credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. II. Правила. Продолжение


Подобно говорит он (29): «время уже коротко, так что имеющие жен, должны быть как не имеющие». Не имеющие жен не сожительствуют с ними, значит и имеющие не должны.

            Подобно (32-33): «А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, чтобы угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене.»

            Таким образом, Апостол различает два вида забот, и два способа угождения, как видно из текста. Одна из этих забот противоречит другой. Если одна хороша, то другая плоха, то есть связанная с браком. Он хотел, чтобы таких забот не имели; это значит иметь их противно воле Апостола, то есть, не является благом.

В Послании к Филиппийцам (4,6) Апостол говорит: «Не заботьтесь ни о чем». То, о чем он уговаривает их не заботиться – это дела мира сего. Следовательно, такая забота не есть благом. Говорит он также, что тот, кто живет с женой, заботится о том, чтобы угодить ей, и наоборот. Но разве не говорит он (Гал. 1, 10): «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»? Значит, такой человек не является служителем Христовым. Говорит он также о нем, что он «отделен» - то есть, отделен от тех, кто принадлежит Богу. Значит, он не является благим, ибо между членами Церкви не может быть разделений, согласно с Рим. 12,5: «Так мы многие составляем одно тело во Христе».

           

Если человек заботится о делах этого мира, это значит, что он их любит, а если их любит, значит, любит мир. Если же человек любит мир, нет в нем совершенной любви Божьей, как это сказано (1 Ио. 2,15). И тот, у кого есть такие заботы, не имеет любви Божьей. Значит, иметь жену не есть благом. «А женатый заботится о мирском, как угодить жене», как говорит Апостол (1 Кор. 7, 33). Тот, кто таким образом посвящает себя жене, посвящает себя миру, а посвящать себя миру – значит, пренебрегать Богом и предавать Его. Следовательно, брак не является благом.

            Подобно, святой Павел говорит (1 Кор. 7,35) : «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу». Значение этих слов следующее. Советую вам, чтобы вы не женились, и для вашего же добра говорю, чтобы избегали супружеских уз, но не для того, чтобы загнать вас в тупик. Это так, если бы он сказал: если соблюдение полного целомудрия покажется вам  тяжелым, я не говорю, чтобы вы не женились, чтобы не дать вам оказии впасть в силки блуда. Но говорю вам это из стремления к лучшему, то есть, имея в виду лучшее для вас, состоящее в полной чистоте. Поскольку не пребывать в полной чистоте является неучтивым.

            «Иметь возможность посвятить себя Господу до последнего кондранта» - это значит, пребывать в абсолютной чистоте. Оставаться в супружестве  - значит не иметь такой возможности. Следовательно, супружество не является благом.

            Подобно (2 Кор. 6,4): «Но во всем являем себя как служители Божии» и между прочим, (6) « в чистоте». В Послании к Галатам (5, 23) говорит он, что плодом Духа является воздержание; а делами плоти являются прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. В главе 6 (ст.8) «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». В Послании к Филиппийцам (4,8): «все… что чисто…о том помышляйте». К Колоссянам (3,5): «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и тд». К Евреям (12,14): «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

            Иаков говорит (3,17): «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста», что означает, основана на скромном поведении. Нет спасения в браке, поскольку нет в нем чистоты.

            Послание к Ефесянам (5,25): «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Но Христос не сожительствовал телесно с Церковью; потому и сожительствовать с женами не является благом.

            К Фессалоникийцам (1 Фес. 4, 3-5): «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержались от блуда: чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога». Всякая телесная связь является блудом. Потому никто не может спастись в браке.

            К Тимофею (1 Тим. 5,14): «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак». Говорит ли Апостол о тех, кто живет во Христе, о христианках, или нет? В первом случае смотри на то, что он говорит «желают вступать в брак, они подлежат осуждению» (1 Тим. 5, 11-12). Если они подлежат осуждению, значит, те, кто хочет выйти замуж, не живут во Христе.

            К Евреям (13,4): «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно». Но эти слова нельзя отнести к физическому браку.

            В Откровении (14, 1-4) сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец (…) они поют как-бы новую песнь… это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел», то есть, за Христом. Значит, брак не является благом.

            Читаем в Книге Исход (19,15): «Будьте готовы к третьему дню: не припасайтесь к женам». Если старозаветные люди, сближаясь со своими женами, становились нечисты, то насколько более становятся новозаветные!»

            Псалом Давидов (51(50),7): «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Связь между мужем и женой есть, таким образом, грехом и беззконием.

            Если супруги являются сынами Божьими, членами Христовыми и святыней Духа Святого; если супружество является благим и святым, то почему люди плодят людей меж собою, и сынов дьявола? Ведь если бы они были сынами Божьими, должны были бы плодить сынов Божьих. Но ведь плод брака, ребенок, рождается в грехе первородном. Это, собственно, признает и Церковь Римская, которая считает роженицу нечистой до самой мессы в последний день ее очищения. И Церковь Римская в данном случае тоже не делает разницы между детьми, рожденными в браке, и вне брака, откуда можно сделать вывод, что нет разницы между браком и его отсутствием, и то и другое не является благом.

            Отье около 1300 года излагали это дело таким образом:

 

«Говорили, что брак, о котором сказано в Евангелии: «свободна выйти за кого хочет, только бы в Господе» (1 Кор. 7, 39) и «будут два одною плотию» (Мк. 10,8), итд… - в Церкви Римской только видимость и фикция. Поскольку, если сказано в Писании, что Бог сотворил брак в раю (парафраза Мк. 10, 6), то брак должен быть заключаем между душой и духом, или существами духовными, а не телесными или происходящими из испорченности тела, как это происходит в Церкви Римской. Собственно говоря, в раю никогда не существовала телесная испорченность, и ничто, не являвшееся чистым и полностью духовным. Бог создал этот брак для того, чтобы души, оставившие небо не по сознательной гордыне, и пребывающие в этом мире, вернулись к жизни благодаря браку Духа Святого, то есть посредством добрых дел и воздержание от греха, и чтобы «два были одной плотию», как мы читаем в Евангелии. Но то, что происходит в Церкви Римской – это соединение двух отдельных тел. Но это вовсе не «два в одной плоти», а мужчина и женщина, каждый в своем собственном теле.[1]

 

2.2.2 Практика..

 

            Похоть в браке или вне брака является грехом в полном смысле этого слова. Это и есть запретный плод из Книги Бытия.

            Брак не освящает телесного акта, это только общественный союз, товарищество, quedam societies, и Бог его не устанавливал, поскольку брак, о котором Он говорит, является браком между душой и Духом или между душой и Богом. Потому между этим союзом и просто любовной связью нет никакой разницы. По мнению Отье (1300 г) брак хуже любовной связи, поскольку склоняет супругов грешить в открытую: любовная связь покрыта тайной, в то время, как супружество публично, и так акт телесный происходит чаще и является обязанностью.

            Тем самым, Церковь, которая освящает супружество, поступает как сводница.

            Потому совершенный, принимая consolamentum, давал обеты «воздерживаться от всяких телесных удовольствий в течение всей своей жизни»[2] и жить «вечной чистоте». Его\ее супруга (супруг) должны, о чем уже писалось, освободить его\ее от супружеских уз.

            На практике воздержание выражалось в достаточно подробных правилах. Совершенный не мог прикоснуться к голой коже лица противоположного пола; потому из осторожности уступает дорогу, чтобы случайно не прикоснуться. Фактически, прикосновение к женщине означает обязательное покаяние: девятидневный пост на хлебе и воде. Дошло до того, что избегали даже сидеть на одной лавке.

            Для одного высокопоставленного иерарха (а может, и для всех) не следовало находиться в закрытом помещении наедине с женщиной. Это послужило поводом спора о послушании и раскола ломбардского катаризма.   



[1]G. DAblis, признание Пьера де Гаильяка,  f 46 v.

[2]Это выражение часто употребляется в реестрах Феррье, (Doat XXIII, ffos 4 v, 272 r).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments