно у всех на глазах – и уж он точно не предназначен для того чтобы выпендрить свою веру, а за одним испугать всех окружающих до полусмерти.
Уверена, что вы видели, как реагируют на кришнаитов на улицах большинства городов – вот такие картинки точно не про катаризм.
Таинство крещения не предполагает постороннюю аудиторию, как и в других христианских Церквях (то есть не нужно зазывать весь честной народ, как на свадьбу). Поэтому там поприсутствовали бы родственники окрещаемого, какие-то близкие знакомые – да, и все.
Таинство крещения перед смертью также не являлось бы чем-то очень уж поражающим воображение. Большинство людей, даже не воцерковленных, но считающих себя православными, отпевает своих усопших - бывает на дому, бывает в храме. Это вряд ли кого-то удивит. И как зовут к усопшему батюшку, точно также к тяжелобольному позвали бы Доброго Человека. Разница лишь в том, что в катарской практике следовало успеть, пока человек еще жив.

4. Молельный дом\храм
Поскольку в катаризме не требуется сакральных мест для обрядов и молитвы, не стоит представлять, что, подобно современным протестанским Церквям, у катарской общины был бы храм (здание), куда народ съезжается только по выходным.
Добрые Люди не проводили богослужений с верующими по специальным дням , хотя по Церковным праздникам и воскресеньям иерархи обращались к пастве с особой проповедью. В катаризме также отсутствуют элементы хорошо знакомые по другим христианским конфессиям – иконы, свечи, колокольный звон, церковный хор и другое.
Для проповедей верующие приглашали клир прямо к себе домой – и это не было бы каким-то шумным, привлекающим внимание мероприятием, обычные разговоры за столом.
Многолюдное, шумное мероприятие зафиксировано в истории катарских Церквей Западной Европы лишь однажды – это Ассамблея всех поместных Церквей в 1167 году в Сан-Фелис, регион Лаурагэ. Да, там, действительно, присутствовали сотни мужчин и женщин, но, во-первых, это редкость, а во-вторых, православные или католические церковные Соборы нас же не удивляют – на них тоже собирается масса клира.

5. Быт клира.
а) обеты связанные с пищей.
Веганы, вегетарианцы и даже сыроеды нас уже не удивляют, – каких только диет на свете не развилось. В этом смысле Добрые Люди рассматривались бы как товарищи с очередной, пусть и строгой, диетой.
б) обеты связанные с работой.
Запретов, какой работой заниматься нельзя – не существует. Не обязательно прямо только землю пахать или торговать чем-то - более того, катарские монахи были бы очень ответственными работниками. Или открыли бы мелкие частные предприятия – допустим, по пошиву одежды. И, да – верующие за них не работали, они работали бы сами.
в) запреты лгать и клясться.
Уверена, что из 7 миллиардов людей, и без катарской идеологии, найдутся такие, которые принципиально не врут и не божатся ничем. Так что, вот это точно не проблема.
г) обет безбрачия.
В век повального одиночества, когда люди истово ищут друг друга в Сети, в агентствах знакомств и уже совершенно везде, никого бы не удивила эта особенность некоторых молодых людей. Да и среди катарского клира молодых людей никогда не было бы много, в основном – пожилые мужчины и женщины с большим количеством родственников.
д) обет общинной жизни.
Соглашусь, что в условиях нашего менталитета не очень молодые люди, проживающие совместно в большом городе, ассоциируются только если с домом престарелых. И это вызвало бы не совсем адекватную реакцию населения. Как вариант – сельская местность и совместное фермерское хозяйство. Хотя не удивляют же нас православные монастыри в пределах городов (они редко за городами), где и молодые, и пожилые, и послушники все вместе в одном здании. Это, согласитесь, чисто предмет привычки.
Другое дело, что фактически община – это даже 2 человека («…ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мт. 18:20), поэтому здесь нет непринципиальной проблемы. В европейских странах на такие особенности проживания, я думаю, никто бы вовсе не обратил внимание.
е) ежедневные молитвы\монашеские часы
Ну… вот с этим была бы проблема – особенно, если клир работает совместно с посторонними людьми, например, в офисе. И, разумеется, в большей степени из-за нашего менталитета, а вовсе не из-за нарушения рабочего распорядка.
Признайтесь честно: сколько работников ваше предприятия бегают курить каждые полчаса? Сколько рабочего времени они теряют? Если сложить это время, то выйдет не меньше часа и даже более. Допустим, нужно помолиться 4 раза в день по максимум 10 минут – это суммарно гораздо меньше, чем бегание на перекуры некоторых работников или бесконечное время копания в телефоне на рабочем месте. Другое дело – что остальные коллеги точно бросали бы косые взгляды, если не жаловались.
Однако. В мусульманских регионах нашей страны и заграницей есть прецедент такого рода – молитвы мусульман, которые тоже случаются довольно часто в течение дня. И никто уже не обращает внимания, человек вышел на 10 минут – вернулся – работает дальше. Четкого времени для катарской молитвы от секунды к секунде, конечно, не существует – если у тебя сейчас прямо аврал, ну, перенеси молитву на полчаса или на час, от этого никто не лопнет. Не надо представлять это так, будто человек просто «подрывается» и убегает молиться, а то все – конец мира. К тому же, если ситуация не располагает или какие-то сложности в исполнении, не обязательно молиться вслух и на коленях – например, у вас болит нога и вы не можете встать на колени, или вы валяетесь в постели с гриппом, или миллион других жизненных ситуаций. Главный момент – в самой молитве, ее структуре (наборе молельных формул) и периодичности повторений.
ж) невозможность притронуться к голой коже противоположного пола
Сначала может показаться, что это какой-то просто бред, и это в упор не исполнимо. Например, в битком набитой «газельке» по пути на работу… Но часто ли вы сами прямо хватаете за руки незнакомцев или намеренно их трогаете? А теперь представьте, что у человека, допустим, какое-то кожное заболевание или шрамы, которые выглядят не эстетично, и он их все время скрывает – никто не удивится. Врачи, строители и масса других профессий постоянно носит перчатки – это тоже норма. Еще 100-200 лет назад девушки из аристократических семей постоянно, и даже летом, носили перчатки – это считалось изящно и стильно. А если учесть, что катарский клир носил бы максимально закрывающую остальное тело одежду, то перчатки решили бы вообще все проблемы.
Фантазии здесь могут тут же улететь во всевозможные дали… Скажем, а вот как если они обратятся к врачу? Так и врачи, чаще всего, проводят осмотр в перчатках. А если нужно будет раздеться… например, сделать флюорографию? Никаких проблем, тем более, врач-флюролог всегда одного с вами пола!
з) платки для Добрых Женщин
В период расцвета катаризма в Западной Европе платок носили абсолютно все замужние женщины, независимо от вероисповедания, поэтому покрывание головы не было исключительно признаком катарского клира. В настоящее время этот пункт не оказался бы особо проблематичным, поскольку
- заходя в православный храм, женщины, по-прежнему, повязывают платок
- вокруг множество мусульманского и иудейского населения, женщины которых постоянно покрывают голову
- это не обязательно должен быть платок - любой головной убор, прикрывающий волосы и часть шеи.
- для верующих это не требуется, только для катарских монахинь (которые в большинстве своем были пожилыми, а в нашем менталитете пожилые женщины и так все подряд носят платки).

6. Современная цивилизация.
Ничего не склоняет нас думать, что катары отказались бы от благ современной цивилизации – машин, самолетов, электричества, интернета, современной медицины, удобной одежды. Они точно не были бы закрытыми от мира подобно амишам или потерянным в тайге староверческим деревням. Никакой обет не запрещает ходить в кино, писать письма в Сети, ездить летом за город или в отпуск.
Тонкости, разумеется, были бы, поскольку жизненные ситуации в современном мире разнообразнее, чем даже 200 лет назад – но это не означает, что катарский клир оказался бы какими-то чудиками по сравнению с клиром других сегодняшних христианских Церквей.

(иллюстрация взята из Anne Brenon "Les Cathares"
на иллюстрации - средневековое изображение катарских монахов)


29694762_2065637617057383_8243613556747540132_n
Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments