credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р.II Правила


2.1.4. Практика

 

Запрет употребления мясной пищи является не только дисциплиной, но чем-то наподобие табу, аналогию которому можно найти разве что в иудаизме. Добровольное употребление запрещенных продуктов вызывает те же последствие, что и сознательный разрыв с Церковью.

 

Чтобы избегать таких случаев, а также, частично, чтобы наследовать апостолов, посылаемых парами, или же для того, чтобы обеспечить соблюдение других правил, совершенные должны были жить по двое. [1]

Если совершенный или совершенная разлучались со своим спутником или спутницей, то они не могли есть (по крайней мере, в течение трех дней, как представляется): «Поскольку эта еретичка не хотела есть без общества,... я привел ей другую еретичку, которая составляла ей компанию во время еды»[2].  

Во времена преследований, и особенно в XIV веке, совершенный часто ест один, живет за счет пожертвований верных и постоянно путешествует. Потому он постоянно пребывает в опасности, что может съесть – из-за невнимательности или незнания – пищу, загрязненную  запрещенной fereza.

Потому средства предосторожности весьма многочисленны. Чтобы приготовить рыбу для совершенного, сковороду моют в пяти водах[3]. Совершенный носит при себе свою кружку для питья, и даже глиняный котелок, или же покупает его, чтобы пойти в корчму, где каждый готовит то, что принес, на общем огне.

В публичных местах надо было, ясное дело, скрывать это характерное воздержание. Так, Белибаст хвастается, что может взять свой кусок мяса на глазах у 60 людей и сделать так, чтобы он исчез нетронутым, с помощью всего лишь одного верующего[4].

Отвращение к мясу, fereza, кажется искренним и абсолютным. Воздержание здесь не является жертвой, как у католиков:

 

Пост, которого вы придерживаетесь, все равно, что пост волка, говорил Белибаст. С того момента, когда человек употребляет fereza, все равно, ест он мясо в пятницу или в воскресенье, в Великий Пост или в любое другое время.

 

            Таким образом, здесь не наблюдается стремления к аскезе ради нее самой. Совершенные получают удовольствие от того, что им разрешено есть и пить, и любят, чтобы это было хорошо приготовлено. В Las novas del heretje католик Изарн приписывает катарскому епископу следующее комическое хвастовство:

 

Если я часто пощусь, то не сочувствуйте мне, ибо также часто я ем прекрасные блюда, соусы с гвоздикой, хорошие паштеты. Рыба не хуже мяса, хорошее вино на гвоздике – не хуже бочкового, а печеный хлеб – не хуже монастырских буханок.

 

            Так, Отье, которые просили привезти им, после возвращения в Акс, приправы из Сердани[5], угощают одного верного «кусочком форели, которую очень хорошо приготовили и приправили прекрасными приправами и кореньями».

            Паштет из рыбы, «рыба, запеченная в тесте», empastat, приготовляемый из угря, лосося, форели и тд. – это настоящие деликатесы совершенных. Многочисленные упоминания на эту тему со времен первых процессов в Лангедоке, торжественный характер дара, преподносимого верными,[6] и прежде всего, термин artocreos, употребляемый нотариусами Инквизиции, и имевший аналогию только в монашеских текстах, свидетельствуют о ритуальном характере этого вкусного блюда.

            Что касается вина, то Пьер Отье, если  желал его приобрести, то заботился о том, чтобы оно было хорошим.

 



[1] Возможно, этот пример вдохновил святого Доминика установить combinatio в своем ордене?   

[2] Ок. 1227 г. (Doat XXIV, f 2 r); - Cм. Случай Арнольды де Ламот, supra, p.163, стр. 81. Idem в случае с совершенной Беренгерой из Сегревилля (ок. 1236 г.), рук. 609 Тулуза f 137 r; - Признание Гийома Карьер, изд. Belhomme, op.cit., p. 142, стр. 7,  p.136 : nec de cetero comederet nisi in testimonium hereticorum vel hereticarum.   

[3] Jacques Fournier, op.cit., t. II, р. 77;  и даже девять раз (Пьемонт, конец  XIV в), Dollinger, p. 272 .

[4] Ibid, t.II, p. 180; - еще более убедительная информация в t. III, p. 153 (двое верующих вбивают яйцо в суп из угря, но уже после того, как совершенный поел) или в в t. III, p. 188  (совершенный «делал вид, что берет кусочек мяса, но не трогал его и не ел»).

[5] Историческая область, лежащая по другую сторону Пиренеев.

[6] Каждый из них дал еретикам два динара на приготовление empastadz из лосося (рук. 609 f 51 v); - Отнесли этим еретикам два empastadz из лосося и сказали им передать это Раймунду Сансу, диакону еретиков, от их имени (ibid., f 51 v Авиньонет, около 1235 г.); - «Видел в Кейе Вигоро де ля Баконь… и двоих молодых людей из Мирпуа… которые привели ему лошадь и принесли два empastadz из рыбы, а также голубой плащ» ( Doat XXIV, f 242 v, около 1232 г.); жительница Тараскона-на-Арьеже говорит, что около 1305 г. она приготовила «большой, прекрасный рыбный паштет» для одного совершенного, а его съел другой совершенный, и из-за этого возник конфликт (Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 67).


 
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments