credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы Фб Текст Тамары Бергман о книге Витторио Мессори

О книге Витторрио Мессори "Черные страницы истории Церкви"

(сборник очерков из трех книг про-католического итальянского журналиста Витторио Мессори, особенно «жгёт» глава 1 «Испания, инквизиция и черная легенда»)
Спойлер: если вы хотя бы немного смыслите в истории Церкви и Инквизиции, запаситесь валидолом и тонометром!)

После прочтения небольшого отрывка текста 1 главы, у меня сразу закралась мысль, что, прощу прощения, но автор, вероятнее всего, что-то курил в процессе написания… И мне очень интересно – что! Потому, что лимит маразма возрастает в арифметической прогрессии. Я даже теряюсь, какую его идею привести в пример в качестве наиболее ярко выраженного противоречия здравому смыслу… Первооткрывателем Истины себя автор считал? Работал по заказу? В любом случае, сильное ощущение, что автора вовсе не смущался в каждой фразе противореча не только историческому фактическому материалу, но и элементарной логике. Это из серии: "Уверен в своей гениальности? Требуй отдельную палату в дурдоме!".
С другой стороны, риторика вполне объяснима, если только он где-нибудь родом из 12-14 веков или чуть позже… Как тут не поверить, что безумцы бывают крайне убедительны!
Все же, примеры (текст в кавычках – прямая цитата).

1. «Инквизиция не была создана как инструмент, с помощью которого подавляли народные массы, а наоборот, она оказывала им помощь. В обществе, которое, прежде всего, заботилось о вечном спасении, на ересь смотрели (как образованные люди, так и невежественные) как на опасность. Подобно тому, как в нашем обществе, тот, кто заботится только о своем физическом здоровье, опасается каждого, в ком видит переносчика смертельных, инфекционных болезней или причину заражения среды».

Первая фраза очень в духе романтизации истории римской Церкви, которая вечно только всех спасала и никогда даже словом никого не обидела… А тысячи еретиков сами в костер прыгали. Инквизиторы их даже, наверно, останавливали! А те: Нет, мы идейные, не уговаривайте нас!
Кого-кого там инквизиция прямо чтобы Спасла? Можно список спасенных? Если только, чтобы спасти, нужно было убить, ну или замучить до смерти – тогда, разумеется. Касаемо ереси как болезни – то автор этой идеи Квинт Тертуллиан, прямиком из 4 века, просто счастлив, что она и теперь живее всех живых.

2. «Для людей средневековья еретик являлся опасным носителем заразы, неприятелем спасения душ, личностью, которая навлекала на всех кару Божью. Поэтому инквизитор, как это подтверждают документы, который появлялся для того, чтобы изолировать еретика от общества, не был тем, к кому относились с ненавистью, его принимали с облегчением, так как у него искали защиты».

Когда читаете фразу «…как это подтверждают документы» и дальше голяк – что за документы, будьте осторожны, ибо попахивает профанацией! Что это за писания такие фантастические, в которых люди Любят инквизицию – сложно представимо, если только не признания, которые делали некоторые «впавшие в ересь» заранее, до принудительного расследования – чтобы избежать сурового наказания.

В истории травли катаризма были такие эпизоды. Например, после ареста нескольких Добрых Людей, целая окситанская деревня страшно напуганных верующих сама отправилась каяться перед инквизицией, зная, что будет арестована. И согласны они были на «объяснительные», прямо-таки на все согласны были, лишь бы примириться с Римом. В роде такого: «Я, Пейре Санчес из Лаурака, рыцарь, этой хартией, имеющей бессрочную ценность, признаю перед вами, означенными инквизиторами, что я (поклонялся) еретикам на их манер, говоря «Benedicite» и трижды преклоняя колени перед ними; что я привел к еретикам своего больного (отца? дядю?) и участвовал в его consolament, а также другими способами был близок к ереси и вовлекался в нее; и я очень искренне и чистосердечно признаю, что не только совершал всё это, но также и впал в ересь, от которой уже отрекся перед святой памятью Братом Гийомом Арнодом и Братом Этьеном , в то время инквизиторами еретических извращений. Вследствие преступления против веры во всех этих случаях, и того, что я после своего отречения (впал) в (ересь), от которой отрекся, то по всем этим причинам я, безо всяких условий, предоставляю себя в распоряжение всех ваших приказов или же требований других инквизиторов, которым мне (прикажут) покоряться, совершив и завершив вечное покаяние в Муре или даже в вечном изгнании, соглашаясь […] подчиниться всем вашим приказам и указаниям Святейшей Церкви, прося взамен только получить отпущение от вас и воссоединения с Церковь» (Пример признания в повторном впадении в ересь перед инквизиторами Феррье и Гареном, июль-август 1243 года. На основе фрагмент оригинального реестра департамента Од, южная Франция. Свидетельство приводится по Даниэла Мюллер «Создание Инквизиции»).
Но это же разве любовь? Скорее, чистый страх.
А еще есть множество историй про то, как люди радовались убийству инквизиторов и даже праздник устраивали по этому поводу. Один такой праздник стал традицией в Каталонской деревушке Кастельбо, где даже театрализованное представление делают каждый год, по сей день – сбрасывание инквизитора с моста, а потом – фейерверк и гулянья. Для интересующихся, можете взглянуть на это действо:

https://www.youtube.com/watch?v=p7TIQdcV8so

Ну, и особенно, конечно, должны были Любить инквизицию те, чьи дома осудили на разрушения, чьих родственников эксгумировали и сожгли или сожгли заживо, чье имущество конфисковали… словом, фанатов было нескончаемо множество.

3. «Среди описаний историй борьбы с еретиками в учебниках бросается в глаза образ «народа», стонущего под ярмом инквизиции и жаждущего своего освобождения. В действительности, все обстояло иначе, если в некоторых случаях люди и оказывали сопротивление инквизиции, то вовсе не потому, что считали ее жестокой, наоборот, для расправы с еретиками, которые - по мнению vox pорuli - не заслуживали милосердия, оказанного инквизиторами, наказание считалось сравнительно мягким. На самом же деле, христиане хотели покончить с этой опасностью и бесцеремонно желали избавиться от тех, для кого судьи в рясах являлись гарантией справедливости.
Деятельность инквизиции не была направлена на то, чтобы вызвать волну народного гнева и защищать перед его безумной яростью якобы виновных, или якобы ведьм. При возникновении сутолоки в каком-либо месте, инквизитор являлся туда с членами трибунала, а чаще и с вооруженными стражниками. В их обязанности входило установление социального порядка и попытка разогнать толпу, жаждущую крови».

Да-да, не иначе это местные жители, расталкивая инквизиторов, хотели самолично расправиться с «еретиками», которые к тому же еще были их родственниками! И сами же дома их сжигали, и просто требовали посадить их в мур, лучше всего – в тесный, чтобы не повадно было. А инквизиторы-то, как и описано в цитате, не могли этого позволить, не по справедливости это, линчевание – совершенно не их метод… Поэтому, даешь только справедливый суд!
Какие картинки должны были являться перед глазами, чтобы на полном серьезе писать, что народ противился инквизиции, потому что она была Мягкой, а «еретиков» требовалось проучить по всей суровости? Хотелось бы предложить автору или срочно провести себе минимальный ликбез по истории Церкви или перестать западать в долгоиграющие фантазии про инквизиторов-суперменов, спасающих мир. Уверена, что фантазии эти тот час отпали бы, как только ему предложили на своей шкуре попробовать Мягкость справедливого инквизиторского суда.

4. «Точность и справедливость действия юридического процесса могут послужить примером для других на сегодняшний день. В большинстве случаев, как это подтверждают исторические исследования, процесс не заканчивался костром, чаще всего их пытались оправдать или объявить выговор, или наложить какие-нибудь религиозные епитимьи».

И снова «…как это подтверждают исторические исследования», но какие такие исследования – загадка, однако. Оправдательные приговоры – вообще не вариант, когда речь заходит об инквизиции. Потому, что даже ношение крестов (за самую «слабенькую» ересь) – это уже констатация вины. Признание более серьезных «проступков» самостоятельно и примирение в Римом приводило вас в мур (тюрьму), из которого затем вы вполне могли выйти «с крестами» – если доживете.
А вот пример приговора начала 13 века, вынесенного святым Домиником «счастливчику», который избежал костра: «Всем верным христианам, которые будут осведомлены о настоящем послании, брат Доминик, каноник Осмы, самый малый из проповедников, шлет привет во Иисусе Христе. В силу власти господина аббата цистерцианцев, апостолического легата святого престола (которого нам поручено представлять), мы примирили с Церковью предъявителя этого послания Понса Роже, который милостию Божией оставил общество еретиков; и мы ему приказали (после того, как он клятвенно обещался исполнять наши повеления) позволять водить себя безо всякой одежды три воскресенья подряд от ворот города до дверей церкви священнику, который будет его бить розгами. Мы предписываем ему равным образом ввиду епитимьи не есть ни мяса, ни яиц, ни сыра и никакой другой пищи из животного царства в течение всей жизни, исключая дней Пасхи, Пятидесятницы и Рождества нашего Господа, в каковые дни мы приказываем ему ее есть, в знак отвращения к его прежней ереси; держать три поста в году, не вкушая в это время рыбы; поститься, воздерживаясь от рыбы, масла и вина, три дня в неделю в течение всей своей жизни, за исключением случаев болезни или усиленных полевых работ; носить монашескую одежду, как по форме, так и по цвету, с двумя небольшими крестами, нашитыми по обе стороны груди; слушать мессу ежедневно, когда на это имеется возможность, и присутствовать на вечерне по воскресеньям и праздникам; вычитывать аккуратно дневную и ночную службу, Отче наш читать семь раз днем, десять раз вечером и двадцать раз в полночь; жить целомудренно и предъявлять настоящее послание раз в месяц священнику местечка Серери в его приходе, которому мы приказываем наблюдать за поведением Роже, который должен верно исполнять все ему приказанное до тех пор, пока господин легат не осведомит нас о своей воле. А если указанный Понс нарушит данное слово, мы приказываем рассматривать его как клятвопреступника, еретика и отлученного от Церкви и удалить его из общества верных, и т.д.»
(материал взят из Х.А. Льоренте «История испанской инквизиции» Том I, Глава IV, Статья третья).

Количество инквизиторских костров и людей, навсегда оставшихся в муре, вряд ли можно установить с полной точностью по всей территории католических стран Европы, поскольку инквизиторские реестры существуют на сегодняшний день не в полном объеме – очень многое утеряно или уничтожено самим населением. Ибо нет списков с именами и допросных листов – нет и продолжения следствия. Поэтому, если вам снова с умным видом будут заявлять о точных цифрах – это «пение» подобно «подтверждению историческими исследованиями». Кстати сказать, большим апологетом римской инквизиции оказался православный клирик Андрей Вячеславович Кураев - в его изложении, она тоже всех любила и спасала. Например, он размышляет об этом вот здесь
https://www.youtube.com/watch?v=LSKb8RiWOKw

Касаемо «точности действий» инквизиции, которые теперь «…могут послужить примером для других на сегодняшний день» – даже страшно подумать, что автор под этим имел в виду! Поскольку, с 13 по 19 век для Уточнения получаемой в процессе следствия информации в рамках процессов использовались пытки, как обвиняемых, так и свидетелей - что узаконено буллой «Аd extirpanda» («Для искоренения») Иннокентий IV в 1252 году и отменено только в 1816 году Пием VII. Неужели, это и есть достойный пример? Разумеется, инквизиторы вели подробнейшие записи, их реестры настолько скуплены, что содержат мельчайшие детали и тысячи свидетельств - и это пример очень качественной бюрократической машины… Но, на мой взгляд, вряд ли Инквизицию можно назвать Достойным примером чего бы то ни было!

5. «Охоту на еретиков начинала и поддерживала гражданская власть, роль Церкви в деятельности трибунала была весьма умеренной, если даже не скептической. Как мы видим, обвинения, выдвигаемые сегодня католикам, равно как и в прошлом не соответствуют исторической правде».

Вот это очередная подмена, по типу: «Мы вообще тут мимо проходили, а это все они». В роде бы римская Церковь же только осуждала, а пытали и сжигали светские власти. И выходит, что это вот они, кровожадные, мешали выносить оправдательные приговоры, в то время как Церковь следовала принципу «не убий»! Все, конечно, сложнее. Светские власти с периода возникновения системной инквизиции были обязаны содействовать этой инстанции всеми силами, принуждая к тому же местное население.
Инквизиторы не пытали никого самолично и не сжигали – даже если вы такое видели в «исторических» фильмах – но Церковь, устраняясь от насилия, делала его необходимостью и перекладывала всю ответственность на исполнительную светскую власть. В той же булле «Аd extirpanda» от 1252г. Иннокентий IV обязал светских правителей включить в законодательные акты положения о преследовании еретиков. Другой пример, булла
Григория IX «Excommunicamus» («Отлучаем») от 1232 года, в которой говорилось:
«Еретики должны отлучаться от церкви. Осужденные за ересь не должна наказывать церковь: для наказания они передаются светским властям. Нераскаявшиеся подлежат публичному сожжению, а те, кто раскаялся, вечному заточению. Всех, кто помогал еретикам, следовало отныне отлучать от церкви, а тех, кто вступил в дружбу с отлученными, тоже отлучать. Последним даровать год, чтобы они доказали, что они не причастны к ереси, иначе они передавались в ведение инквизиции. Всякий, кто похоронит отлученного от церкви по-христиански, также подлежит отлучению от церкви до тех пор, пока не эксгумирует этого покойника. Все кто что-то знает о еретиках, обязаны доносить об этом церкви, иначе их также следует отлучать от церкви и на них падает подозрение в ереси. Дети еретиков на два поколения лишались права занимать любые должности, как и дети тех, кто помогал еретикам».
Так что, не стоит делать вид, будто бы Рим тут вовсе не при чем…

В целом, полагаю, что Подобные Измышлизмы (а я показала примеры только с одной страницы этого текста) не просто грешат против здравого смысла и памяти тысяч людей, попавших в воронку инквизиции… Они «бросают тень» на, действительно, научные исследования, окончательно и бесповоротно вводя в заблуждение массы людей, которые хватаются за любую «научную» информацию, раз она такой Названа. Ведь – по логике – если книга издана, значит, информацию в ней кто-то проверял! Но очень даже не всегда…

Отрывок из книги, цитируемый мной, можно прочитать на http://www.christusimperat.org/ru/node/19750
Вся книга Витторрио Мессори целиком существует в Сети в свободном доступе.


(на иллюстрации внизу - гравюра "Еретики и дьявол")

29261817_2057416881212790_2105205375793228853_n
28701057_2057416934546118_7526935078333811653_o
Tags: Их нравы, Мифы и сказки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments