credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы ФБ О катарах и арианах. Текст Тамары Бергман

О том, как катары кем только не признавались, и даже арианами тоже побывали...

В чем же состоит "кощунство" арианства и при чем же тут катары?
Епископ Арий Александрийский в 4 веке утверждал, что Иисус и Бог-Отец - отдельные друг от друга сущности, Иисус сотворен Богом, и поэтому не равен Ему.

Свои аргументы Арий обосновывал, в частности, цитатами из Нового Завета, где сам Иисус называл Бога «Отцом», что уже подразумевает их различие (теория Подобносущности Сына Отцу).
После Никейского собора 325 г. арианство было осуждено, поскольку Церковь официально признало противоположное Арию учение о Единосущности Сына Отцу (их единстве). Последователи Ария осуждались как еретики, несмотря на то, что эти идеи были достаточно распространены, например, к ним склонялся Ориген (отголоски учения которого можно встретить в богословии катарской Церкви).
Арианство можно назвать попыткой рационализировать христианскую догматику, объяснив идею Троицы как иерархию Лиц, где только Отец существовал предвечно, при чем это не унижало достоинство Сына.
Впоследствии "ариане" стали общим названием для всех еретиков, независимо от разницы в богословских тонкостях. Это было своего рода "клеймо", которым, за одним, "наградили" и катаризм.

"Термин «ариане», вообще-то, употреблялся только во Франции, да и то в очень раннюю эпоху, поскольку фигурирует он в письме епископа Льежского Вазо (умер в 1048 г.) к епископу Шалона, когда он упоминает их как еретиков, проповедующих, среди прочего, что нельзя убивать животных ради пропитания. Говоря об этих взглядах, Вазо признается: «Несмотря на то, что христианская религия этого чурается и проклинает это вместе с кощунством арианской ереси…» - эта не совсем подходящая формулировка позволяет допустить, что он путает арианство с дуалистическим пуританизмом . После него многочисленные французские авторы, а именно цистерцианцы , обозначают термином «ариане» западноевропейских катаров. Нет никаких сомнений в том, что авторы подразумевают при этом ересиарха III века: “Арий вновь родился на Западе», как пишет папский легат Генрих де Марси в 1178 г ; возможно также, что Эрменгод в искаженном фрагменте текста тоже вспоминает о «некогда существовавшей арианской ереси» .
Cледует заметить, что для Годфрида из Осера, сопровождавшего св. Бернара в путешествие в Тулузу, термин «ариане» был названием, которое местные жители давали здешним еретикам, которых сам он, согласно обычаю, господствовавшему в северной Франции, называл «ткачами»:
"В городе было немного людей, покровительствовавших еретику (Генриху, к которому питал антипатию св. Бернар): несколько ткачей, которых они называют «арианами». Однако было множество тех, кто поддерживал ересь последних, и среди них крупные люди города.". [...]
Можно согласиться с точкой зрения П. Конгара, считающего, что в арианстве видели квинтэссенцию ереси, и дело было вовсе не в том, что так пытались привлечь внимание к тезису низшего статуса Сына в катаризме."

(цитата взята из Жак Дювернуа "Религия катаров".

На иллюстрации - изображение первого Вселенского собора 325 г., официально осудившего идею Ария о подобносущности Сына)

29541540_2059762314311580_6679518134570797116_n

Tags: Добрые Люди, Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments