credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Дух в теологии катаров. Продолжение 2

СВЯТОЙ ДУХ

Но осталась еще одна, главная вещь, ускользнувшая от нвс. Та, что обеспечивала внутреннюю силу и фундаментальное единство катарских Церквей по всей Европе. Ведь несмотра на различия доктринальных теорий, остававшиеся для катаров на втором месте, основной для них была аутентичность христианской традиции, которую они демонстрировали средневековым людям, а также то, что они, по их мнению, находились в прямой преемственности с Христом и апостолами.
И на самом деле, по сравнению с расплывчатой гностической космогонией, их теология выглядит как результат долгого изучения и рефлексий над христианским Откровением,  использованный в почтенной экклезиологической традиции, которую такой средневековый религиозный феномен как катаризм, раскрывает перед историком.

Основой, сердцевиной и ядром религиозной практики катаров, было ее уникальное таинство - возложение рук и Книги Евангелий, которое играло тройную роль. Прежде всего, это было крещением, знаком вступления в христианскую общину; далее - рукоположением, то есть вступлением в религиозную жизнь, а также помазанием умирающего. Это было то самое таинство, с помощью которого Добрые Мужчины и Добрые Женщины спасали души. Только те, кто получил это таинство, рукоположенные катары, то есть, Добрые Мужчины и Добрые Женщины, могли передавать его другим, и все они без исключения имели такую власть, даже если на практике до периода гонений предпочитали, чтобы таинство рукоположения осуществлял епископ. В учении катаров это уникальное таинство называлось крещением: святым духовным крещением, крещением Иисуса Христа, крещением Духом. Его отождествляли со словами Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11)
Вот описание, данное в Дублинском ритуале, в проповеди-гомилии, предназначенном описать святую Церковь Божью, то есть Церковь Добрых Людей, по сравнению с лживой и злобной Церковью Римской:  «Эта Церковь практикует духовное крещение посредством наложения рук, через которое нисходит Дух Святой. Иоанн Креститель сказал (Мт.3,11): «Идущий за мной сильнее меня…Он будет крестить вас Духом Святым…» … (Добрые Христиане) приняли святое крещение через посредничество святой Церкви … и осуществляют его непрерывно, и будут делать это до скончания времен, как сказал Христос апостолам (Мт.28,19-20): «Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа: Я с вами во все дни до скончания веков.»
Лионский ритуал катаров на окситанском языке не говорит ничего иного: «Вы получите духовное крещение и Святое Слово через возложение рук Добрых Людей, посредством которого в Божьей Церкви нисходит Святой Дух Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних Добрых Людей к другим, и так будет до скончания веков.»
И действительно, сложно найти обряд более основаннный на Писании, чем этот. Кроме того, катары истолковывали благословение и преломление хлеба во время Тайной Вечери как символический акт распространения Слова Божьего, и сами отмечали это событие, благословляя хлеб перед каждой трапезой, но не претендуя при этом на какое-либо Пресуществление. Поэтому катарские проповедники полагали совершенно обоснованными свои утверждения о том, что возложение рук – единственное таинство, которое они признавали – было основано на Писании. А это уже ставило католическую Евхаристию в ряд суеверных практик Римской Церкви. Необходимыми авторитетами были также Деяния и Послания, в которых неоднократно говорится о том, что Апостолы возлагают руки на своих учеников, (например, Деян. 6.6, Деян. 8,17, 1 Тим. 4,14, и тд.). Действительно, и ранняя Церковь использовала возложение рук, которое можно по праву счесть литургическим жестом «по умолчанию». В первых христианских литургиях, от Рима до Константинополя, практиковалось возложение рук: так посвящали диаконов и епископов, но самое главное, что его считали обрядом, дополняющим крещение водой  (Иоанна 3: 5): если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Латинский Ритуал, как и прочие катарские ритуалы, цитирует эти же слова Иоанна: из всей совокупности авторитетов Писания, на которых основывалось крещение Духом, здесь особенно четко говорится об этом. «Однако не следует под этим понимать, что вследствие крещения, которое вы хотите принять, вы должны отречься от прошлого крещения или от имени христианина, или от какого-либо доброго дела или слов, которые сделали или сказали до сего времени; но вам нужно понять, что следует принять это святое посвящение Христа как дополнение того, чего вам не хватало для спасения…»
В этом плане катары были очень близки к традиции греческих или славянских Церквей, которые дольше латинских сохраняли эту двойную традицию. Это ясно указывает на ситуацию в Восточных Церквях, где долгое время существовало культурное влияние раннего христианства, которое катаризм в разгар Средневековья не только увековечил, но даже оживил. Как у ранних христиан, так и у Добрых Людей XIII-го столетия, крещение Иоанна Крестителя не признавалось недействительным, но дополнялось и завершалось. Оно несло в себе нечто большее. Евангелия показывают, как Христос, после Своего крещения в реке Иордан, получил Дух в виде голубки (Мф 3,16; Лук. 3,22, и так далее). И ритуалы катаров очень точно демонстрируют, как и с какой целью сам Христос впоследствии снизослал Святой Дух на Своих учеников. Прежде послушаем, что говорит об этом Лионский Ритуал катаров: «Также знать Вам надо, что власть дана Церкви Божьей связывать и развязывать, и прощать грехи, и оставлять их, как сказано об этом в Евангелии от Иоанна (20: 21-23): «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся».
Латинский Ритуал добавляет к этому же тексту существенный комментарий: «Действительно, ученики Иисуса Христа следовали за Господом и жили с ним, и они получили от Него власть крестить и прощать грехи, как это делают ныне истинные Христиане. Ведь они, будучи  наследниками Его учеников, обрели ту же власть Церкви Божией совершать это крещение, возлагая руки и прощая грехи. Действительно, из Священного Писания ясно, что Апостолы после Вознесения Иисуса Христа и в самом деле практиковали это служение: действительно, в Деяниях (Деян. 8: 14-17) сказано: Апостолы… помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.» И еще сказано (Деян. 19,1-6): Павел…, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
Поэтому, по-видимому, из Писания явствует, что крещение Иисуса Христа было крещением Святым Духом; что этот Святой Дух, которого Христос сам получил, Он передал своим Апостолам дыханием и Святой Дух снизошел на них в Пятидесятницу, а затем Апостолы передали его своим ученикам через возложение рук. Таким образом, именно благодаря очень четкому обоснованию из текстов Священных Писаний Добрые Люди - катары смогли доказать христианскому народу, что они являются истинной Церковью Христовой, той, которая имела власть прощать грехи и спасать души. Именно благодаря знанию священных текстов, многие священнослужители Римской Церкви убеждались в апостольской преемственности катаров и присоединядись к их Церкви; именно поэтому их верующие из городов и бургов признавались перед религиозным трибуналом Инквизиции, что они считали, что эти еретики были Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами, имевшими власть прощать грехи и спасать души.
Их называли «собирателями душ» (recebedor d'armas), спасителями душ; и верно то, что катаризм представлял собой в средневековом христианском мире Церковь, посвятившую себя распространению послания Христа и обеспечению Спасения душ. И эта христианская Церковь спасала души именно посредством Святого Духа, посредством таинства Святого Духа, того таинства, которое было сердцем их практики и миссии Святого Духа-Утешителя – недаром Добрые Люди называли его «утешением».
Их представление о Святом Духе было чисто евангельским; ведь как раз о Параклите, Духе Святом Утешителе часто упоминается в Евангелии от Иоанна (Иоанна 14, 16; 14,26; 15,26; 16,7) а также в Деяниях, где описываются времена ранней Церкви, когда «были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.» (Деяния 9,31). Это, конечно, была более живая концепция,  но, безусловно, не столь определенная и жесткая, как догматы о Святой Троице и Триединстве, появившиеся после Никейского и других первых Соборов.  Когда Добрые Люди говорили об Отце, Сыне и Духе, они ссылались лишь на тексты Нового Завета, Деяния и Послания. Они не проводили четкого различия между Святым Духом, Лицом божественной Троицы, и Святыми Духами, которых в Деяниях Апостолов называют хранителями человеческих душ. Можно даже сказать, что у них было представление о коллективном Святом Духе.  Сын и Святой Дух были для них тем ликом божественного бытия, которое склонилось над этим миром, чтобы спасти души. Катарский проповедник мог иносказательно говорить, что Святой Дух нисходит в одно время вместе с индивидуальным духом в великом плане Спасения; но Святой Дух являлся для них, тем не менее, совокупностью всех  духов Божьих, которые, в конце концов, соединятся со всеми своими душами и направят их к спасению.
Катаров иногда определяли как христиан-иоаннитов, подчеркивая преобладающий, даже исключительный интерес, который те проявляли к Евангелию от Иоанна. Но на самом деле их лучше назвать христианами Деяний Апостолов и Послания к Римлянам, восьмая глава которого полностью посвящена Церкви Святого Духа. Но они, разумеется, не были христианами Церкви Отцов и Соборов. Именно это дает нам драгоценные указания относительно времени кристаллизации первых элементов катаризма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments