credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Дух в теологии катаров. Окончание

ХРИСТИАНСТВО ДУХА
Этот обзор катаризма, который мы совершили, исследуя понятие Духа, является, конечно, очень кратким и неполным. Мы оставили за скобками многие фундаментальные аспекты христианства Добрых Людей: их удивительный рационализм, тотальный евангелизм их образа жизни,  организацию их религиозного ордена, которая оказалась очень живучей и действенной на протяжении нескольких столетий; глубину их социального укоренения в окситанских княжествах; формирование и развитие их дуалистических рефлексий, отразивших интеллектуальные дискуссии времен схоластики, и даже томизма. Однако мы пошли на этот риск, поскольку это похожее на приключение исследование (особенно для меня) – было всего лишь еще одним окном, открытым в катаризм, чтобы осветить его для всех нас.

Добрые Люди наконец-то обрели свое место в истории – со своим христианством, одновременно архаичным и новаторским, и двенадцатый век – век Абеляра и аббатства Параклита, Святого Духа Утешителя, был для них самым подходящим.  Именно Святым Духом они привлекали души к Богу. Их даже в какой-то степени можно назвать христианской Церковью Параклита. Сын никогда не становился для них воплотившимся человеком, хотя они признали его важную роль как посланца Благой Вести, то есть Евангелия и спасения Духом. Готический век Франциска Ассизского, стигматов и повторного открытия страдающей человечности Христа, является полной противоположностью вселенной романских времен, где Отец казался далеким, Сын – словно скрытым за тяжелыми драпировками, и лишь Святой Дух парил над «сакрумом». Теологическая рефлексия катаров была идеальной для христианина двенадцатого века. Но она казалась более противоречивой в эпоху страдающего и «человечного» Христа.
Катарская метафизика является в основном метафизикой безмятежности. Катарские и антикатаркие трактаты представляют для нас творение Божье как истинное бытие, в котором коренится сущность всех человеческих существ – их истинная часть исходит из бытия Божия, как лучи света исходят от солнца. Дух это на самом деле божественная часть человека – каждого человека. Катаризм действительно является духовным христианством, в самом широком смысле этого слова, то есть религией, совершенно лишенной всех представлений о материи как о созданной Богом, и не жертвующей ничем ради видимого мира. Это в самом прямом смысле этого слова религия  спасения Духом. Их основной точкой расхождения с Римской Церковью была не дуалистическая метафизика, которая никогда не являлась чем-то большим, чем исследовательской работой над библейскими основами христианства, а ее тезисы подкреплялись различными аргументами, но никогда не кристаллизировались в единую доктрину; это было таинство Духа.
Римская Церковь не могла простить им того, что они связали христианское послание о Спасении с таинством крещения Духом, крещением Иисуса Христа, в противоположность таинству спасения кровавой жертвой Сына и Пресуществлению, которые оказались основой католического христианства.
Нельзя отрицать, что на Писании были основаны и катарская сотериология, и католическая.  Историки религии могут попытаться выяснить,  из какого источника во времена зарождения христианских церквей, до 3-го века нашей эры, начала формироваться традиция новозаветной экзегетики и таинства крещения возложением рук, которая около тысячного года неожиданно вышла из полудремы, чтобы вступить в великие евангельские дебаты с новыми аргументами. Но для богословов последнее слово катаризма  - это послание христианской надежды, растоптанное как еретическое, но полностью основанное на таком ортодоксальном тексте, как Послание к Римлянам, а на метафизическом уровне утверждающее, что Бог Евангелий просто не может утратить ни одно из Своих творений.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments