credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. II. Правила справедливости и правды.Продолжение


            II.2 ТЕЛЕСНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ.

 

            Быть христианином – означает быть целомудренным. Факт этот подтверждается очень рано, в размытой форме «осуждения брака» (Лиотар из Вертюс в Шампани около 1000 года; «манихеи» из Аквитании в 1019-1020 гг. или из Орлеана в 1022 г, гондульфиане из Арраса в 1025 году; Тулузский Собор в 1119 г., еретики из Вероны около 1040 г., из Шалона где-то в тот же период, из окрестностей Суассона в начале XII  века).

 

2.2.1 Мотивация.

 

            Если Эвервин не мог найти причин этого осуждения, то с точки зрения Экберта телесный акт в глазах катаров был ничем иным, как «запрещенным плодом», первородным грехом. Это выражение подтверждено также в Manifestacio Бонаккурси.

          

  Новозаветные основания появляются в Эврара Бетюньского: не следует даже смотреть на женщину с вожделением (Мф. 5,26). Святой Павел предписывал, чтобы имеющие жен были как не имеющие (1 Кор. 7, 29 и 32). Если следует любить женщину так, как Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25), то очевидно, что Христос не поддерживал с нею супружеских отношений.

            Монета передал нам цитаты из небольшого трактата катаров по поводу брака[1]:

 

Христос сказал в Евангелии от Матфея (5, 27-28): «Вы слышали, что сказано древним: Не прелюбодействуй! А Я вам говорю, что всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». А ведь тот, кто смотрит на жену, смотрит для того, чтобы вожделеть. Значит, прелюбодействует.

Сказано также в древнем Законе: «Не прелюбодействуй, не возжелай жены ближнего своего». А если то, что говорит Господь: «Но Я вам говорю, итд.», относится только к жене ближнего, то наша праведность не будет превыше праведности Закона.

 

            Христос сказал: (Мф. 10, 35): «Ибо Я пришел разделить (…) невестку со свекровью ее». Никто не становится невесткой и свекровью иначе, как путем брака. Следовательно, они разделяются из-за разделения брака. Это так, если бы Господь сказал: «Я пришел отделить мужчину от женщины».

            Подобно этому у Матфея (19,9): «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной прелюбодействует». В данном случае «за прелюбодеяние» означает «чтобы избежать прелюбодеяния с нею», ибо тот, кто хочет служить Богу, должен оставить свою жену, чтобы избежать прелюбодеяния с нею.

           

Сказали Ему ученики: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10). Они поняли, в каком смысле Христос сказал, что следует оставить свою жену: это значит, что не следует ее оставлять, если нет намерения служить Богу и избегать прелюбодеяния с нею.

Подобно сказал Христос и  в Евангелии от Матфея (19, 12): «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного». Таким образом, Царствие Небесное не принадлежит тем, кто живет в браке. В конце концов, Христос сказал: «Не все вмещают слово это, но те, кому дано. (…) Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12). Это так, если бы Он сказал: «Вы, ученики, понимаете, но фарисеи не понимают»

 

            Сказано ведь (Лк. 14, 20), что тот, кто женился, не может придти на пир господина. Потому представляется, что брак противостоит вечному пиру.

            У Луки (20, 34-35) написано также: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят». Потому, взгляните: слова «не женятся» и «замуж не выходят» употреблены в нынешнем времени. Значит, достойные будущей славы не должны жениться в нынешнем времени.

            Если брак позволен и хорош, тогда Господь Наш, говоря о людях, которые женятся, должен был их назвать сынами Божьими, а не чадами века сего. Если же назвал их чадами века сего,  значит, брак не является благом.

            Христос сказал дщерям Иерусалимским (Лк. 23, 29) «блаженны неплодные, и утробы не родившие»… Следовательно, те, что предаются зачинанию детей, не являются благословенными в будущем мире. Значит, в браке нет спасения.

            Подобно у Иоанна (1, 12-13): «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.» и в Послании к Римлянам: «не плотские дети суть дети Божии». Телесное размножение не происходит от Бога, и супружеский акт не происходит от Бога. Следовательно, брак не является благом..

            Святой Павел говорит (1 Кор. 6, 15-16) : «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудница? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано «два будут одна плоть».» Апостол доказывает[2], что тот, кто соединяется с блудницей, становится с нею одним телом, согласно с тем, что написано в Книге Бытия (Быт. 2,24): «станут двое одной плотью». Но ведь это сказано о тех, кто соединяется в браке. Значит, люди, соединенные в браке, совершают прелюбодеяние.

            Святой Павел говорит (1 Кор. 7, 1): «Хорошо человеку не касаться женщины». Значит, делать это – плохо. По какой еще причине он бы это говорил?

            Еще он говорит: «(1 Кор. 7,9): «лучше вступать в брак, нежели разжигаться». Понятно, что «разжигаться» означает похоть, и это является злом. И раз апостол говорит так, то следует понимать, что это меньшее зло. Потому жениться не является благом.

            Говорит он еще (7): «Ибо желаю я, чтобы все люди были, как я», то есть чисты и давали обеты. Апостол не исключает никого, говоря: «желаю, чтобы все были, как я». Те, кто женится, поступают против его воли. Следовательно, жениться не является благом.

            Он добавляет (14): «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим», как если бы он говорил: «это можно сейчас делать, так как это и делалось». Но будет ли неверующий, являющийся нечистым, освящен телесным соединением с личностью святой, верующей и чистой? Освящает ли такая связь? Конечно, нет! Напротив, доказываю, что верующий и чистый, соединяясь телесно с неверующим и нечистым, сам становится нечистым. Собственно, об этом сказано у Исайи (52,11): «не касайтесь нечистого», и в Книге Чисел: «И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто». А ведь в связи верующего мужа с неверующей женой нечистая жена касается своего мужа. Значит, делает его нечистым.

            Подобно говорит Апостол (1 Кор. 7,12): «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее». Следует понимать это так, что этот брат является верующим, и, будучи женатым, обратился, а его жена осталась неверующей. Если бы мы согласились с тем, что этот верующий исполняет супружеский долг с неверующей и отдает ей свое тело, то апостол не должен был бы говорить «и она согласна с ним жить». Если бы она получала это от своего мужа, то охотно бы с ним оставалась. Но Апостол говорит такое не без причины, следовательно, говорит о ситуации, в которой верующий отказывается исполнять супружеский долг. А поскольку нечасто происходит, чтобы неверующий человек хотел остаться с верующим,  соблюдающим целомудрие, то Апостол выражает своего рода сомнение, говоря «и она согласна с ним жить». Однако, представляется, что человек, став верующим, уже не должен предаваться телесным связям. Следовательно, брак не является благом.



[1] Монета, рр. 315-328. Это более или менее произвольные цитаты, прерываемые опровержениями. Кроме общих формул, таких, как Objiciunt etiam illud…, постоянно встречается: Dicit autem haereticusQuod haereticus exponit sicDicit haereticus: “Vide quod ista verba…” … Alio modo adhuc voluit haereticus ostendereИногда Монета прерывает цитату, чтобы частично с ней согласиться: istud verum est, sed subjunxit haereticusHoc totum cerum est, subjunxit autem haereticus

[2] Здесь Монета сопровождает этот тезис следующей фразой: Ex his verbis pluries objecit mihi haereticus, что, по-видимому, свидетельствует об устном споре.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments