credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Дух в теологии катаров. Продолжение

БЛАГИЕ ДУХИ
В этом мире, Князем которого есть Сатана, заключена в тюрму, погребена или глубоко спит часть божественной сущности. Катары верили в миф о падении: в падение самого Сатаны или Люцифера, ангела Божьего, восставшего против своего создателя (так полагали сторонники умеренного дуализма); в падение дракона, древнего змея, дьявола или Сына дьявола, то есть эманации злого начала (абсолютный дуализм). Об этом говорится и в Ветхом Завете, который был для многих из них летописью деяний злого творца (например, Исайя 14,12), но также и в Откровении Иоанна, где даже добавляется, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. (Отк. 12, 4).
Добрые Люди -катары - проповедовали именно то, что треть добрых духов, созданных Богом во время Его благого творения, попала в этот мир из-за хитрости или вторжения Сатаны, совершившего насилие над небесным миром. И попав в наш мир, оказавшись вдали от своей небесной родины, они были заключены в тюрьму.
Вот что катарские проповедники говорили людям об этом падении – я ссылаюсь на слова Жака Отье:
«Когда эти духи упали с небес, после того, как последовали за сатаной ... они раскаялись в том, что оставили Отца Небесного. Тогда они начали петь Песнь Песней Сиона. Услышав это, сатана сказал им: «Вы все еще помните песню Сиона? ... Тогда я отправлю вас в землю забвения, где вы забудете то, что у вас было, и что говорили вам в Сионе». И он сделал им плащи плоти, то есть тела земли забвения ... ».
Жак Отье перефразирует в своей проповеди стих Псалмов (Пс. 136, 4). В более общем смысле катарские проповедники ссылались на исход Израиля в Египет, чтобы аргументировать и иллюстрировать тему изгнания божественных душ в чужой Богу мир. Поэтому кажется, что мы находимся здесь в контексте смутной и неопределенной гностической традиции: эта вера в божественное происхождение человека, его падение и изгнание на землю, вдали от небесной Родины, сильно напоминает мир христианского гнозиса первых веков нашей эры. Но в таком случае получилось бы, что катаризм смог избавиться от множества мифов и апокрифических традиций, которые он каким-то образом упростил, рационализировал и переделал в чисто библейские аргументы. У нас будет и другая возможность подтвердить это впечатление.
Следовательно, согласно катаризму, бытие человека находился на перепутье между двумя творениями: истинной частью самого себя, божественной частью, заключенной или спящей в видимих, материальных и обреченных на тление телах, сделанных из «глины» злым творцом на его манер. И в том, и в другом царствах, высшем и низшем, каждое творение состоит из трех компонентов - тела, души и духа; ничего экстраординарного в этом нет. Евангелия обычно ссылаются на этот тройной состав, и его упоминание не содержит ничего неортодоксального. К примеру, Первое Послание к Фессалоникийцам подтверждает этот тезис: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5, 23).
Катары не вычитывали из этого отрывка идеи о воскресении плоти, в которую они не могли поверить, так как считали, что вечность присуща только делу Божьему, но то, что это элемент тройственной человеческой природы. Для них тело было дьявольским творением, временным и преходящим. Второй компонент, душа, не казался им более неземным, поскольку они видели в нем инструмент оживления тела, то есть кровь, вегетативное начало. Связанная с телом, душа исчезает вместе с ним, и катарские проповедники часто подтверждали свой тезис эмпирическим примером того, что, когда кровь вытекает из тела, оно умирает.
А вот третий компонент, из которого состоит человек, - дух - напротив, являлся вечным и независимым от тленного тела. Он представляет собой божественную сущность, падшую и заключенную в тюрьму в земле забвения. После смерти каждого плаща плоти, каждого тела, он слепо и механически переселяется в первый же попавшийся зародыш, который оказывается на его пути, поскольку злой творец удерживает его в плену этого мира силой забвения. То есть, система перевоплощений душ в учении катаров является логичным следствием веры в падение душ, а не мифологическим постулатом, от которого отталкиваются. Заключенные в этой земле забвения падшие духи стареют, согласно словам Иеремии в Книге Варуха (Вар 3,11): « 0 Израиль, состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, причислен к находящимся в аде...» Сам Давид в Псалмах (Пс. 6,8) говорит: «Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих».
Дух - вечный и божественный элемент человека - фактически соответствует той трети божественных существ, которых дьявол увлек за собой во время падения, и можно истолковать эту треть как один из элементов тройного «состава» небесных существ, строго говоря, второй элемент или душу. В Царстве Божьем после падения остались покинутые душами сияющие тела и духи, осиротевшие без душ. Таким образом, существует два вида этих тройных соединений - земной и небесный, что объясняет часто неверное толкование терминов, используемых в учении катаров: духовный элемент в человеке фактически соответствует душевному элементу божественного существа. Духи людей – это на самом деле падшие души. Именно в этом смысле катарские проповедники утверждали, что все души "созданы благими и равными между собой", и что "все будут спасены". И что для катаров Бог - истинный Бог, в отличие от узурпатора, создателя и Князя мира сего - был «Отцом Святым, праведным Богом добрых духов» как говорится в одной из их молитв. Добрыми духами в этом мире являются божественные души, дремлющие в глубине каждого человеческого сердца.
Tags: Анн Бренон, Анн Бренон статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments