credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. II. Правила. Продолжение

II.3. МОЛИТВА.

 

            Молитва является постоянной обязанностью совершенного, в монастырском значении этого слова: это совместное произнесение ритуальных молений. Данный факт подтверждается повсеместно, со времен еретиков в Монтефорте (1034 г) и Кельна (ок. 1143 г.), которые «неустанно молятся», «днем и ночью предаются молитвам и работе», и до последних совершенных Лангедока в XIV веке, которые «произносят свои «часы», поднимаясь для этого шесть раз ночью. Молитва должна была быть прерываема работой.

 

2.3.1 Часы.

 

            Молитвы должны были повторяться определенное количество раз, днем и ночью. Это количество в разных источниках различно. Эриберт, говоря о еретиках и Перигора, упоминает о ста коленопреклонениях в течение дня, а равноценный источник (Хроники из Марган – Робер де Ториньи (1163 г) вспоминает только о семи молениях днем и семи ночью.

Говоря о богомилах, Евфимий Зигабен говорил о семи молениях днем и пяти ночью. Самый лучший источник, описывающий жизнь одной из общин, «дома» совершенных, говорит о пятнадцати молениях днем и ночью. Это описание относится к компиляции инквизитора Ансельма Александрийского, и передает содержание этих часов.

 

Страший начинает молитву, произнося: Benedicite, parcite nobis (B). Все отвечают: Pater et Filius et Spiritus sanctus dimittas nobis et parcat omnia peccata nostra (P). Далее, произносит трижды: Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum (A). (Первое говорится громко, второе тихо, третье вновь громко). Все катары отвечают: Dignum et justum est (D). И все тут же произносят тринадцать Pater noster (PN). На четырнадцатое старший говорит: Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum (A), так же, как и в предыдущий раз. Остальные отвечают: Dignum et justum est (D). Затем все еще один раз произносят Pater noster (PN).

После всего этого старший произносит еще три Pater noster (PN), Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum (A), а они отвечают ему как выше указано. Старший говорит: Gratia domini nostri Jesu Christi sit simper cum omnibus nobis (G). Все отвечают: Amen. Затем старший говорит:  Benedicite, parcite nobis (B); они же отвечают ему: Pater et Filius et Spiritus…(P), как выше. И таким образом они молятся 15 раз днем и ночью.

            Лионский Ритуал на окситан также упоминает об этих элементах, и тоже по-латыни, что указывает на то, что в Западной Европе молитвы произносились именно на этом языке: Benedicites (B), затем Fiat nobis secundum verbum tuum (F), упомянутое в предыдущем тексте Pater(P), трижды Adoremus…(A), Pater noster (PN), еще раз трижды  Adoremus…(A), Gratia domini(G), и, наконец, (B), (F) и (P)[1].

            Обращает на себя внимание отсутствие Dignum et justum est (D), но эту формулировку мы можем обнаружить у фундагиатов, описанных Евфемием из Периблетос, после Adoremus…(A) и перед  Pater noster (PN). Ритуал Радослава (Босния, между 1443 и 1461 годами, рукопись Borgia Illiricus 12 Ватиканской библиотеки) подает нам после Pater и Adoremus на церковнославянском языке (Покланямо се ойцу и сыну и светому духу), Dignum (Достойно и праведно есть), Gratia (Благодать Господа Нашега Иисуса Христа буди со всими у вики, аминь), Benedicite (Благославите, опрастайте нам, аминь), Fiat (Буди нам, Господи, по глаголу твоему), а также Pater et Filius (Отац и сын и светы дух отпусти и прости вам вся пригришения ваша).

            Сравнение этих четырех источников позволяет нам представить всю литургию, если помнить о том, что целью обоих Ритуалов было, скорее, привести пример каждого из элементов, а не дать полное их описание. Фигурирует там также пролог Евангелия от св. Иоанна (1, 1-17) (по-латыни в Лионском Ритуале), нужный для  consolamentum.



[1]Cledat, Le Nouveau Testament traduit au XIII siecle en langue provencale suivi d’un rituel cathare, Paris, 1887, pp. VI-VII. Термин «часы» там употребляется в формальном значении, так же, как и постные «дни» (cf.infra).   

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments